Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 06:57, реферат
Альфред Маршалл (1842-1924) родился в Лондоне, получил образование в Кембриджском университете. Преподавал экономическую теорию в ряде университетов Великобритании, был профессором Кембриджского университета, где возглавлял кафедру политической экономии. Был экспертом в различных правительственных комиссиях одним из организаторов Королевского экономического общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………2
1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ 3
2. ВКЛАД В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НАУКУ…………………...………... ……..6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...........9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 10
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ 3
2. ВКЛАД В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НАУКУ…………………...………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 10
ВВЕДЕНИЕ
Альфред Маршалл (1842-1924) родился в Лондоне, получил образование в Кембриджском университете. Преподавал экономическую теорию в ряде университетов Великобритании, был профессором Кембриджского университета, где возглавлял кафедру политической экономии. Был экспертом в различных правительственных комиссиях одним из организаторов Королевского экономического общества.
Маршалл обобщил, дополнил и систематизировал результаты маржиналистской революции, использовавшей понятие о предельных величинах для широкого применения математики в экономических исследованиях. Вклад А.Маршалла в разработку этого теоретического направления некоторые историки экономической мысли назвали "маршаллианской революцией".
В отличие от английской классической политической экономии неоклассики провозгласили предметом экономической теории "чистую экономику", которая не зависит от общественной формы ее организации. Единичным объектом изучения стал так называемый экономический человек, который, в какой бы роли он ни выступал (потребителем, предпринимателем или продавцом рабочей силы), всегда стремится максимизировать свой доход (или полезность) и минимизировать затраты (или усилия) для его получения.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
В девятилетнем возрасте Альфреда Маршалла послали в школу Мерчанта Тейлора, для чего отец Альфреда, сославшись на его способности, испросил и получил у директора Английского банка 200 ф. ст. на плату за обучение. Уильям Маршалл заставлял мальчика вместе с ним выполнять школьные задания вплоть до 11 часов вечера. В результате отец довел сына до такого состояния переутомления, что, по словам Альфреда, жизнь ему спасла проживавшая близ Доулиша его тетка Луиза, у которой он проводил летние каникулы. Она предоставляла в его распоряжение лодку, ружье и пони, и к концу лета он возвращался домой загоревший и здоровый. Ю.Ч.Дермер, соученик Альфреда и староста класса в школе Мерчанта Тейлора, вспоминает, что Альфред был маленького роста, бледный, плохо одетый, выглядел переутомленным, у него было прозвище «свечка»; в мальчишеских играх участвовал мало, увлекался решением шахматных задач, был очень сдержан в установлении дружеских связей.
Заняв в 1861 третье место в классе, Альфред, согласно старым уставам, получил право на стипендию в Оксфордском колледже Сент-Джон, что обеспечивало ему через три года аспирантскую стипендию и стабильное материальное положение. Это уже был первый шаг на пути к посвящению в духовный сан в протестантской церкви, к чему и предназначал его отец. Но для самого Альфреда такая перспектива отнюдь не была главной целью жизни. Он не намеревался похоронить себя в Оксфорде среди мертвых языков; его манил Кембридж.
В Кембридже Альфред Маршалл реализовывал свои честолюбивые устремления. В 1865 он занял второе место на экзаменах по математике, его тут же зачислили в аспирантуру.
В 1875г. Маршалл четыре месяца провел в Соединенных Штатах. Он объездил весь восток страны, а затем побывал в Сан-Франциско. В Гарвардском и Йельском университетах он имел продолжительные беседы с учеными-экономистами и много встреч с видными гражданами. Но свою главную задачу он видел в изучении проблемы протекционистской политики.
По возвращении в Англию он 17 ноября 1875 г. прочитал лекцию об американской промышленности в кембриджском Клубе этики, а затем, в 1878г., выступил в Бристоле с рядом лекций на тему «Экономические условия в Америке». Поездка в США произвела на него глубокое впечатление, оказавшее влияние на всю его дальнейшую работу.
В 1876 состоялась помолвка Альфреда Маршалла с мисс Мэри Пэйли, правнучкой архидиакона. Мисс Пэйли прежде была ученицей Альфреда, а затем читала курс лекций по «экономикс» в Ньюнхемском колледже. Свою первую книгу, «Экономика промышленности», опубликованную в 1879, он написал в соавторстве с Мэри; по существу, вначале это была не его, а ее книга, которую она начала писать по настоянию группы преподавателей вечернего факультета Кембриджского университета. Поженились Альфред и Мэри в 1877. На протяжении сорока семи лет их брачного союза он находился в полной зависимости от ее преданности ему. Она целиком посвятила ему свою жизнь с таким бескорыстием и пониманием, что друзья и старые ученики не могли думать о них отдельно.
Брак, повлекший за собой потерю стипендии, означал необходимость на время покинуть Кембридж, и Маршалл занял пост главы университетского колледжа в Бристоле и одновременно профессора политической экономии.
К 1877, когда ему было тридцать пять лет, он сформулировал в уме основы почти цельной новой науки, имевшей громадное значение для человечества; однако нарушение его здоровья и резкий упадок сил в последующие пять лет, когда он должен был бы выдать плоды своих исследований миру, отчасти подорвали его мужество, хотя и не решимость.
В 1885 г. сочинения по политической экономии были включены в программу экзаменов Кембриджа на получение отличий по гуманитарным наукам и по истории. Но почти сразу же после того, как он стал профессором, Маршалл остро осознал, что настало время сделать еще один шаг вперед. Он немедленно восстал против того, чтобы его лекции были адаптированы к требованиям экзаменационной программы, в которую предмет «экономикс» входил бы лишь как составная часть. Это было практически первое выступление в борьбе за самостоятельный статус, который впоследствии предмет «экономикс» завоевал себе почти повсюду.
Таким образом, и в формальном смысле Маршалл был основателем Кембриджской школы. Он тем более был ее основателем в неофициальных отношениях с многими поколениями своих учеников, в тех отношениях, которые играли такую большую роль во всей его жизни как ученого и в становлении научной карьеры самих его учеников.
Маршалл вышел в отставку с поста руководителя кафедры политической экономии в 1908 г., в возрасте 66 лет. Освободившись от чтения лекций и от ответственности за учеников, остаток жизни он посвятил доработке главного труда своей жизни.
Ученый скончался у себя дома в Кембридже 13 июля 1924 г. Похоронен на приходском кладбище кембриджской церкви Вознесения.
ВКЛАД В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НАУКУ
Главным вкладом Маршалла в экономическую науку является соединение воедино классической теории и маржинализма. Он считает, что рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности товара и предельных издержек на его производство. Графическим эквивалентом данного положения является знаменитый график, именуемый «крест Маршалла» или «ножницы» Маршалла.
Дж. М. Кейнс считал, что общая идея, лежащая в основе утверждения Маршалла о том, что ценность устанавливается на равновесном уровне спроса и предложения является эквивалентом системы Вселенной Коперника. Маршалл ввел в экономическую теорию категории: «эластичность спроса», «потребительский излишек».
Слава Маршалла как ведущего экономиста-теоретика долгое время основывалась на его лекциях, поскольку, стремясь к совершенству, он мучительно долго (около двадцати лет) писал и готовил к печати свой главный труд «Принципы экономической науки» (1890). Именно в этой книге впервые термин «политическая экономия» аргументированно заменяется на термин экономика (хотя само слово употреблялось и ранее). Благодаря активной преподавательской деятельности и влиянию «Принципов» Маршалл доминировал в британской экономической науке с 1890-х до начала 1930-х годов.
По характеру Маршалл был не революционной, а синтезирующей фигурой. Он обладал редким талантом к систематизации и развитию концепций, выдвинутых экономистами прошлого и настоящего: Курно, Дюпюи, И. Г. Тюнена, Д. Рикардо. Очень многие из них вошли в экономическую теорию именно в его редакции. Эволюционный подход с упором на постепенность, преемственность и осмотрительный реформизм Маршалл применял не только в оценке экономической теории, но и в исследованиях реальной экономики и человеческого общества. Не случайно его любимым девизом и эпиграфом всех изданий «Принципов экономической науки» стало латинское изречение «Natura non facit saltum» (природа не делает скачков).
Маршалл действительно считал экономическую науку «орудием для открытия конкретной истины» и наукой о социальном усовершенствовании. Он активно участвовал в работе Королевских комиссий по вопросам труда и заработной платы, помощи бедным, налогообложения, таможенных пошлин, по валютным проблемам.
«Практицизм» Маршалла сказался также в его своеобразном подходе к применению математических методов в экономическом анализе. Как уже отмечалось, Маршалл был сильным математиком и в Кембридже для собственного удобства переводил идеи Рикардо и Джеймса Милля на язык уравнений и графиков. Однако при изложении своих собственных теорий он отводил математике весьма скромное место (в отличие от своих современников Вальраса и Джевонса, владевших математикой хуже него).
В «Принципах экономической науки» все знаменитые диаграммы Маршалла, которые ныне включены в каждый вводный курс микроэкономики, убраны в сноски, а алгебраические уравнения еще дальше — в математические приложения. Дело было не только в стремлении к простоте и доступности изложения: Маршалл видел опасность того, что чрезмерное увлечение математикой «может, по его словам, отвлечь наше внимание на рассмотрение интеллектуальных игрушек, мнимых проблем, не соответствующих условиям реальной жизни. Оно может исказить перспективу, побуждая нас пренебречь факторами, которые с трудом поддаются математическому аппарату». Маршалл видел в математике лишь строгий язык, с помощью которого можно точнее и нагляднее выразить мысль и отвергал математику как средство анализа.
Синтетизм Маршалла проявился и в том, что он попытался объединить в своей работе подходы маржинализма, классической политической экономии и исторической школы. Маршалл ставил на передний план проблемы экономического роста и распределения. Он интегрировал в свою теорию анализ издержек производства как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспекте, что также было близко учению классиков. Не случайно именно к Маршаллу и его последователям стали охотно применять термин «неоклассики», подчеркивая преемственность их идей и теорий классической школы.
Хотя за долгую научную жизнь Маршаллом было опубликовано более 80 трудов, его основной вклад в экономическую теорию содержится в упомянутых выше «Принципах экономической науки», ставших «библией» экономистов первой половины 20 века.
Смысловым центром его труда, ядром, вокруг которого сложилась его структура, является книга V: «Общие отношения спроса, предложения и ценности» (в русском переводе — стоимости). Именно в этой книге Маршалл дает основы абстрактного теоретического анализа рыночного равновесия.
Основные достижения Маршалла в области теории спроса связаны с концепциями кривой спроса (demand curve), эластичности спроса (elasticity of demand) и потребительского излишка (consumer surplus).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работы Маршалла оказали огромное влияние на его современников. Сама фигура Маршалла знаменует собой рубеж в развитии западной экономической мысли конца 19 — начала 20 века. С одной стороны, его синтез оказался вершиной всего предшествующего развития неоклассического направления, начавшегося в 1870-х гг. прошлого столетия. И в то же время он стал основателем знаменитой Кембриджской школы, членами которой были А. Пигу, а также молодые Дж. Кейнс, Дж. Робинсон и другие, проложившие новые пути развития экономической мысли в 20 веке.
"Принципы экономической науки" Маршалла являлись наиболее полным сводом существующей теории и учебником для многих поколений студентов. Этот труд оказал огромное влияние на развитие экономической науки, особенно в англоязычных странах, и содействовал популяризации экономических методов, многие из которых по-прежнему являются важными средствами анализа в арсенале любого экономиста. Новый учебный курс по экономикс для соискателей ученых степеней и связанная с ним программа исследований, принятые благодаря настойчивым усилиям А. Маршалла в Кембридже в 1903 г., явились одной из первых попыток повысить уровень экономического образования специалистов по менеджменту.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дж. М. Кейнс об Альфреде Маршалле / История экономической мысли. Москва: Логос, 1993г.
2. Большой энциклопедический словарь / Москва: АСТ, Астрель, Encyclopaedia Britannica, 2009г.
3. Классики менеджмента / Изд-во «Питер», 2006г.
4. Великие личности / http://encyklopedia.narod.ru/