Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 23:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проанализировать развитие агротуризма в РБ.
Задачи, которые ставятся в работе:
1. Отразить понятие агротуризма и его место в изучении различными экспертами.
2. Провести анализ развития агротуризма в Республике Беларусь.
Сельский туризм - далеко не новое явление в Беларуси. Еще в XIX в. помещик Наркевич-Иодко лечил в своем имении гостей свежим воздухом и кумысом. В начале XX в. доктор Зданович приглашал на минеральные воды. Элементы агротуризма можно найти и в аренде дачных домиков, и в отдыхе в сельских гостиницах.
Одним из основных факторов, способствующих развитию агротуризма в Республике является то, что более 42 % территории - сельскохозяйственные земли. По количеству сельскохозяйственных угодий на одного жителя (0,9 га), в том числе пашни 0,6 га). Республика Беларусь превосходит другие европейские страны в среднем в 2 раза.
На 1 января 2007 г. в стране насчитывалось 23 863 сельских населенных пункта, что достаточно высокий показатель. За последние семь лет (с 2000 г.) общее их количество по всем областям, за исключением Брестской, сократилось, что свидетельствует о необходимости активного поиска новых форм развития сельской местности. [8]
Согласно экономической теории, важным фактором развития любого продукта является спрос на него на рынке. Спрос же определяется, во-первых, потребностями субъекта, во-вторых, наличием возможностей реализации, т.е. применительно к туристическому бизнесу -- наличием свободного времени и средств для потребления услуг. Данные возможности появляются по мере роста производительности труда и его оплаты. Для развития туристской сферы необходимо также определенное изменение условий общественно-культурной среды. Так, с повышением уровня жизни должны меняться стереотипы мышления и культура поведения, в противном случае наблюдаются разрушение социально-экономической среды и наступление кризиса структуры потребления. В Беларуси происходит рост уровня жизни населения (табл. 2.1, рис. 2.1).
Табл 2.1. Динамика социально-экономических показателей уровня жизни населения Республики Беларусь
Показатель |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
|
Денежные до-ходы населе-ния, млрд руб. |
5 577,0 |
11 506,0 |
17 087,0 |
22 795,0 |
29 565,0 |
38 622,0 |
48 685,0 |
|
Денежные до-ходы на душу населения, тыс. руб. |
557,0 |
1 154,0 |
1 722,0 |
2 309.0 |
3 009,0 |
3 951 |
5 002,0 |
|
Номинальная начисленная среднемесяч-ная заработная плата работаю-щих в эконо-мике, тыс. руб. |
58.9 |
123,0 |
189,2 |
250,7 |
347,5 |
463,7 |
582,2 |
|
Валовой внут-ренний продукт на душу насе-ления, тыс. руб. |
913,0 |
1 722,0 |
2 634,0 |
3703 |
5 088,0 |
6 514,0 |
8 142,0 |
|
С повышением уровня жизни в стране возрастает и потребность населения в агротуристических услугах. Агротуризм является весьма перспективной нишей для такого вида деятельности, на сегодняшний день слабо освоенного, как плановый бизнес. Согласно исследованиям, проведенным ООН, 82 % минчан хотели бы совершить экологические путешествия, что свидетельствует о наличии 118 на внутреннем рынке спроса на агротуристические услуги. В отношении внешнего спроса необходимо отметить следующее. По данным Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, в 2005 г. в Беларусь въехали 2 млн иностранцев, из которых 460 тыс. указали туризм целью своей поездки.
Рис. 2.1 Динамика денежных доходов населения Республики Беларусь
Существует немало мотивов выбора горожанами отдыха в сельской местности:
отсутствие средств на путевку на дорогой фешенебельный курорт;
устоявшийся у определенной категории людей независимо от достатка (например, в силу семейных или иных традиций) стереотип отдыха в сельской местности;
необходимость оздоровления в местных, рекомендованных врачом климатических условиях;
возможность питаться достаточно дешевой, выращенной в условиях органического земледелия продукцией;
реальная возможность
потребность в спокойном размеренном ритме жизни, что отличает сельские условия от городских;
возможность приобщения к другой культуре и обычаям, участие в местных праздниках и развлечениях, общение с людьми иной общественной формации. [8]
Кроме того, такую организацию отдыха, как агротуризм, можно эффективно использовать для детей дошкольного и подросткового возраста в выходные и праздничные дни, а также в период летних каникул.
Таким образом, отдых в деревне -- это кардинальная смена обстановки, позволяющая снять стресс, накопившийся за год работы в напряженных городских условиях.
Беларусь располагает
Республика располагает
Одним из важнейших ресурсов внутреннего и въездного туризма является богатая и самобытная национальная культура. Фольклорно-этнографический потенциал республики включает большое количество центров народных промыслов и ремесел, в том числе традиционного творчества, вышивки, гончарства, плетения.
Важным фактором развития агротуризма является географическое положение страны. Ежегодно в качестве транзитных пассажиров Беларусь пересекают около 10 млн иностранцев, в том числе 5,5 млн -- на автотранспорте и 4,5 млн - по железной дороге, что свидетельствует о значительном потенциале транзитного туризма. Благодаря тому, что через Беларусь проходят две международные автомобильные трассы, агротуристические объекты могли бы включиться в обслуживание транзитных водителей и пассажиров. Данный аргумент приобретает особую актуальность в связи с тем, что в апреле 2007 вступило в силу новое положение Европарламента и Евросовета, ужесточающее временные рамки перерывов и ежедневного отдыха водителей автотранспорта.
Расширению в Беларуси въездного туризма способствует также наличие значительной белорусской диаспоры (в разных странах мира: Россия -- 1,2 млн, США - 0,5-1 млн., Украина -- 440 тыс., Польша -- 320 тыс., Австралия - 320 тыс., Израиль -- 120--140 тыс.)
Особо следует указать на экономические выгоды развития в республике сельского туризма. Во-первых, это возможность увеличить долю услуг в производстве АПК, во-вторых, улучшить сальдо платежного баланса за счет превращения агротуристических услуг в экспортный продукт. Агротуризм как услуга позволяет оптимизировать сельскохозяйственное производство и повысить его эффективность, благодаря тому что услуга в структуре затрат имеет более высокую долю добавленной стоимости. Это особенно актуально в отношении продукции сельскохозяйственных предприятий, характеризующейся высокой материалоемкостью. Так, в 2005 г. удельный вес валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП составил всего 7,5 % и снизился по сравнению с предыдущим годом на 0,8 процентных пункта.
Для сельских регионов Беларуси агротуризм предоставляет значительные потенциальные выгоды:
*способен стать важным источником трудоустройства проживающих здесь людей, особенно в экономически малоразвитых районах. Местные жители могут работать в качестве официантов, розничных торговцев, работников системы гостеприимства;
открывает сельскому населению возможности для бизнеса;
повышает доход местных
сохраняет местную культуру и обычаи, поддерживает реставрацию имеющихся исторических достопримечательностей;
оказывает благоприятное влияние на проведение мероприятий, связанных с защитой окружающей среды, так как индустрия туризма по сравнению с другими видами деятельности является более экологически чистой.
Экономическая выгода для сельских районов от развития агротуризма заключается в возможности использования в туристском бизнесе людей старше трудоспособного возраста, которые в структуре сельского населения составляют 31 %.
К факторам, способствующим развитию в республике агротуризма, можно отнести и политические:
*обеспечение безопасности от терактов;
*отсутствие угрозы
влияют как позитивные, так и негативные факторы. К числу последних, прежде всего, следует отнести:
отсутствие привлекательного туристического
имиджа республики на внешних рынках
(проведенный социологический
визовые проблемы (безвизовый туристический обмен налажен Беларусью лишь со странами СНГ (кроме Туркменистана), Македонией, Сербией и Черногорией, Монголией, Вьетнамом, КНДР, Кубой, КНР, в то же время Польшей -- с 60 государствами.
Влияние ряда негативных факторов можно сгладить или нейтрализовать мерами государственного регулирования. К числу решаемых таким путем проблем следует отнести отсутствие стимулов в развитии въездного туризма для туристических предприятий и субъектов хозяйствования, являющихся юридическими лицами. Устранить негативные факторы способны и общественные организации, например, активно распространяя на внутреннем и внешнем рынках информацию о развитии агротуризма в Беларуси. Решением отдельных проблем должны заниматься сами субъекты хозяйствования. Так, при предоставлении агротуристических услуг им необходимо учитывать маркетинговые технологии, разрабатывать каналы сбыта агротуристического продукта.
3. Направления и перспективы развития агротуризма в Республике Беларусь
В ноябре 2002 года отечественные энтузиасты зарегистрировали общественную организацию "Агро- и экотуризм". 2 июня 2006 года был подписан президентский Указ №372 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь". Что изменилось за это время?
С 2008 года в Беларуси агротуризмом могут заниматься жители не только сельской местности, но и малых городов с численностью населения до 20 тыс. человек.
Согласно официальной
Известное британское туристическое издание «Travel Mail» в 2009 году назвало Беларусь в числе 10 лучших мест для туризма (наряду с Австралией, США, Египтом, Польшей, Мексикой, ОАЭ, Карибскими и Галапагосскими островами, Малайзией).
До 2011 года в стране планируется создать 287 туристических маршрутов, в том числе 97 пешеходных, 54 велосипедных, 38 конных, 35 водных, 3 авиационных, 2 железнодорожных и 58 автомобильных. Будет создано 868 новых туристических объектов, построено 19 гостиниц, 34 гостиницы реконструировано, открыто 178 агроусадеб.
В Республике агротуризм начал развиваться не так давно, однако динамика по числу усадеб и туристов весьма внушительна.
Первым шагам развития агротуризма в Беларуси сопутствовала весьма лояльная политика государства: президентский указ, освобождавший основателей агроусадеб от налогов, постановление Совмина, льготные кредиты "Белагропромбанка.
Однако в данном сегменте туристического бизнеса есть и проблемы.
Государство не склонно смотреть на агротуризм, как на сегмент турбизнеса с большим потенциалом. Трудно предсказать, в какой плоскости будет двигаться отрасль дальше. Поскольку Беларусь все же ориентируется на сельскохозяйственный сектор, возможно, наша страна станет пионером в данной области.
Касательно иностранных
Говоря о привлечении
Информация о работе Агротуризм как форма развития экономических учений