Акционерные общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей акционерной формы предпринимательства. В связи с этим целесообразно поставить следующие задачи:

- дать понятие акционерного общества, охарактеризовать его уставной капитал, привести классификацию видов существующих акций;

-показать основные отличительные особенности акционерной формы предпринимательства от иных форм осуществления предпринимательской деятельности с учетом требований действующих на сегодняшний день нормативно-правовых законодательных актов;

-выявить положительные и отрицательные стороны ведения акционерной формы хозяйства;

-осветить специфику развития акционерных обществ в России.

Содержание

Глава1. Введение 3
Глава 2. Особенности акционерной формы предпринимательства 5
2.1. Характеристика акционерных обществ 5
2.2. Уставной капитал акционерных обществ 7
2.3.Виды акционерных обществ. 11
2.4. Управление акционерным обществом 12
2.5. Перспективность развития акционерной собственности, как господствующей в условиях рынка. 16
Глава 3. Перспективы создания акционерных обществ в России и на Западе 19
3.1 Приватизация в Западных странах 19
3.2 Приватизация в России 23
Заключение 26
Расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия 28
1.Расчет производственной мощности и резервов ее использования 28
2.Расчет затрат на производство (отчетный год) 31
2.2. Расчет потребности и стоимости вспомогательных материалов 31
2.3. Расчет потребности и стоимости теплоэнергии и электроэнергии 32
2.4. Расчет фонда заработной платы производственных рабочих 33
2.5. Расчет себестоимости и цены продукции (отчетный год) 35
2.6. Производственная программа предприятия 36
3. Расчёт показателей планируемого года. 36
4. Расчет показателей использования 37
основного и оборотного капитала предприятия 37
4.2. Расчет показателей использования оборотных средств 39
4.3. Расчет суммы амортизационных отчислений 40
5. Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия 41
Список литературы: 42

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

     Весьма  распространенной в мировой практике формой акционерного общества является холдинговая компания (холдинг), т. е. компания, выполняющая функции держателя контрольных пакетов акций других компаний, контролера и регулятора их деятельности. Подобная компания (общество), мобилизовав средства акционеров, вкладывает их не в организацию нового предприятия, а в приобретение пакетов акций нескольких действующих акционерных обществ, и, будучи владельцем акций, участвует в управлении их деятельностью. Такая форма особенно подходит в случаях, когда необходимо обеспечить контроль за работой организаций или целенаправленно воздействовать на них, либо обеспечить экономическую заинтересованность и ответственность собственников акций в работе сразу многих предприятий. Входящие в холдинг акционерные предприятия могут постепенно выкупить свои акции у холдинга, продав их иным акционерам. При образовании холдинговых компаний, так же как и дочерних акционерных обществ, следует учитывать требования антимонопольного регулирования.  

     2.5.3.Недостатки акционерного общества

     Создание  акционерного общества сопряжено с  большими трудностями. Помимо поиска соучредителей, которые должны быть союзниками в интеллектуальном плане, и подготовки учредительных документов акционерное общество должно быть зарегистрировано в государственном органе. Учредителям надо доказать наличие уставного капитала и некоторых других аспектов деятельности. Кроме того, при создании акционерного общества необходимо зарегистрировать эмиссию акций в региональном органе федеральной комиссии по ценным бумагам. Должно быть зарегистрировано и каждое увеличение уставного капитала.

     Акционерное общество находится под пристальным  оком государства, т. е. его деятельность подвергается со стороны государства значительному правовому регулированию. Это вполне понятно: в акционерном обществе задействовано множество акционеров, рабочих, служащих; продукция и услуги, им производимые, носят массовый характер.

     В акционерном обществе реальная власть сосредоточивается в руках учредителей, управляющих (менеджеров), а не акционеров. Они же часто действуют самостоятельно и независимо. Лишь контрольный пакет акций (50% плюс одна акция) того или иного члена корпорации или блока акционеров заставляет вышеназванных лиц действовать по их указке или реально позволяет ограничить самостоятельность учредителей либо управляющих определенными рамками. Но приобрести контрольный пакет акций чрезвычайно трудно.

     Акционерное общество несет тяжкое налоговое бремя: облагается налогами его доход, кроме того, делаются выплаты в страховой, пенсионный и некоторые другие фонды. Налогом облагается также заработная плата работников и доход акционеров по дивидендам. 

     И тем не менее достоинства акционерного общества все же перевешивают недостатки. Вот почему эта форма все более и более распространяется в сфере предпринимательства, оттесняя на задний план другие виды корпораций.

Глава 3. Перспективы создания акционерных обществ в России и на Западе

        

          3.1 Приватизация в Западных странах

Чтобы понять суть приватизации в России для начала необходимо разобрать суть и причины  этого процесса в развитых странах, которые уже успешно миновали этот процесс. 

     Приватизация - длительный и мучительный процесс. Исторический опыт дает и факты, которые свидетельствуют о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий, сооружений и оборудования в нормальной западной стране обычно значительно больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко может растянуться на многие десятилетия.

     Очевидно, что политики, которые решили покончить  с полным огосударствлением экономики и которые полагают, что только всеохватывающая приватизация поможет создать эффективную систему хозяйствования, оказываются перед трудным выбором: или растянуть переход от одного экономического режима к другому на добрые полвека, или раздать средства частным лицам бесплатно, или же, наконец, создать условия для принудительного перераспределения дохода из фонда потребления в фонд накопления.

     Рассмотрим  причины приватизационного процесса на примере факторов, которые инициировали процесс западной приватизации в 80-х годах. Она началась в западноевропейских странах в конце 70-х начале 80-х годов и стала возможной и необходимой в результате развития в экономике нескольких долгосрочных процессов. Во-первых, за сорок военных и послевоенных лет был достигнут высокий уровень централизации частных капиталов. Распространение мощных в финансовом отношении транснациональных корпораций, которые в свое время лежали в основе национализации капиталоемких видов производства. Частным финансовым группам сейчас по плечу мобилизовать крупные денежные капиталы, достаточные для самостоятельного осуществления большинства новых промышленных проектов и модернизации старых отраслей. Всего лишь несколькими десятилетиями ранее, в 40-е-50-е годы, многие базовые и новые отрасли (железнодорожный и воздушный транспорт, металлургическая и добывающая связь) можно было создать или реорганизовать только благодаря массированной бюджетной поддержке правительства.

     С тех пор изменились также условия  конкуренции и организация межфирменных хозяйственных связей. В свое время важным аргументом в пользу национализации и прямого государственного контроля было обвинение “трестов” - крупных корпораций - в регулярной монополистической практике на рынках сбыта и сырья, в торможении научно-технического прогресса, в полном игнорировании интересов наемного труда.

     В 50-70-е годы произошли решающие перемены, связанные с формированием нового типа развития на основе непрерывного совершенствования техники и технологии, расширения и диверсификации рынков в едином мировом экономическом пространстве. Интернационализация производства и обращения практически ликвидировала опасность “загнивания” экономической жизни. Несмотря на невиданные ранее темпы концентрации и централизации капитала, в большинстве отраслей были созданы устойчивые режимы эффективной конкуренции. Даже крупные банковские, торговые, промышленно-финансовые группы сейчас неспособны установить контроль над мировыми отраслевыми рынками. Отпала острая необходимость противостоять административными мерами тенденции к картелизации рынков, которая в 30-е годы была настоящим бичом свободного предпринимательства и ощутимой преградой на пути научно-технического прогресса.

     Третья  группа причин, повернувших вспять тенденцию к огосударствлению экономической жизни, теоретически обоснованной Кейнсом, марксистами и институционалистами. Она непосредственно связана с последствиями кризиса 1974-1975 гг. Кризис преподал неожиданный урок теоретикам и практикам “государства благосостояния”, опиравшимся на теоретическую схему кейсианства. Кейсианская схема предполагает воздействие на поведение предпринимателей путем изменения параметров платежеспособного спроса, в частности, через бюджетную политику, то есть через макроэкономическую сферу.

     Выяснилось, что в периоды резких изменений структуры отраслевых издержек производства и платежеспособного спроса (именно это случилось после скачкообразного повышения нефтяных цен в 1973 г.) эффективным способом преодоления экономического кризиса может быть только стратегия всеохватывающего внедрения в производство результатов научно-технического прогресса. Проводить такую стратегию должны, прежде всего, предприятия - только им известны вкусы и намерения потребителей и реальное наполнение их кошелька. Эффективно стимулировать научно-технический прогресс на отдельных предприятиях государство неспособно. Мобилизация крупных финансовых ресурсов путем налогообложения, которая успешно использовалась в свое время при создании атомного оружия и баллистических ракет, покупателем которого было само государство, здесь явно не оправдывает ожиданий.

     Но  если производительность общественного  труда не повышается вследствие форсированного государством инвестирования, рушится  вся цепочка народнохозяйственных зависимостей, отраженных в кейнсианской модели (в соответствии с которой прирост бюджетных расходов и дешевых кредитов расширяет потребительский и инвестиционный платежеспособный спрос, что, в свою очередь, стимулирует производство). Между тем вся философия “государства благосостояния” привязана к идее увеличения спроса ради расширения высокоэффективного производства.

     В 30-х годах такая зависимость  действовала. Казалось, что она приносила  свои плоды и в послевоенный период. “Нефтяной кризис” изменил направление  причинно-следственных связей.

     Можно утверждать, что необходимость государственного присутствия в производственной сфере в качестве предпринимателя, остро ощущавшаяся в 40-е годы, к началу 80-х годов отпала в  состав правительственных мероприятий, направленных на поддержание экономической активности, разгосударствление и приватизацию. Произошло это не сразу после “нефтяного кризиса”, а спустя 5-7 лет, на протяжении которых текущая экономическая политика оставалась кейнсианской. В рамках этой политики преодоления кризиса государственные предприятия, вопреки их стратегическим интересам, активно использовались своим владельцем как инструмент поддержания глобального спроса. Правительства наложили на государственные предприятия ряд обязательств, от которых частный сектор был освобожден: формирование инвестиций за счет увеличения задолженности, сохранение уровня занятости ради облегчения ситуации на национальном рынке труда и вопреки производственной целесообразности, сдерживание роста цен на продукцию, чтобы индексы национальной инфляции не поднимались слишком быстро и т.д. Государственное предпринимательство было поставлено в заведомо неравные условия и несло убытки, которые не должно было бы нести, будь политика правительства одинаковой по отношению ко всем экономическим субъектам на микро уровне.

     Работая и раньше в режиме, как правило, нулевой прибыльности государственный  производственный сектор вышел из кейсианского этапа антикризисной и антиинфляционной политики с глубоко расстроенными  финансами. И консервативная критика  поспешила обвинить во всем “безответственных” государственных менеджеров, которые якобы по природе своей неосмотрительны, так как над ними не висит дамоклов меч банкротства. Любой менеджер как лицо наемного труда не обязан владеть собственностью управляемой им компании, будь она частной или государственной. Мотивы его эффективного поведения как управляющего определяется рынком менеджеров. А на этом рынке все равны, так как оценка зависит от успешности предыдущего профессионального опыта.

     Кризис, развивающийся в условиях широкой интернационализации и проницаемости национальных экономических границ, остро поставил проблему конкурентоспособности хозяйствующих агентов. Начался пересмотр принципов государственного вмешательства в экономику. Предпринимательский класс потребовал и добился от государства, с одной стороны, отказа от большинства избирательных методов воздействия, когда объектом государственного вмешательства становилась отдельная компания или отрасль, а с другой стороны, резкого сокращения общих макроэкономических накладных расходов в виде разветвленной социальной политики, высоких потолков для минимальных заработных плат, вольготных выплат по причине безработицы, временной нетрудоспособности и т.д. Время “государства благосостояния” закончилось. Вместе с ним закончилась и миссия государственного сектора, занимавшего в структуре правительственных социальных структур определенное место.

     В конце 70-х годов западный капитализм вступил в период широкой приватизации. Нельзя забывать и о том факте, что приватизация оказалась чрезвычайно выгодной в политическом плане. Переводя на уровень предприятий решение непопулярных, но неотложных и неизбежных экономических проблем (сокращение занятости в силу производственной необходимости, уменьшение бюджетных дотаций путем повышения цен на продукцию государственных предприятий, сдвиг всей совокупности отношений “трудовой коллектив - правительство” в сферу отношений “трудовой коллектив - частный собственник”), консерваторы снимали с себя как представителей государственной власти ответственность за социально-экономическое положение в стране. Тем самым они политически переиграли социалистов и радикалов, призывавших голосовать за себя именно потому, что они якобы знали, как справиться с кризисом.

     Политический  интерес удачно совпал с идеологическим. Сам факт обращения к приватизации после долгих десятилетий господства государственного капитализма реабилитировал капиталистическую систему хозяйствования.

3.2 Приватизация в  России

 

     В дореволюционный период акционерное  предпринимательство в России получило довольно широкое распространение, и прежде всего в таких отраслях экономики, как промышленность, банковское дело, торговля и транспорт. Еще в 1757г. была учреждена "Российская в Константинополе торгующая компания". Но благоприятные условия для развития корпоративного капитала складываются значительно позже, в последней трети 19 века. Концентрация производства и капитала вызвала расцвет акционерного предпринимательства. Уже к 1870г. по сравнению с 1860г. количество зарегистрированных акционерных предприятий и компаний увеличилось более чем в три раза, а их совокупный капитал превысил 1 млрд. рублей.

Информация о работе Акционерные общества