Аграрные реформы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Реформирование сельского хозяйства на современном этапе направлено
на переход к рыночной экономике. Непременные условия развития
рыночных отношений — формирование многоукладной экономики,
приватизация собственности в аграрном секторе. Многоукладность
предполагает функционирование различных форм собственности и
хозяйствования при условии максимального использования их ресурсного
потенциала, эффективного ведения хозяйства и расширенного
воспроизводства.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

АГРАРНЫХ  ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Реформирование  сельского хозяйства на современном  этапе направлено

на переход  к рыночной экономике. Непременные  условия развития

рыночных  отношений — формирование многоукладной  экономики,

приватизация собственности в аграрном секторе. Многоукладность

предполагает  функционирование различных форм собственности  и

хозяйствования  при условии максимального использования  их ресурсного

потенциала, эффективного ведения хозяйства  и расширенного

воспроизводства.

В результате аграрной реформы происходят принципиальные изменения

производственных  отношений, заключающиеся в переходе от

административных  методов хозяйствования к преимущественно

экономическим, рыночным, в повышении самостоятельности

сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Аграрная  реформа осуществляется в сложной  социально-экономической

ситуации, для которой характерны инфляция, диспаритет цен в товарном

обмене  между сельским хозяйством и другими  отраслями народного

хозяйства, резкое сокращение государственной поддержки сельского

хозяйства.

Аграрная  реформа в Российской Федерации  была начата в 1991 г. с

земельной реформы. Ее основополагающими документами  стали Земельный

кодекс  РСФСР, законы «О земельной реформе» и «О крестьянском

(фермерском) хозяйстве». Но скоро стало ясно, что земельная реформа не

охватывает  всего комплекса социально-экономических  преобразований в

деревне и необходима аграрная реформа. В 1991—1997 гг. был принят ряд

постановлений Правительства и указов Президента Российской Федерации

— «О регулировании  земельных отношений и развитии аграрной реформы в

России» (1993), «О реформировании сельскохозяйственных предприятий»

(1994), «О  реализации конституционных прав  граждан На землю» (1996) и

др., в  которых определены порядок, принципы и методы аграрных

преобразований.

Цели  аграрной реформы — обеспечение  устойчивого роста

производства  сельскохозяйственной продукции, повышение  его

экономической эффективности, удовлетворение потребностей общества в

качественных  продуктах питания и улучшение социальных условий в

сельской  местности. Для достижения этих целей  необходимо было повысить

социальную  активность крестьян, развить у них  инициативу и

предприимчивость  на основе расширения хозяйственной  самостоятельности,

предоставления  права самим распоряжаться землей, другими средствами

Производства, произведенной продукцией и вырученными  денежными

средствами.

Основные  принципы аграрной реформы следующие.

1. Свобода  выбора форм собственности и  хозяйствования. Каждый человек

может выбрать ту форму собственности и хозяйствования, которая в

наибольшей  степени соответствует его интересам  и возможностям.

2. Добровольность  в проведении преобразований. Аграрная  реформа

должна  осуществляться не под давлением  сверху, а на основе

заинтересованности  трудовых коллективов в проводимых

преобразованиях.

3. Последовательность  в проведении реформ. Реорганизация  колхозов и

совхозов  предполагает не только смену организационно-правовых

форм  хозяйствования, но и изменение структуры  управления,

внутрихозяйственных производственно-экономических отношений и

т. д. Делать это следует с учетом особенностей каждого предприятия.

4. Превращение  крестьянина в реального собственника  при любой форме

хозяйствования  через наделение его землей и  выделение

имущественного  пая. Использование собственником земельной доли и

имущественного  пая должно быть направлено на создание наиболее

приемлемых  форм хозяйствования с учетом сложившихся

экономических условий и особенностей развития сельского хозяйства

в нашей  стране.

5. Открытость  аграрных преобразований, обеспечение широкой

пропаганды  мероприятий, проводимых в агропромышленном

комплексе.

Важным  направлением аграрной реформы является реформирование

земельных отношений в целях создания равных возможностей для развития

различных форм хозяйствования на земле и рационального ее использования.

Земля может находиться в государственной, коллективной и частной

собственности. Земельная реформа в России, во-первых, устраняет

государственный монополизм на землю: у каждого земельного участка

появляется  конкретный собственник, им становится физическое или

юридическое лицо; во-вторых, вводится платное землепользование,

формируется рынок земли.

Было  предложено два варианта проведения земельной реформы. Первый

— когда  централизованно начали изымать  до 10 % площадей колхозных и

совхозных земель для передачи крестьянским (фермерским) хозяйствам без

ограничения в размерах. При осуществлении  этого этапа столкнулись с

большими  трудностями. Земли выделялись главным  образом руководителям

и специалистам хозяйств или городским жителям, а сельское население

страдало. Возникла конфликтная ситуация.

Тогда был предложен второй вариант, согласно которому определялась

среднерайонная  норма бесплатной передачи земли  в собственность всем

работникам  сельского хозяйства, сельским пенсионерам и работникам

сельской  социальной сферы. Площади, превышающие  средне районную

норму, изымаются в районный фонд перераспределения  земель. Кроме

наделения землей работники сельского хозяйства  и пенсионеры получили в

собственность долю имущества общественного хозяйства.

Одним из основных направлений аграрной реформы  является переход к

многоукладной экономике в сельском хозяйстве, под которой следует

понимать  экономику, основанную на рациональном сочетании различных

форм  собственности и хозяйствования. Формы собственности и

хозяйствования  — понятия разнопорядковые, но не взаимоисключающие.

Различные формы хозяйствования могут иметь  одну и ту же форму

собственности. Так, и в колхозах, и в товариществах  с ограниченной

ответственностью, и в кооперативах коллективно-долевая форма

собственности.

Формально сельское хозяйство в нашей стране всегда было

многоукладным. Были колхозы, совхозы, личные подсобные  хозяйства и

другие  организации. Но все они находились под жестким контролем

государства. Ориентация была на крупное производство; кооперативно-

колхозный сектор был практически сведен до уровня государственной

собственности. Господствовала концепция необходимости  перехода к

государственной собственности. Таким образом, в  сельском хозяйстве

фактически  существовал только государственный уклад. Теперь положение

изменилось.

Еще одно направление аграрной реформы —  приватизация III сферы

АПК, включающая совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих

заготовку, транспортировку, хранение, переработку  сельскохозяйственного

сырья, а также реализацию конечного  продукта. Преобразования

предприятий перерабатывающей промышленности, заготовок, хранения,

материально-технического снабжения и обслуживания должны проводиться

при непосредственном и активном участии сельских товаропроизводителей,

так, чтобы  они имели контрольный пакет  акций (51 %) приватизируемых

предприятий и могли влиять на прохождение  сельскохозяйственной

продукции по всей цепочке — от производителя  до потребителя, участвовали

в формировании и распределении прибыли. К сожалению, приватизация

перерабатывающих  предприятий и других предприятий III сферы была

осуществлена  по варианту, при котором контрольный  пакет акций оставался

у трудового  коллектива (второй вариант приватизации). В результате в

большинстве случаев сельские товаропроизводители были фактически

отстранены  от этого процесса.

Не менее  важными направлениями реформы  являются развитие

рыночной  инфраструктуры агропромышленного  комплекса, формирование

экономических условий функционирования АПК. Эти  направления вовремя

не были оценены должным образом. Предполагалось, что рынок сам будет

регулировать  спрос и предложение, взаимоотношения  продавцов и

покупателей. Централизованную систему закупок  сельскохозяйственной

продукции разрушили, а необходимые рыночные структуры созданы не

были: нет  продовольственных и зерновых бирж, маркетинговых центров,

необходимой системы информации и т. д.

Одно  из решающих направлений аграрной реформы  — создание

устойчивого экономического механизма, регулирующего  взаимоотношения

государства с сельским товаропроизводителем через инвестиционную,

ценовую, кредитную и налоговую политику.

К сожалению, в ходе аграрной реформы были допущены серьезные

ошибки, которые наряду с неблагоприятными макроэкономическими

Информация о работе Аграрные реформы России