Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:09, реферат
По своим масштабам и последствиям авария на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС) представляет собой глобальную экологическую катастрофу. В результате катастрофы на ЧАЭС в атмосферу было выброшено большое количество радиоактивных веществ, суммарная активность которых – десятки миллионов Кюри (~ Ки), а также несколько тонн ядерного топлива. Из шести областей Беларуси пять загрязнено долгоживущими радиоизотопами (23% территории, на которой проживало на момент аварии 2,1 млн. человек – пятая часть населения Республики Беларусь). Наибольшее радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий имеют Гомельская (45%), Могилевская (23%) и Брестская (23%) области
Содержание
1. Ведение .………………………………………………………………. 3
2. Активность радиоактивного вещества ……………………………... 4
3. Естественная радиоактивность…...……………………………...….. 7
4. Техногенная радиоактивность ..……………………………………... 8
5. Единицы активности в СИ и внесистемные ..……………………… 9
6. Заключение ...…………………………………………………………. 11
7. Литература ...………………………………………………………….. 12
Количество или содержание радиоактивного материала определяют термином «активность». При этом совершенно понятна бессмысленность выражения данной величины в единицах массы. Исторически сложилось так, что указанная единица была введена применительно к радию, один грамм которого и обладал активностью в 1 Ки.
Когда начали использовать эту единицу по отношению ко всем остальным радиоактивным элементам, 1 Ки стал выражать количество вещества, в котором за 1 с. происходит распад 37 млрд. атомов. Поскольку Кюри относительно крупная единица радиоактивности, чаще применяют милликюри, (одна тысячная часть кюри), микрокюри (одна миллионная част кюри).
Новая единица активности в Международной системе единиц – беккерель (Бк), названная в честь первооткрывателя радиоактивности А.А. Беккереля и соответствующая 1 распаду в 1 с.
Один беккерель – мелкая единица, по отношению к одному кюри 1 Бк = 27 пКи.
Важно здесь осознать, что определение активности радиоактивного изотопа само по себе еще ничего не говорит о дозах радиации. Активность всего лишь указывает на число атомов, распадающихся в секунду, и ничего не говорит о виде радиоактивного излучения или о величине его энергии. Для характеристики этих величин введены другие единицы их измерения.
В указанной ниже таблице приведены единицы активности и единицы измерения доз, используемые в дозиметрии в двух системах и их соотношения.
Единицы
активности и производные от них
представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Единицы физических величин, используемых
для
выражения количества
радиоактивных веществ
Физическая
величина и ее обозначение |
Единицы измерения | ||
Внесистемные | СИ | Соотношение единиц | |
Активность (А) | кюри (Ки) | Беккерель (Бк) | 1 Ки = 3,7*1010 Бк |
Удельная
активность (Аm) |
кюри на килограмм (Ки/кг) | беккерель на килогр. (Бк/кг) | |
Объёмная
активность (Av) |
кюри на литр (Ки/л) | беккерель на метр кубический (Бк/ м3) | |
Поверхностная
активность (As) |
кюри на метр квадратный (Ки/км2) | беккерель на метр квадратный (Бк/ м2) | |
Молярная
активность
|
кюри на моль (Ки/моль) | беккерель на моль (Бк/моль) |
Считается, что именно способность радиоактивного излучения вызывать мутации, послужила основной причиной непрерывной эволюции биологических видов. По оценкам биологов, с начала возникновения жизни на Земле эволюционировало около 1млрд видов живых организмов. В настоящее время, по разным оценкам, осталось от 2 до 15 млн. видов флоры и фауны.
Без воздействия радиации на нашей планете, вероятно, не появилось бы такого разнообразия форм жизни. Наличие радиационного фона – одно из обязательных условий жизни на Земле, радиация так же необходима для жизни, как свет и тепло. При небольшом увеличении радиационного фона обмен веществ в организме человека несколько улучшается, при снижении радиационного фона рост и развитие живых организмов замедляется на 30-50%. При «нулевой» радиации семена растений перестают произрастать, а живые организмы размножаться. Поэтому не следует поддаваться радиофобии – страху перед радиацией, однако необходимо знать, какую угрозу несут высокие уровни радиации, научиться избегать её, а при необходимости и выживать в условиях радиационной опасности.
1. Сборник задач для самостоятельного решения по радиационной безопасности: учебно-методическое пособие для студентов сельскохозяйственных специальностей /С.Н. Соколовская, Н.Н. Забелин.– Гродно: ГГАУ, 2009.– 58 c.
2. Бабенко, В.И. Как защититься от радиации / В.И. Бабенко. Минск: Белрад, 2007.
3 . Мониторинг, прогнозирование, экономическая оценка и предупреждение чрезвычайных ситуаций: учебно-практическое пособие / А.И. Антоненков, О.Н. Батян, Н.Т. Волосатова. – Минск: БГЭУ, 2006. – 63 с. (Система дистанционного обучения).
4. Интернет-источник: www.stud24.ru