Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:03, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является:
Определение понятий “занятость” и “политика занятости”;
Рассмотрение видов политики занятости;
Анализ ситуации с занятостью в Республике Беларусь;
Анализ политики занятости в Беларуси на данном этапе развития страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАНЯТОСТЬ И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 5
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ “ЗАНЯТОСТЬ”, КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ 5
1.2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЁ СПЕЦИФИКА 10
1.3. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ, ЕЕ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 16
2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.1. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В БЕЛАРУСИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 20
2.2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
2.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2011 ГОД 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34
В рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях", органы по труду, занятости и социальной защите осуществляют трудоустройство родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Комитет и управления по труду, занятости и социальной защите работают в тесном контакте с подразделениями облисполкома, городскими и районными исполнительными комитетами, органами внутренних дел, судами и предприятиями области.
Для стимулирования переселения семей безработных граждан в сельскую местность в сентябре 2008 года были внесены изменения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 1996 года № 51 об увеличении размеров выплат денежных средств безработным с пяти до семикратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату трудоустройства. Это дало возможность членам семей безработных получить постоянную работу, улучшить жилищные условия, завести подсобное хозяйство и тем самым стабилизировать свое финансовое положение.
Важным направлением мер активной политики на рынке труда является профессиональное обучение граждан. В период поиска постоянной работы безработные и другие категории населения имеют возможность принять участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с участием средств Фонда. По опыту 2008 года обеспечена временная занятость в оплачиваемых общественных работах преимущественно в сельском хозяйстве. На объектах социальной сферы силами граждан выполнялись работы по благоустройству территорий населенных пунктов и гражданских кладбищ, ремонту помещений учреждений образования, учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В целях формирования
мотивации к труду
Социальная поддержка безработных осуществляется в соответствии с действующим законодательством путем выплаты пособия по безработице и материальной помощи в период активного поиска работы.
Ситуация в 2009-2010 годах.
В 2009-2010 годах формирование трудового потенциала происходит в условиях сокращения трудоспособного населения в связи со вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения родившихся в 90-х годах прошлого века. Основными источниками пополнения рынка труда являются лица, уволенные по причинам текучести кадров, лица, имеющие длительный (более года) перерыв в работе до регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите, а также выпускники учреждений, обеспечивающих получение общего базового и среднего образования.
Особая роль отводится созданию информационного пространства по взаимодействию временно неработающих граждан и нанимателей. Предполагается проведение «Ярмарок вакансий», «Дней предприятий», других массовых информационных мероприятий.
Создана единая компьютерная система массового информирования граждан и работодателей о спросе и предложении рабочей силы, осуществляется консультирование по вопросам трудового и социального законодательства, перемены занятий, профессионального обучения, профориентационной работы среди подростков и молодежи.
Нынешний кризис вносит свои коррективы в ситуацию с занятостью населения. По данным Международной организации труда в мире могут потерять работу более 20,0 миллионов человек, в первую очередь, в таких сферах, как финансы, строительство, операции с недвижимостью, автомобилестроение, туризм, сфера услуг.
В условиях финансовой нестабильности многие профессии могут потерять свою актуальность. Так, в зоне риска могут оказаться люди, чья профессиональная деятельность связана с финансовой сферой. Например, по мнению экспертов, под угрозой безработицы могут оказаться специалисты по оформлению кредитов, банковские работники, брокеры по недвижимости, менеджеры по развитию производства.
В условиях экономического кризиса перед предприятиями стоит задача сохранить кадровый потенциал предприятий, обеспечить сохранение существующих рабочих мест и создание новых, не допустить массового высвобождения работников.
2.3. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год (далее — Государственная программа), основной целью которой является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.
В рамках реализации Государственной программы предполагается решение следующих задач:
В целях содействия в трудоустройстве незанятого населения республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места в целом по республике 175,0 тыс. человек, в том числе в малых городах — 25,2 тыс., в сельской местности — 17,0 тыс., 2,5 тыс. рабочих мест — с оказанием финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее — Фонд).
Более 3,0 тыс. безработных
смогут получить финансовую поддержку
в виде субсидии из средств Фонда
для организации
Предусмотрены конкретные меры по трудоустройству граждан с учетом целевых групп и способствующие вовлечению данных категорий граждан в активную трудовую деятельность.
Для трудоустройства
инвалидов нанимателям
В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональную подготовку будет направлено 24,7 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов — по конкретным заказам предприятий.
Для обеспечения временной занятости граждан, в том числе безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы, будут организованы оплачиваемые общественные работы для 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных.
Предусмотрены меры, направленные на обеспечение трудонедостаточных сельских регионов кадрами, стимулирование безработных к переезду на новое место жительства и работы, вовлечение сельских жителей в предпринимательскую деятельность.
Исходя из результатов мониторинга и анализа проблем региональных рынков труда, по предложениям облисполкомов в Государственную программу включено 27 наиболее проблемных малых городов и 7 районов, в том числе:
1. В Брестской области — Ганцевичский район, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Иваново, городской поселок Телеханы Ивацевичского района, рабочий поселок Речица Столинского района;
2. В Витебской — Поставский и Лепельский районы, города Поставы, Лепель, Дубровно, Толочин, Барань Оршанского района;
3. В Гомельской — Речицкий и Рогачевский районы, города Василевичи Речицкого района, Рогачев, городские поселки Заречье Речицкого района и Уваровичи Буда-Кошелевского района;
4. В Гродненской — города Мосты, Волковыск, Новогрудок, Свислочь, Скидель, Слоним, городской поселок Россь;
5. В Минской — города Вилейка, Березино, Копыль;
6. В Могилевской — Кировский и Краснопольский районы, город Кировск, городские поселки Краснополье и Белыничи.
В полном объеме будет
обеспечена предусмотренная
На выполнение мероприятий Государственной программы в 2011 году выделено 171 171 621 тыс. рублей, в том числе средства Фонда — 121 565 555 тыс. рублей (в бюджеты областей и г. Минска передается 118 867 500 тыс. рублей), средства местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) — 34 264 800 тыс. рублей, собственные средства организаций-исполнителей — 15 341 266 тыс. рублей.
Реализация мероприятий
Государственной программы
1. Численность населения, занятого в экономике, в пределах 4670–4720 тыс. человек, в том числе в Брестской области — 640,3–647,2 тыс. человек, Витебской — 573,6–579,7 тыс. человек, Гомельской — 667,2–674,3 тыс. человек, Гродненской — 509,1–514,6 тыс. человек, Минской — 674,7–681,9 тыс. человек, Могилевской — 508,6–514 тыс. человек, г. Минску — 1096,5–1108,3 тыс. человек;
2. Уровень регистрируемой безработицы по республике в размере 1,2–1,5 процента, в том числе в Брестской области — 1,5 процента, Витебской — 1,6, Гомельской — 1,4, Гродненской — 1,4, Минской — 1,2, Могилевской — 1,5, г. Минску — 0,5 процента.
Для выявления потенциально избыточной численности персонала организаций и разработке планов социально ответственной реструктуризации предусматривается оказание помощи нанимателям в проведении кадровой диагностики своих организаций.
Заключение
Тема данной курсовой работы касается вопросов управления занятостью в современных условиях в Республике Беларусь. По результатам анализа можно сделать некоторые заключения.
Занятость с точки зрения экономических позиций общества - это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода, а предоставление всем желающим и способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости.
Занятость в общественном, производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учеба в общеобразовательных и специальных учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и т. д.
Рынок труда — сфера формирования и реализации спроса и предложения рабочей силы. Составной частью рынка труда является рынок рабочих мест, поскольку зачастую предлагается (имеет спрос) совершенно определенное рабочее место.
Рынок труда республики формируется в сложной экономической обстановке. Опыт государственного регулирования его непродолжителен и во многом опирается на практику государственных служб трудоустройства населения, сложившуюся ранее, до перехода народного хозяйства к рыночным отношениям. Поэтому оценки рынка труда неустойчивы, а подчас и противоречивы: ожидание массовой безработицы соседствует с оптимистическими утверждениями, что современный относительно низкий ее уровень сохранится и в ближайшей перспективе. В этих условиях особенно важно более глубокое изучение рынка труда исходя из анализа экономического развития республики, накопленного трудового потенциала, его перераспределения между отраслями народного хозяйства, оценки реальной и скрытой безработицы.
Переход к рынку, кризисные явления в экономике усугубили прошлые проблемы занятости населения и добавили к ним новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы.
О необходимости государственного управления рынком труда свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой. В силу своей особой роли в обществе государство во все времена регулировало в той или иной мере трудовые отношения. На начальном этапе это вмешательство было обусловлено его собственным возникновением и вытекающей из этого факта необходимостью изъятия в свою пользу определенной части общественного продукта для содержания государственной машины. Указанные чисто иждивенческие интересы государства определяли его ограниченную, пассивную роль в регулировании рынка труда.
Информация о работе Активная и пассивная политика занятости в переходный период