Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:42, доклад
В 60-е гг. в XVIII в. в Великобритании, раньше чем в других странах,
начался промышленный переворот.
Одной из предпосылок промышленного переворота стало значительное
накопление капитала, которое проходило различными путями, в том числе и
посредством роста государственного долга, а следовательно, и роста
налогового обложения. Причем крупный капитал концентрировался в руках
транспорта и прежде всего к строительству каналов.
В 1700 г. было лишь небольшое количество дорог, пригодных для гужевого
транспорта во всякое время года. Легкие товары обычно перевозились в тюках;
перевозить таким же образом тяжелые громоздкие предметы было невозможно,
так как это стоило бы слишком дорого. Перевозка угля из Манчестера в
Ливерпуль стоила 40 шиллингов за тонну. Даже после того как между
некоторыми важными центрами были проложены более усовершенствованные
дороги, стоимость транспорта все же оставалась высокой.
Проблема была решена следующим образом. В 1795 г. герцог А.Бриджуотер
поручил инженеру Т.Бридли прорыть канал между принадлежавшими Бриджуотеру
копями в Уэрсли и Манчестером длиной в 17,6 кв. Эта идея оказалась
настолько удачной, что по окончании строительства канала цены на уголь в
Манчестере упали ровно наполовину. Двумя годами позже канал удлинили до
портового города Ранкорна, благодаря чему Манчестер получил выход к морю.
Затем его соединили с рекой Трент и районом гончарного производства. Когда
строительство Большого соединительного канала было закончено, транспорт
стал в 4 раза дешевле; в связи с этим очень развилась гончарная
промышленность, а в Ченшире значительно увеличились разработки залежей
соли.
Вскоре вся страна была охвачена лихорадкой строительства каналов и
покрылась сетью водных путей.
На протяжении только четырех лет (1790-1794) через парламент было
проведено не менее 81 акта о строительстве каналов. Вся внутренняя часть
Англии, вынужденная до того времени сама потреблять и производить большую
часть требовавшихся ей предметов первой необходимости, теперь могла вести
торговлю. Пшеница, уголь, гончарные и железные изделия из центральных
графств быстро нашли путь к морю. Несмотря на то, что в конце XVIII –
начале Х1Х в. повсеместно были улучшены дороги, каналы все же оставались
главным средством
перевозки тяжелых и
40-50 лет на смену им не пришли железные дороги.
В конце XVIII в. Ж.Макадом разработал и предложил способ твердого
покрытия поверхности дороги, что дало возможность осуществлять перевозки на
конной тяге значительно быстрее в любую погоду.
Развитие внутреннего рынка и необходимость быстрой передачи информации
на значительные расстояния привели к открытиям в области связи. Так, в 1837
г. У.Кук и Ч.Уинстон получили патент на электромагнитный телеграфный
аппарат, а в 1847-1852 гг. была проложена телефонная линия между портами
Дувр и Кале.
Развитие транспортной системы и средств связи дало еще более мощный
толчок экономическому развитию всей страны. Так, значительно увеличилось
производство металла – с 68 тыс. т в 1788 г. до 250 тыс. т в 1806 г. – и
продолжало расти в последующие годы. Быстро росла тяжелая промышленность в
центральных графствах страны: Стаффордшире, Западном Йоркшире, Южном
Уэльсе. Железо стали использовать в самых разнообразных областях. 1779 г.
был построен первый железный мост через р.Северн в Колбрукдейле,
изготовленный целиком из литых чугунных деталей.
Выплавка более высококачественных сортов железа и уменьшение примесей
в нем дали возможность изготовлять более усовершенствованные инструменты.
Во второй половине столетия был изобретен токарный станок с суппортом, а
также строгальный станок, благодаря чему механики получили возможность
обрабатывать детали с точностью до малых долей дюйма. Без достижений
технического прогресса нельзя было бы изготовлять сложные машины, столь
необходимые на крупных производствах, и именно благодаря ему оказалось
возможным вести взаимозаменяемость деталей, которая стала характерной
чертой массового производства полвека спустя.
Подлинно революционным событием в области транспорта явилось
изобретение механика-самоучки Д.Стефенсона, усовершенствовавшего паровую
машину и создавшего паровоз, который двигался с колоссальной для того
времени скоростью 0 20 миль в час. Этого рекорда Стефенсон добился на
первой в мире железнодорожной линии Стоктон – Дарлингтон в 1825 г., и с
этого момента начинается строительство железных дорог сначала в весьма
ограниченных масштабах, а затем с лихорадочной скоростью.
Век железных дорог положил начало огромному росту всех отраслей
промышленности, он ознаменовал собой укрепление монополии британских
фабрикантов и начало развития современной тяжелой промышленности. Экспорт
возрос с 69 млн ф.ст. в 1830 г. до 157 млн ф.ст. в 1850 г.; началось
усиленное развитие некоторых главных отраслей промышленности, особенно
угольной и металлургической. В 1830 г. выплавлялось 678 тыс. т чугуна, в
1852 г. – до 270,1 тыс. т. Добыча угля возросла с 10 млн т в 1800 г. до 100
млн т в 1865 г.
Англия не только являлась первой страной, создавшей у себя необходимую
ей железнодорожную сеть, она вскоре начала также строить железные дороги,
получая от этого огромные барыши во всех странах мира, особенно в
колониальных и полуколониальных, не имевших достаточно плотного населения
или достаточной концентрации капитала для того, чтобы строить их
самостоятельно.1
В этих странах железные дороги не только строились британскими
подрядчиками, но и финансировались займами, получаемыми из Лондона.
Началась новая фаза британской торговли. Приблизительно до 1850 г. экспорт
преимущественно состоял из предметов широкого потребления и главным образом
хлопчатобумажного текстиля. Хотя текстиль и оставался самой крупной статьей
экспорта, но наряду с ним за границу начали вывозить все большее количество
рельсов, паровозов, железнодорожных платформ, а также всевозможных машин.
Железная дорога и развивавшееся попутно пароходство дали также
возможность осуществить второй вид эмиграции, принявшей гораздо более
крупные размеры, чем раньше. В 1837 г. началась колонизация Новой Зеландии.
Много людей эмигрировало в Канаду.
Таким образом, промышленная революция, продолжавшаяся в Англии с 60-х
гг. XVIII в. и до 30-х гг. Х1Х в., преобразовала страну в индустриальную
державу.
Великобритания все больше превращалась в индустриальную «мастерскую
мира». Установилась английская мировая промышленная и торговая монополия.
В ходе промышленного переворота из пестрой массы обезземеленных
крестьян, разорившихся ремесленников и мануфактурных рабочих складывался
индустриальный пролетариат. Специфической формой борьбы рабочих во второй
половине XVIII – начале Х1Х вв. было движение разрушителей машин –
луддитов. В 1782 г. правительство провело через парламент специальный
закон, каравший за умышленное повреждение машин. В 1799 и 1800 гг. были
приняты закон о запрете всяких рабочих союзов, принадлежность к последним и
участие в стачках карались как уголовное преступление.
Однако, несмотря на жестокое законодательство, рабочее движение не
прекращалось и особенно сильная волна луддистского движения прокатилась по
Англии в 1811-1812 гг, захватив Йоркшир, Ноттингемпшир и Ланкашир. Рабочие
разгромили ряд фабрик особенно ненавистных им хозяев. В 1813 г.
правительство проводит
через парламент закон о
машин.
К завершающему периоду промышленного переворота резко возрастает
численность рабочих – 4,8 млн человек в 1851 г., при общей численности
населения Великобритании (без Ирландии) около 21 млн человек. Для того
чтобы загнать на фабрики разорившихся ручных ткачей и мелких ремесленников,
в 1834 г. был издан новый «Закон о бедных», который ликвидировал денежные
пособия и учредил так называемые работные дома с тюремным режимом, куда
помещались бедняки, обращавшиеся за помощью.
30-40-е гг. Х1Х в. ознаменовались вступлением английского пролетариата
на путь самостоятельной политической борьбы. Движение английских рабочих
проходило под лозунгом борьбы за проведение «Народной хартии». Одним из
основных требований этого документа было введение всеобщего избирательного
права. Данное движение получило название чартизм. Главными центрами
чартистского движения были промышленные районы Северной и Западной Англии,
Шотландии и Уэльса.
Чартисты впервые в истории создали в 1840 г. массовую пролетарскую
партию – Национальную чартистскую ассоциацию и использовали метод массовых
политических компаний. Чартистское движение вынудило правящие классы
Великобритании провести дальнейшие реформы парламента, расширить фабричное
законодательство, ввести 10-часовой рабочий день для женщин и
несовершеннолетних (1847 г.).
Важным следствием промышленного переворота явилось также резкое
снижение удельного веса сельского населения. Так, если в 1811 г. оно
составляло 35%, то к 1817 г. сократилось до 14,2%. Быстро росли первые
промышленные центры – Манчестер, Ливерпуль, Бирмингем, Лидс и др. Англия
стала страной городов и фабричных поселков.
Таким образом, Великобритания, первой из стран мира пережившая
промышленную революцию, к середине Х1Х в. превращается в самую
могущественную державу, обладающую самой большой колониальной империей,
которая позволяла обеспечивать собственную промышленность необходимым и
крайне дешевым сырьем, а также обширным рынком сбыта готовых изделий.
Ориентация важнейших отраслей производства, и в частности текстильной, в
основном на колониальный рынок отрицательно скажется впоследствии на
экономическом развитии Великобритании.
Информация о работе Аграрный и промышленный перевороты в Англии