Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:58, курсовая работа
Система — это совокупность ряда элементов или подсистем и связей между ними, которой свойственны такие признаки целостности, как организованность, наличие интегративных свойств и функций, самодвижение и общая цель. Следовательно, экономическая система — это совокупность всех видов экономической деятельности людей в процессе их взаимодействия, направленных на производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, а также на регулирование такой деятельности в соответствии с целью общества.
Основными элементами экономической системы, ее подсистемами являются: 1) производительные силы; 2) технико-трудовые и организационно-производственные отношения; 3) производственно-экономические отношения; 4) социально-экономические отношения, или отношения собственности (экономический аспект); 5) хозяйственный механизм. Каждый из данных элементов, в свою очередь, представляет собой довольно сложную подсистему, состоящую из определенных частей, компонентов со свойственной им совокупностью взаимосвязей, и развивается в соответствии с законами, общими для всей экономической системы, и внутренними, специфическими законами и противоречиями, присущими только данной подсистеме.
Предмет изучения экономической теории — все элементы экономической системы. Политическая же экономия призвана изучать, прежде всего, производственные отношения, отношения присвоения-отчуждения в их взаимодействии с производительными силами, и соответствующие экономические законы. Следует отметить, что в советской экономической литературе предметом политической экономии были только производственные отношения. Такой подход представляется односторонним, поскольку производственные отношения как социально-экономическая форма общественного способа производства рассматривались в отрыве от содержания — производительных сил, — определяющей стороны способа производства. При подобном подходе невозможно исследовать противоречия двух сторон последнего, вне предмета науки в значительной мере оказывается человек как главная производительная сила, неразрешенными остаются другие теоретико-методологические проблемы.
Изучение только производственных отношений в значительной мере отвечает классовому подходу, так как в основе этих отношений лежит собственность на средства производства как основа формирования классов. Игнорирование же этого аспекта означает абстрагирование от распределения богатства в современном обществе, от противоречий между классами и социальными группами, а следовательно, от реалий действительности.
Генетическое ядро производственных отношений, или отношения собственности в экономическом понимании данного понятия — наиболее сложная подсистема экономической системы общества. Они определяют отношения между людьми в сферах непосредственного производства, обмена, распределения и потребления. Доминируют среди последних отношения в сфере непосредственного производства. Если рассматривать отношения собственности с точки зрения объектов присвоения, то их элементами выступают отношения между людьми по поводу присвоения: а) рабочей силы; б) средств производства; в) достижений науки (прежде всего, в форме патентов, лицензий, других продуктов интеллектуальной собственности); г) информации; д) передовых форм и методов организации производства; е) услуг, и т. п.
В экономической теории и в политической экономии «производственные отношения» и «собственность» должны исследоваться в соотношении: система и ее ядро. При этом категория «собственность» содержит большие эвристические (познавательные) возможности для изучения всей системы производственных отношений. Ведь категория «производственные отношения» имеет в определенной степени двойственное значение (может рассматриваться как отношения между людьми в сфере непосредственного производства или как охватывающие другие сферы — обмен, распределение, потребление). Для раскрытия эволюции производственных отношений под воздействием развития производительных сил необходимо использовать понятие «генезис форм собственности», которое в динамике означает эволюцию форм экономического присвоения, а значит, служит инструментом познания процесса присвоения различными социальными субъектами тех или иных объектов — позволяет полнее исследовать диалектику общественного способа производства, классовых отношений, политической власти и др.
. Стабильность и организованность современной экономической системы зависит от рационального сочетания в ней различных форм собственности, каждая из которых отвечает требованиям развития того или иного элемента производительных сил. Специфика коллективных и общественных форм собственности детерминирована особенностями современного этапа развития производительных сил, самого процесса производства. Эти формы собственности являются наиболее адекватными социальной сущности человека. Соотношение общественной, коллективной и частной форм собственности неодинаково в различных отраслях и сферах экономики. Так, в сельском хозяйстве и сфере услуг могут преобладать частная форма собственности (индивидуальная, семейная), в базовых капиталоемких отраслях промышленности — общественная, в других отраслях — коллективная.
Эффективность, организованность, а в значительной мере, — и саморегулирование экономической системы в современных условиях зависят от того, насколько сильна ее гуманистическая, демократическая направленность, зависящая от двух основных факторов: степ
Содержание
Введение ………………………………… 3
1. Понятие экономической системы……. 5
2. Типы экономических систем ………… 8
3. Альтернативные модели в …………… 18
рамках экономических систем
Заключение ……………………………… 22
Список используемой литературы …….. 24
Введение
Переходная экономика
Переход от одной экономической системы к другой вызывает особое состояние экономики. Причиной обычно служит кризис и трансформация экономических отношений прежней системы, а также возникновение новых отношений, присущих нарождающейся системе. Старые и новые отношения взаимодействуют в рамках переходной экономики.
Такая ситуация может возникнуть как в одной стране, так и одновременно в ряде стран. Переход из одной устоявшейся экономической системы к другой не может произойти мгновенно - требуется время для того чтобы создать новый комплекс экономических отношений. Это занимает, как правило, достаточно длительный период времени. Длительность перехода зависит от особенностей страны или региона.
Переход от традиционной экономики к чистому капитализму в некоторых странах длился столетиями. Элементы капиталистических отношений возникали в городах Италии и Голландии уже в XIV-XVвв., однако разложение феодального производства и начало капиталистического датируется лишь XVIв., а окончательный переход произошел в Голландии и в Англии в XVIIв.. Эти страны прошли классический путь развития капитализма - первоначальное накопление капитала, простая кооперация, мануфактурное производство и, наконец, капиталистическая фабрика. Во Франции процесс первоначального накопления капитала растянулся на три столетия. Это объясняется устойчивостью абсолютистского государства, относительной прочностью социальных позиций дворянства и мелкого крестьянского хозяйства. В Германии и США переход окончательно осуществился к концу XIXв.. В России же развитие капиталистических отношений растянулось более чем на два столетия. Процесс этот протекал в условиях значительных пережитков феодализма и крепостничества. А в помещичьих хозяйствах, где перемены происходили наиболее медленно, не был завершен и к началу XXв.
Однако сегодня, говоря о переходной экономике, чаще всего имеют в виду развал бывшего соцлагеря. Конец XX в. охарактеризовался массовым переходом ряда стран от административно-командной экономики к рыночной. Исходной точкой таких преобразований послужил кризис государственной собственности и плановой системы регулирования экономикой. Эти элементы стали постепенно замещаться различными формами частной собственности и формированием механизмов функционирования экономикой присущих рынку.
Хотя этот процесс идет гораздо интенсивнее, чем переход от традиционной системы к капитализму (что объясняется наличием развитого индустриального производства), в разных странах он происходит по-разному. Чем более та или иная страна была «рыночной» на момент утверждения административно-командной системы, тем легче и быстрее она теперь переходит к рынку. Примером таких стран могут послужить Чехия и Венгрия.
Следует отметить, что для экономики переходного типа характерно резкое обострение социально-экономических противоречий, которое затухает по мере формирования зрелой экономической системы.
3. Альтернативные модели в рамках экономических
систем.
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями
Административно-командная система.
Нерыночная система хозяйства, созданная в нашей стране и по нашей модели в ряде зарубежных стран, имеет много разных названий: «экономика дефицита», «административно-командная экономика», «нетоварный социализм» и т. д. Существовали советская, китайская, северо-корейская и др. системы. В странах с ярко выраженной диктатурой ( например режим Пол Пота ) пытались внедрить модели вообще с трудом укладываемые в рамки даже административно-командной системы. Но, как уже указывалось, система как и все её модели не оправдала себя, большинство бывших социалистических стран занялись возрождением частной собственности и системы рынков, поэтому рассмотрим модели более прогрессивных систем.
Рыночная система.
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП , причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) -- на государство
Современные модели смешанной экономической системы
Как мы уже отмечали, экономическую систему большинства стран мира можно считать смешанной. Общества с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют различные методы и подходы к решению экономических проблем.
Давайте рассмотрим самые известные модели в рамках смешанной системы:
Американскую модель характеризует всемерное поощрение предпринимательской активности и личного обогащения наиболее активной части населения. Т.е. существует массовая ориентация на достижение личного успеха. Задача социального равенства здесь вообще не рассматривается. Нуждающимся группам населения выдаются пособия, для них также существует система частичных льгот, что создает им приемлемый уровень жизни. Для Америки характерна высокая производительность труда. Государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры, обеспечение НИОКР, свободы предпринимательства, развитии образования и культуры.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Для успешного проведения такой социальной политики установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50% национального производства (ВНП). В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах различных групп населения, высок уровень социального обеспечения граждан и экспортная способность шведских компаний. Шведская модель получила название «функциональная социализация». Функции производства ложатся на частные предприятия (государство владеет лишь 4% основных фондов), действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) возложены на государство. Главным достоинством такой экономики состоит в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем занятости и благосостояния населения.
Германская модель. Эта модель формировалась на основе ликвидации крупных концернов гитлеровских времен и предоставлении всем формам хозяйственной деятельности возможности устойчивого развития. В результате средний и мелкий бизнес, а также фермерские хозяйства пользуясь покровительством правительства добились высокой эффективности своей хозяйственной деятельности. Государство достаточно активно влияет на цены, пошлины и технические нормы. Такая модель получила название «социальное рыночное хозяйство».
Японская модель характеризуется развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Планы носят рекомендательный характер и представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель может существовать только в условиях высокоразвитого национального самосознания. В Японии существует приоритет интересов нации над личными интересами - население готово идти на определенные материальные жертвы ради процветания нации. Для японской экономики характерно также сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые дают наибольший успех.
Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это объясняется прежде всего схожим психологическим складом населения, его трудолюбием и ответственному отношению к своим обязанностям. Государство здесь также активно участвует в перестройке экономики. Но вследствие относительно неразвитых рыночных отношений южнокорейское правительство целенаправленно содействовало созданию рыночной экономики в лице крупных корпораций, переросших потом в финансово-промышленные конгломераты. Кроме того, государственные органы оказывали всестороннюю поддержку мелкому и среднему предпринимательству. Еще одной характерной чертой южнокорейской модели стало четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями, что тоже способствовало формированию рыночных отношений.
Следует заметить, что в смешанной экономике разных стран делается выбор между двумя путями развития - либеральным и социально-ориентированным.
Либеральная смешанная экономика базируется на:
1) безусловном преобладании частной собственности и хозяйственном законодательстве, обеспечивающем максимальную свободу субъектов рынка и ограждающем их от вмешательства государства.
2) сосредоточение государственного регулирования главным образом на макроэкономических процессах.
Здесь преобладает принцип - работающий человек обеспечивает себя сам, свою семью и свою старость. Государственный патернализм распространяется на нищих и обездоленных.
Для социально-ориентированной экономики характерны следующие признаки:
1) смешанная система хозяйствования с довольно значительным государственным сектором;
2) государство регламентирует правила игры на рыночном поле как для государственных, так и для частных структур;
3) государственное регулирование осуществляется не только на макроуровне, но и в сфере деятельности хозяйствующих субъектов;
4) государство гарантирует определенное обеспечение потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры и жилья;
5) регулирование занятости населения с целью минимизации безработицы.
Таким образом, государство путем своего вмешательства непосредственно в деятельность производственных и коммерческих фирм получает возможность проявлять заботу о своих гражданах. Отсюда и название "социально ориентированной".
Появление такой модели смешанной экономики пришлось на 70-80 годы и на сегодняшний день наибольшего развития достигло в таких странах как Германия и Швеция.
Заключение
Рассмотрим всё изложенное выше применительно к нашей стране. Россия сегодня имеет монетарную экономику с наемным трудом, правда, с некоторыми ограничениями. Она пока не управляется рыночным соглашением, то есть еще не является рыночной экономикой. При наличии финансового отношения без финансового рынка и плохо установленных и плохо контролируемых прав собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с капиталистическим началом, даже монополистическим. Напротив, можно отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти первичное накопление капитала.
Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики на базе монетарной экономики с наемным трудом и финансовой олигархией, то есть приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция к разбросу цен как раз и свидетельствует об отсутствии единого рынка. Эта трудность установления рыночного соглашения и служит одним из проявлений российской специфики или, в более общем плане, тем, что отделяет постсоветский «первый мир» от «второго мира» - Центральной Европы.
Какие альтернативные модели возможны для будущего развития российской экономики?
Первый путь состоит в следовании традиционной схеме, согласно которой модернизация российского общества осуществляется «сверху», государством или правящей верхушкой. Это как раз путь, выбранный российскими реформаторами, но «завязший» в олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием реализации такого сценария является усиление центральной государственной власти, которое может быть достигнуто только путем эволюции в сторону авторитарности.
Второй сценарий ведет к формированию слабого государства и победе финансовой олигархии. Это катастрофический сценарий с экономическим застоем и огромной социальной дифференциацией за счет перераспределения ренты, что наблюдалось в Латинской Америке, Азии или даже в Африке. Вполне возможно вмешательство армии для обеспечения социального мира. Способна ли в таком случае финансовая олигархия изменить свое поведение и стать основным субъектом модернизации страны, борясь с установками на получение ренты? Подобное возможно лишь при угрозе наступления политических изменений, опасных для олигархии, которая решит тогда объединить силы реформаторов, чтобы выжить, и революционизировать общество, чтобы предотвратить угрозу.
Информация о работе Альтернативные модели в рамках экономических систем