Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 22:43, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать динамику внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть международную торговлю в системе международных экономических отношений;
- исследовать основные показатели внешней торговли;
- охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;
- проанализировать динамику и структуру внешней торговли России;
- оценить приоритеты и направления развития внешней торговли России;
- охарактеризовать место России в международной торговли.
Введение
1. Теоретические основы внешней торговли
1.1 Основные показатели внешней торговли
2. Анализ внешней торговли России на современном этапе
2.1 Динамика внешней торговли. Развитие экспорта. Развития импорта
2.2 Товарная структура внешней торговли
2.3 Географическая структура внешней торговли
3. Приоритеты и направления развития внешней торговли России
3.1 Место России в международной торговле
3.2 Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Теоретические основы внешней торговли
1.1 Основные показатели внешней торговли
2. Анализ внешней торговли России на современном этапе
2.1 Динамика внешней торговли. Развитие экспорта. Развития импорта
2.2 Товарная структура внешней торговли
2.3 Географическая структура внешней торговли
3. Приоритеты и направления
развития внешней торговли
3.1 Место России в международной торговле
3.2 Мероприятия, содействующие
развитию внешнеторговой
Заключение
Список литературы
Введение
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических отношений.
Актуальность исследования обусловлена тем, что международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Анализ специфических проблем открытой экономики начинается обычно с внешней торговли как важнейшей формы международных отношений. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.
Страны торгуют по нескольким
причинам. Во-первых, экономические
ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные
товары - распределяются между странами
мира крайне неравномерно; страны существенно
различаются по своей обеспеченности
экономическими ресурсами. Во-вторых,
эффективное производство различных
товаров требует различных
Анализ динамики внешней торговли России является актуальным, так как Россия в настоящее время активно борется за улучшение своего положения на международном рынке, и внешняя торговля для России это основной источник средств для поднятия национальной экономики и решения внутренних экономических и социальных проблем.
Цель курсовой работы - проанализировать динамику внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть международную
торговлю в системе
- исследовать основные показатели внешней торговли;
- охарактеризовать современную
внешнеторговую политику
- проанализировать динамику и структуру внешней торговли России;
- оценить приоритеты и направления развития внешней торговли России;
- охарактеризовать место
России в международной
Объектом настоящего исследования
является внешняя торговля России,
предметом - экспорт и импорт России,
характеризующие внешнюю
Теоретической и методологической
основой курсовой работы послужили
труды классиков экономической
науки, современных отечественных
и зарубежных ученых. Однако эта
тема широко дискутируется в периодических
экономических изданиях, таких как
«Российский
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в учебном процессе при изучении экономических дисциплин.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель, задачи, объект исследования, раскрыта научная новизна, теоретические и практические значения работы.
В I главе «Теории Теоретические
основы международной торговли»
рассмотрены теоретические
1. Теоретические основы внешней торговли
Международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Она зародилась в глубокой древности - собственно международная торговля начала осуществляться с формированием первых национальных государств в IV - III тысячелетиях до нашей эры (Египет, Месопотамия и др.), применительно к этим условиям уже правомерно рассматривать трансграничное движение товаров. Однако в тот период в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимой в различных странах продукции, поскольку господствующей формой хозяйства было натуральное хозяйство. Международные экономические отношения / Под ред. Б.М. Смитиенко. - М.: ИНФРА-М, 2005. - с.112.
В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах». Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие услуги. М., 1994. С.5 Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник. - М.: Экономистъ, 2004. - с.62
Становление рыночных отношений
дало мощный импульс развитию международной
торговли. Международная торговля претерпела
существенные изменения, отражая переход
к новым ступеням в развитии рыночного
хозяйства. Поскольку в основе развития
международной торговли лежит международное
разделение труда, постоянно углубляющееся
и развивающееся под
Начиная с 80-х гг. XX в. развитие международной торговли тесно связано с глобализацией экономики, когда происходит по существу «срастание» рынков отдельных стран. Наиболее интенсивно это происходит в рамках интеграционных группировок, таможенных, торговых и экономических союзов, где уменьшаются или вообще ликвидируются административные и экономические барьеры между странами.
Все более значительное место в современной международной торговле занимает электронная торговля (e-commerce, electronic commerce). В основе электронной торговли лежит использование возможностей современных компьютерных систем для осуществления сделок по реализации товаров и услуг и перевода финансовых ресурсов.
Существенное воздействие на развитие международной торговли оказывает деятельность ТНК, которые формируют свои собственные внутренние («интернальные») рынки, определяют в их рамках конъюнктуру рынка, масштабы и направления товарных потоков, цены на товары (особое место здесь занимают трансфертные цены) и общую стратегию развития таких рынков. Поскольку в современной международной торговле участвует множество различных субъектов международных экономических отношений (от ТНК с глобальными стратегиями и глобальными масштабами торговли - до отдельных физических лиц - «челноков»), экономические интересы которых часто не совпадают, то в целом для нее характерна острейшая конкуренция.
Международные товарные потоки в целом приобретают огромные масштабы и охватывают все регионы мира. В 2005 г. международная торговля товарами (суммированный мировой экспорт товаров) достигла 10,338 трлн. долларов. http://www.newsru.com
Под термином «внешняя торговля»
понимается торговля какой-либо страны
с другими странами, состоящая
из оплачиваемого ввоза (импорта) и
оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Международные экономические
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Эффективность или неэффективность внешней торговли, открытость или наоборот закрытость национальных экономических систем оказывают весьма противоречивое воздействие на хозяйствующие субъекты и на население различных стран мира. Так, например, либерализация внешнеэкономических связей и рост открытости национальной экономики приводят к тому, что в страну в значительных количествах приходят дешевые конкурентные импортные товары, однако это может привести к закрытию отечественных предприятий, производящих аналогичную продукцию, росту безработицы в стране и т.д.
1.1 Основные показатели внешней торговли
Международная торговля товарами складывается из двух противоположно направленных потоков - экспорта и импорта товаров. При этом понятиям «экспорт» и «импорт» сопутствуют понятия реэкспорта и реимпорта.
Технологический жизненный
цикл товара проходит в международной
торговле пять основных этапов. На первом
этапе новый товар выходит
на внутренний рынок. В процессе его
завоевания качество товара совершенствуется.
На втором этапе спрос на внутреннем
рынке полностью
В международной торговле практикуются варианты технологического жизненного цикла товара с последовательным или одновременным началом как в стране-разработчике, так и в стране, воспринимающей технологию производства нового товара. Циклы с одновременным внедрением эффективны для товаров с коротким жизненным циклом, так как именно он диктует повышенную скорость коммерческого маневра. Товары с длительным жизненным циклом продвигаются в национальную экономику других государств последовательно, согласно традиционным вариантам технологического жизненного цикла товара.
Участие страны в международной торговле обусловлено уровнем её экономического развития, размерами территории, численностью населения, степенью обеспеченности природными ресурсами, емкостью внутреннего рынка, задачами и целями экономической политики. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов/ М.В. Елова, Е.К. Муравьева и др.; Под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. - М.: Логос, 2002. - с.135
Экспорт - вывоз за границу товаров для их реализации на внешнем рынке. Импорт - ввоз товаров для их реализации на внутреннем рынке. Реэкспорт - вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в данной стране переработке. Реимпорт - обратный ввоз из-за границы в страну не подвергшихся обработке отечественных товаров. Факт экспорта и импорта фиксируется в момент пересечения таможенной границы и отражается в таможенной и внешнеторговой статистике государства.
При оценке масштабов международной
торговли различают понятия номинального
и реального объема международной
торговли. Первый из них (номинальный
объем) представляет собой стоимость
международной торговли, выраженную
в долларах США в текущих ценах.
Поэтому номинальный объем
Номинальный объем международной торговли, несмотря на некоторые отклонения в отдельные годы, в целом имеет общую тенденцию к росту. Она отражает, прежде всего, тенденцию роста физического объема международной торговли (поставок товаров в натуральном исчислении). Однако, учитывая тот факт, что и цены в международной торговле имеют в целом тенденцию к росту, то в результате стоимостный объем международной торговли растет быстрее, чем ее физический объем.
Объемы экспорта и импорта рассчитываются в каждой стране, как в натуральных, так и в стоимостных показателях. При этом стоимостные показатели обычно рассчитываются в национальной валюте и затем переводятся в доллары США для целей международного сопоставления. Однако имеются и примеры отдельных стран (прежде всего это страны, для которых характерна высокая инфляция), где экспорт и импорт рассчитывают сразу же в долларах США.