Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 07:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ понятий «альтернативная стоимость» и «кривая производственных возможностей», которые мы рассмотрим на следующих примерах:
- Рассмотрение издержек производителя как стоимость альтернативы на примере производства деревянного столика для пикника и производства десятискоростного велосипеда и сделаем соответствующие выводы.
Введение
3
1. Историческая природа альтернативных затрат.
6
2. Альтернативная стоимость
9
2.1 Альтернативная стоимость. Проблема Выбора.
9
2.2 Природа и сущность издержек производства.
12
2.3. Издержки производителя как стоимость альтернативы.
14
Полезность как стоимость альтернативы.
16
2.4.1. Закон убывающей предельной полезности.
20
3. Кривая производственных возможностей: содержание
и графическое изображение.
26
Заключение
33
Список литературы
Конституционный выбор – общественный выбор правил выбора.
Альтернативную стоимость можно определить как ценность наилучшей из истраченных возможностей в использовании данных ресурсов.
2.2. Природа и сущность издержек производства.
Если покупателя при приобретении товара на рынке прежде всего интересует его полезность, то для продавца (производителя)центральное место занимают издержки производства. Поскольку в условиях совершенной конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены, постольку именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие на размер прибыли, но возможности расширения производства и на то, останется ли данная фирма на рынке или будет вынуждена покинуть его.
Таким образом, совокупное предложение как сумма рыночного предложения отдельных фирм зависит, в конечном счете, от уровня издержек производства, а вид кривой предложения непосредственно связан с динамикой издержек.
Но прежде
чем рассмотреть подробнее
Понятие издержек обычно ассоциируется с определенными потерями, жертвами, которые необходимо понести для получения некоторых полезных результатов. Эти потери могут быть разнообразны, поэтому нет единого универсального и простого метода определения издержек. Существует два подхода к трактовке издержек: бухгалтерский и экономический, каждый из которых имеет свою область применения.
Согласно первому подходу, бухгалтерские издержки – это стоимость израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения.
Бухгалтерские издержки принимают форму денежных платежей внешним поставщиком ресурсов и промежуточных изделий (полуфабрикатов, комплектующих изделий), не принадлежащим к числу владельцев фирмы. Они полностью отражаются в бухгалтерском учете предприятия. Поэтому эти издержки также называют внешними.
Согласно второму подходу, экономические издержки - это стоимость благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном использовании тех же ресурсов. В этих условиях говорят об альтернативных (или вмененных) издержек – цене выбора.
Альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, проявляются как внутренние (неоплачиваемые) издержки. Они включают:
-денежные
платежи, которые могла бы
-нормальную прибыль.
Нормальную прибыль предпринимательства – это минимальная плата ,необходимая для того, чтобы издержать предпринимателя в пределах данного направления деятельности.
Строго говоря, в экономической теории под издержками всегда понимаются альтернативные издержки, и поэтому бухгалтер и экономист вполне могут по-разному определить издержки. Для бухгалтера имеют значение денежные расходы на ресурсы, необходимые для производства продукции. Для экономиста эти денежные расходы могут быть неточным отражением альтернативных издержек на приобретение ресурсов, если рынок по каким-то причинам не обеспечивает их оценку по самой высокой стоимости их альтернативного использования. Кроме того, экономист хочет учесть все выгоды, принесенные в жертву благодаря данному действию. Учет упущенных возможностей – важная черта рыночной экономики.
Таким образом, соотношение бухгалтерских и экономических издержек производства можно представить следующим образом:
Экономические издержки = внешние (бухгалтерские) издержки + внутренние издержки + нормальная прибыль.
В экономической науке нет существенных различий между теорией предложения и теорией спроса. И та и другая предполагают, что лица, принимающие решения, могут выбирать, что выбор предполагает наличие альтернатив, и что выбор основывается на сопоставлении ожидаемых выгод, связанных с альтернативами. Логика экономии одинакова и у производителей, и у потребителей. Когда мы размышляем об издержках производителя - например, задаваясь вопросом, почему производство десятискоростного велосипеда обходится дороже, чем деревянного столика для пикника, то вначале мы обычно вспоминаем, что используется для их производства. Мы думаем о сырье и материалах, о затратах рабочего времени, а также, может быть, о необходимых машинах и инструментах. Мы выражаем ценность этих ресурсов в денежных единицах и предполагаем, что издержки на производство велосипеда или стола равны сумме этих денежных оценок. Здесь нет ошибки, но вопрос, почему данные ресурсы имеют именно такую денежную оценку, остается при этом без ответа. Концепция альтернативной стоимости утверждает, что эти оценки отражают ценность данных ресурсов при их наилучшем альтернативном использовании, или, другими словами, ценность тех альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать, когда данные ресурсы используют для производства велосипедов или столиков для пикника.
Для производителя велосипедов издержки равны расходам на приобретение соответствующих ресурсов. Но т.к. существуют другие возможности их использования, то он должен заплатить за ресурсы по цене "лучшей альтернативы". Таким образом, ценность нереализованных альтернативных возможностей превращается в издержки производства велосипеда. В этом есть глубокий смысл, т. к. затраты на получение одного дополнительного велосипеда по самой своей сути равны ценности того, от чего приходится отказываться или чем приходится жертвовать, чтобы получить этот велосипед.
Рассмотрим пример со столиком для пикника. Часть издержек его производства составляет стоимость древесины. Предположим, что увеличится спрос на новые жилые дома и, соответственно, строительные фирмы станут закупать гораздо больше древесины. Если вследствие этого повысится цена древесины, то вырастут издержки производства столиков для пикника. Не произошло ничего такого, что изменило бы физический объем ресурсов, используемых для производства стола, но издержки повысились. Так как жилые дома, при строительстве которых используется древесина, теперь ценятся выше, чем раньше, то производитель столиков должен оплачивать более высокую альтернативную стоимость древесины, из которой он хочет делать свои столики для пикника.
Концепция альтернативной стоимости объясняет также, каким образом в производственные издержки входит труд. Наниматели должны предложить рабочим такую заработную плату, которая побудит их отказаться от всех других возможностей. Квалифицированный рабочий будет получать больше неквалифицированного лишь по той причине, что в каком-нибудь другом месте его квалификация имеет большую ценность. Но наш владелец велосипедной фабрики не будет платить им дополнительного жалованья за эту квалификацию, если только, благодаря своему необычному таланту, они не окажутся более ценными в каком-нибудь другом месте.
Как потребителю сориентироваться среди обилия товаров и услуг, как сделать выбор, при котором полезность была бы максимальной, а затраты минимальными? Потребители чаще всего ищут ответы на эти вопросы интуитивно, на основе опыта, методом проб и ошибок. Предприниматели расходуют на изучение спроса не мало средств, пытаясь понять особенности потребительского выбора и воздействовать на него.
Индивидуальная оценка полезности является субъективной характеристикой. Отдельные индивиды оценивают полезность одной и той же вещи по-разному, в зависимости от своих вкусов и предпочтений. Более того, один и тот же потребитель оценивает полезность того же самого продукта/услуги не одинаково в зависимости от конкретной ситуации, места, времени, моды и т.п.
Австрийская школа предельной полезности дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть источником удовлетворения. Это свойство экономисты обозначили термином «полезность». Основы теории полезности разработаны такими крупными экономистами 19 века, как Уильям Стенли Джевонс, Карл Менгер, а также его последователи Ойген фон Бем-Баверк и Фридрих фон Визер.
Теория
предельной полезности заложила основы
нового научного подхода к проблеме
эффективности производства на основе
оптимального значения. Впервые был
использован принцип
Представители
новой экономической концепции
– теории предельной полезности –
в качестве исходного явления
при определении стоимости
Таким образом, было создано особое направление в экономической науке, которое было названо «маржинализм» («предельность»). Основные положения данного течения настолько отличались от представлений классической школы, что маржинализм был признан переворотом в науке.
Если классическая школа (Смит, Рикардо, Маркс) считала, что стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на его производство, и, значит, является объективной величиной, то маржиналистский подход противоположен. Его ключевое положение состоит в следующем: стоимость (ценность) товара определяется не затратами на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю.
Таким образом, основные положения маржинализма состоят в следующем:
- Стоимость товара не должна определяться затратами труда (или труда, земли и капитала);
- Стоимость
(или ценность) блага определяется
величиной полезного эффекта,
получаемого индивидуумом от
его потребления, т.е.
- Стоимость
рассматривается как
- Появился термин «предельная величина» и на основе этого различают совокупную (общую) и предельную полезность благ;
- Стоимость
труда и капитала. А значит, и
издержки производства
Таким образом, теорию предельной полезности можно считать субъективно- психологической теорией. Основанием этого служат убеждения маржиналистов в том, что все категории экономической науки могут быть выведены только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний.
Так, например,
представитель австрийской
Данная мысль послужила основной отправной точкой целого научного направления. В дальнейшем маржиналисты обратили внимание на то, что потребление любого блага носит «приростный характер».
Отсюда следует три основных положения: