Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 01:16, контрольная работа
Аграрный сектор и вся российская экономика на современном этапе развития испытывают на себе взаимосвязанное воздействие как внутренних рыночных преобразований, так и новых мирохозяйственных тенденций, обусловленных расширением Европейского союза, а также общими процессами глобализации. Закономерная в этих условиях интеграция страны в единое мировое экономическое пространство предполагает активизацию использования всей совокупности факторов, инструментов и механизмов, направленных на подъем и повышение конкурентоспособности сельских товаропроизводителей и агропродовольственной системы в целом, среди которых особое место занимает аграрный протекционизм.
Как особый инструмент государственного регулирования аграрный протекционизм (т.е. поддержка, покровительство, защита) представляет собой совокупность научно обоснованных правовых, социально-экономических и организационных мер государства, направленных на активное содействие прогрессу в развитии отечественного сельского хозяйства, целевые функции этих мер базируются на объективно обусловленных спецификой воспроизводственного процесса в отрасли методологических принципах.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концептуальные основы экономической политики аграрного протекционизма в современной России…………………………………………4
2. Пути повышения эффективности аграрного протекционизма в современной России……………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20
Рис. 2. Традиционный механизм управления конкурентоспособностью национального АПК
Первый компонент (меньший)
представляет собой классические безвозвратные
безвозмездные компенсации
— приобретение объектов основных средств, в том числе выплаты по полученным в данных целях кредитам;
— строительство, реконструкция и капитальный ремонт (силами подрядных организаций) объектов основных средств;
— проведение прикладных научных
исследований (выплата грантов
— погашение задолженности перед бюджетами всех уровней.
Рис. 3. Модифицированный механизм управления конкурентоспособностью национального АПК
Первый (меньший) представляет
собой классические безвозвратные
безвозмездные компенсации
— капитальные блага, поставляемые
промышленностью субъекта Федерации,
в котором находится
— капитальные блага, поставляемые промышленностью федерального округа;
— поставляемые отечественной промышленностью из других федеральных округов;
— поставляемые по импорту — в исключительных случаях, при отсутствии функциональных аналогов, производимых в России.
Кроме того, удается «вывести»
основную массу субсидий из-под понижающего
влияния нормы накопления, поскольку
субсидии II компонента, в отличие
от прибыли, конвертируются в капиталовложения
в соотношении 1:1. Следовательно, предлагаемый
вариант делает доступнее капиталоемкие
инновации для получателей
Установка на субсидирование
товарной продукции, а не издержек,
объясняется стремлением «
Известно, что часть субъектов
экономики (точнее, их менеджмент) обладает
определенным предубеждением против инноваций
и перемен в целом. В некоторых
случаях этот субъективный фактор,
сочетаясь со склонностью к бездействию,
может сдерживать инвестиционную активность
организаций, тормозить их развитие.
Мерой экономического принуждения,
способствующей изживанию подобных
ситуаций, может служить предоставление
первого компонента субсидии исключительно
при условии участия в
Поскольку второй компонент
субсидии представляет, в сущности,
часть государственных
Синтез указанных особенностей
позволяет выдвинуть
Поскольку модернизация аграрного производства связана со значительными капиталовложениями, обеспечить условия для их поступления в сельское хозяйство можно, по нашему мнению, следующим образом.
Во-первых, установить на возможно более высоком уровне долю субъекта поддержки в прирастающем капитале (коэффициент перехода), что позволит в перспективе осуществлять значительный объем поддержки из доходов от участия в капитале ранее поддержанных предприятий.
Во-вторых, увязать размер удельной субсидии (на единицу товарной продукции) и коэффициент перехода таким образом, чтобы при повышении последнего размер второго компонента поддержки равноускоренно увеличивался с некоторого минимального значения Сmin при kперехода=0 до некоторого максимального значения Сmax при kперехода=1:
Рис. 4. Зависимость удельной субсидии (второй компонент) от коэффициента перехода
Поддержка национального
производства по данному варианту должна
основываться, наряду с прочими, на
следующих важнейших принципах,
призванных сохранить рыночный характер
регулирования экономики: принципе
добровольности участия в программах
второго компонента и на принципе
опосредованного характера
Заключение
В качестве положительных
следствий организации
Во-вторых, сочетание рыночных
и нерыночных стимулов к повышению
эффективности обусловливает
В-третьих, создаются предпосылки
к централизованному решению
вопросов паритетного ценообразования
в отраслях сельского хозяйства.
И, наконец, стимулирование собственников
и менеджмента организаций-
Сочетание в политике аграрного
протекционизма защиты внутреннего
рынка и рациональной поддержки
национального производства, несомненно,
создаст предпосылки для
Список литературы
1 Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб. / Росстат. — М., 2010. — 813 с.
2 См.: 2. Буздалов И.Н. Аграрный протекционизм как эффективный инструмент государственной политики // Аграрный вестник Урала. – 2007. - №6 (42). – С. 97 – 100; Буздалов И.Н. Аграрный протекционизм как эффективный инструмент государственной политики // Аграрный вестник Урала. – 2008. - №2 (44). – С. 31 – 34.
3 Дудник А.В. Формирование и развитие национальной системы аграрного протекционизма: вопросы методологии // Аграрный вестник Урала. – 2010. - №4 (70). – С. 19 – 22.
4 Дудник А.В. Формирование и развитие национальной системы аграрного протекционизма: вопросы методологии // Аграрный вестник Урала. – 2010. - №4 (70). – С. 19 – 22.
5 Голубева А.И., Филиппов Л.В., Манцевич И.В. Современные подходы к решению проблемы аграрного протекционизма // Вестник АПК Верхневолжья. – 2008. - №3 (3). С. 42 – 51.