Аграрная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:54, контрольная работа

Описание работы

Производство продуктов питания является самым первым условием жизни людей всякого производства вообще. Этим характеризуется жизненно важная роль, которую выполняет сельское хозяйство в любом обществе. Обострение продовольственной проблемы обуславливает чрезвычайную актуальность развития сельского хозяйства, смежных с ним отраслей, развития аграрных отношений и аграрной политики.
Аграрная политика – это политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и обеспечения на этой основе роста жизненного уровня населения и общественного процесса в стране.

Содержание

Ведение
1.1………………………………….. Аграрная политика ЕС и других стран мира.
1.2…………………………………… Аграрная реформа в России.
1.3…………………………………… Проблемы развития аграрной политики и их решения.

Работа содержит 1 файл

Мир.экон - копия.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Ведение

1.1………………………………….. Аграрная политика ЕС и других  стран мира.

1.2…………………………………… Аграрная реформа в России.

1.3…………………………………… Проблемы развития аграрной политики и их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

Производство продуктов питания является самым первым условием жизни людей всякого производства вообще. Этим характеризуется жизненно важная роль, которую выполняет сельское хозяйство в любом обществе. Обострение продовольственной проблемы обуславливает чрезвычайную актуальность развития сельского хозяйства, смежных с ним отраслей, развития аграрных отношений и аграрной политики.

Аграрная политика – это политика, направленная на динамичное  и эффективное  развитие не только сельскохозяйственного  производства и других отраслей агробизнеса, но и обеспечения на этой основе роста жизненного уровня населения и общественного процесса в стране.

Выделение аграрной политики как относительно самостоятельной  области в общей экономической  политике государства обусловлено  особенностями сельскохозяйственного производства, спецификой регулирования аграрных отношений. В аграрной политике большое внимание должно уделяться достижению более высоких конечных результатов производственной деятельности как в сельском хозяйстве, так и во всем агробизнесе, обеспечению стабильных темпов роста производства, повышению его эффективности и социальному развитию деревни.

По ходу объяснения аграрной политики я  несколько раз упомянула  понятие «агробизнес», что означает все более полное вовлечение аграрного производства в общий механизм кругооборота общественного капитала. Он проявляется в разных сферах неодинаково: в сфере аграрной политики – как подчинение промышленным капиталом аграрного производства; в сфере экономики в целом – как подчинение финансовым капиталом аграрной политики.

Единая аграрная политика ЕС  — система сельскохозяйственного субсидирования и сельхоз программ в Европейском союзе. На неё расходуется 46,7 % бюджета ЕС, 49,8 млрд. евро в 2006 году (больше, чем 48,5 млрд. евро в 2005).

Единая сельскохозяйственная политика включает как прямые выплаты, в виде субсидий за поля и землю, которая может быть культивирована, с помощью механизма поддержания цен, включая гарантии минимальных цен, импортных тарифов, так и квоты на определённые товары извне Европейского союза. В настоящее время проводятся реформы уменьшающие контроль над импортом и распределение субсидий на землю, нежели на производство определённых культур (фаза от 2004 до 2012). Детали выполнения этой схемы отличаются в разных странах-членах ЕС.

До 1992 года затраты на сельское хозяйство представляли собой 49 % бюджета ЕС. К 2013 года доля Единая сельскохозяйственная политика должна составить (32 %). Напротив, доля затрат на Региональную политику в 1988 году составила 17 % бюджета ЕС, и планируется её увеличение до 36 % в 2013 году.

Целью Единая сельскохозяйственная политика является обеспечение фермеров приемлемым уровнем жизни, потребителей качественной продукцией по справедливым ценам и сохранение сельхоз наследия. Тем не менее, существенная критика Единая сельскохозяйственная политика имеет место.

 

 

1.1 Аграрная политика ЕС и других стран мира.

 

Каждое государство  осуществляет свою агарную политику в соответствии со своими методами и целями.

Единая аграрная политика ЕС, например, основывается на системе гарантированных цен и других инструментах регулирования рынка, а также на таможенном протекционизме в торговле с другими странами. В рамках этой политики важная роль отводится механизму цен на продукцию сельского хозяйства, на большинство его товаров установлено не менее трех цен: единая контрольная цена (высший уровень); рыночная цена (определяемая на основе спроса и предложения) и единая закупочная цена или цена «вмешательства» (низший уровень). Если предложение существенно превышает спрос и рыночные цены снижаются до уровня цен «вмешательства», ФЕОГА (через национальные государственные учреждения) начинает скупать эту продукцию, а в случае повышения рыночных цен над контрольными сбывает накопленные запасы.

Существует та также  и максимальные импортные или пороговые цены, применяемые при падении цен внутреннего рынка, ниже уровня которых ввоз данного продукта из третьих стран запрещен. На фонд возложено поддержание «зеленых» курсов валют стран-членов, применяющихся только для расчетов в аграрном секторе их экономики. Все страны, рыночные курсы которых ниже «зеленых», при импорте сельскохозяйственных товаров получают от него компенсационные субсидии, а при экспорте вносят –компенсационный налог.

При этом наибольшие суммы  в странах ЕС расходуются на поддержание рынков зерна и молочных товаров, т.е. продуктов, определяющих общее состояние и уровень цен рынка продовольствия. ФЕОГА несет также значительные расходы по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. При всей сложности государственного регулирования этого сектора экономики, признанное продовольственное изобилие стран Западной Европы свидетельствует о достаточно высокой его эффективности.

Как видно из приведенных  данных, европейские правительства  не очень полагаются на саморегулирующиеся рыночные структуры в сельскохозяйственном производстве, предпочитая им жесткий финансовый контроль, экономическую поддержку и государственное регулирование этой важнейшей сферы народного хозяйства, так что выдаваемые рекомендации в введении свободных рыночных цен, о раздаче, продаже всех земель и других природных ресурсов в частную собственность в специфических российских условиях требует осторожного продуманного подхода.

Все мы помним время, когда  аграрный комплекс нашей страны был представлен различными колхозами и совхозами и функционирование сельского хозяйства обеспечивалось:

  • во-первых, монополией внешней торговли;
  • во-вторых, поддержанием определенного соотношения цен на средства производства, потребляемых сельским хозяйством, и на его продукцию.

 

Первоначальные цели были зафиксированы статьей 39 Римского договора 1957:

1. Увеличение производительности  путём способствованию прогрессу и обеспечению оптимума использования факторов производства, главным образом, труда.

2. Гарантия справедливых стандартов жизни сельскому населению.

3. Стабилизация рынков

4. Безопасный доступ поставок

5. Обеспечение потребителей продуктами  питания по приемлемым ценам.

Единая сельскохозяйственная политика осознала необходимость учитывать социальную структуру сельского хозяйства и как структурные, так и природные различия между разными сельскохозяйственными регионами и действовать в соответствии с поправками степени.

Единая сельскохозяйственная политика — это интегрированная система мер, которая работает с помощью поддержания уровня цен на блага в рамках ЕС и субсидирования производства. Существует набор механизмов:

• Обложение налогами импорта применяется  к определённым товарам, импортируемым  в ЕС. Они устанавливаются на уровне необходимом для увеличения мировой цены до целевого уровня ЕС. Целевая цена устанавливается как максимальная желаемая цена этих товаров внутри ЕС.

• Квоты на импорт используются как  средство ограничения количества продуктов  импортируемых в ЕС. Некоторые  страны-члены имеют договорные квоты, которые позволяют им продавать определённые товары внутри ЕС без тарифов. Это главным образом применимо к тем странам, у которых была торговая связь с этой страной членом.

• Внутренние интервенционные цены. Если внутренняя рыночная цена падет, ниже интервенционного уровня тогда ЕС скупает товары для поднятия цены до интервенционного уровня. Интервенционные цены устанавливаются ниже, чем целевые цены.

• Прямые субсидии для фермеров. Исторически  эта мера задумывалась как поощрение  фермеров выбирать те культуры, которые субсидируются и сохранять «внутренне-выращенное» предложение. Субсидии главным образом выплачивались на землю на которой выращивалась определённая культура, а не на общее количество произведенных культур. Реформа 2005 года разработала специальные субсидии в пользу фиксированных выплат рассчитываемых только по площади культивируемой земли, и для введения экологически чистых методов ведения сельского хозяйства. Реформа нацелена на обеспечение больших свобод для фермеров в выборе той культуры, на которую больший спрос и уменьшение экономических стимулов перепроизводства.

• Квоты на производство и выплаты  за неиспользование земель были введены  как попытка предотвратить перепроизводство некоторых видов продуктов (таких  как молоко, зерновые и вино) что привлекало субсидии по ценам превышающим рыночные. Необходимость хранить и размещать излишки производства явилось расточительством ресурсов и привело к падению репутации Единая сельскохозяйственная политика. Вторичный рынок эволюционировал, особенно по продаже квот на молоко, в то время как фермеры сделали воображаемое использование «выплат за неиспользование земель», например оставляя неиспользованными те земли который трудно обрабатывать. В настоящее время выплаты за неиспользование земель приостановлены, оставаясь субъектом дальнейшего решения об их будущем, что приводит к повышению цен на некоторые блага и увеличению интереса к выращиванию биотоп ива.

Изменение системы субсидирования планируется закончить к 2011 году, но правительства стран-членов имеют некую свободу решения как новая схема будет введена. Правительство Соединенного Королевства решило запустить систему двойного субсидирования, каждый год отдавая всё большее предпочтение общих выплат новой схеме. Выплаты по старой схеме были заморожены на их прежнем среднем уровне 2002—2003 году и сокращаются каждый последующий год. Это дает фермерам некоторый период когда сохраняется их доход, который они могут использовать для изменения ведения хозяйства для соответствия новому режиму. Другие правительства выбрали ожидание и изменить систему разом в самое последнее время. Правительства также с имеют ограниченную возможность продолжать использовать небольшую часть бюджета для субсидий на поддержку определённых культур. Единая сельскохозяйственная политика также имеет целью способствование гармонизации законодательства в рамках Сообщества. Разные законы в странах сообщества могут создать некоторые проблемы для каждого кто, стремится торговать между ними. Существуют такие примеры как: разрешение консервантов или пищевых красителей, правила маркировки или использование гормонов или других веществ в продуктах, предназначенных для потребления людьми и контроль заболеваний, и благополучие животных. Процесс удаления всех скрытых законодательных барьеров ещё не завершен. Единая сельскохозяйственная политика финансируется Европейским фондом направления и гарантий. Реформа Единая сельскохозяйственная политика постоянно снижает его долю в бюджете ЕС, но она до сих пор составляет около половины затрат ЕС. В последние годы Франция получала наибольшее количество этих субсидий. Новое расширение 2004 года за счёт стран имеющих большие Агро сектора превзойдет Францию как главного бенефициара, но на переходный период для них будут установлены ограниченные субсидии. Проблема как субсидировать новые страны, когда они станут полноправными уже привела Францию к уступкам по реформе Единая сельскохозяйственная политика.

 

 

1.2.  Аграрная  реформа в России.

 

В этом году исполняется  ровно 20 лет так называемой ельцинской аграрной реформы, начало которой положил президентский указ о регулировании земельных отношений 1993 года. Итоги аграрной реформы в России, на Украине и в Белоруссии подвели участники Гайдаровского форума-2013 в рамках круглого стола «Результаты, уроки аграрных реформ на постсоветском пространстве».  
 
Ключевым вопросом аграрной реформы 1990-х годов была приватизация сельхозугодий. Два десятка лет спустя в России в собственности граждан оказались 68% земель, остальные 32% остались у государства. Из всей приватизированной земли примерно половина находится в коллективной долевой собственности, то есть собственники не знают, где именно их участки, и лишь у 15% земель есть конкретные хозяева. Участки выделяются, но очень медленно. Если столыпинская аграрная реформа предполагала появление большого числа собственников земли, то ельцинская не вводила ограничений на количество земли в собственности. В итоге появились крупные лендлорды, владеющие сотнями тысяч гектаров. 
 
В России за последние 20 лет сложилась многоукладная аграрная экономика, каждый регион сформировал свою аграрную структуру. На смену экстенсивному сельскому хозяйству пришло очаговое – на юге, в Центрально-Черноземном районе, Поволжье. Изменилась и структура землепользования: площадь семейных хозяйств увеличилась в 17 раз, а посевные площади сельхоз организаций сократились. Однако, как отмечает Василий Узун, это сокращение шло за счет худших земель, поэтому урожайность растет почти по всем сельхоз культурам. В животноводстве поголовье всех видов скота также упало в 2-3 раза, хотя его эффективность и повышается.  
 
Бизнес все эти годы добивался роста конкурентоспособности и снижения затрат. Однако хотя ресурс отдача росла, потребление ресурсов падало. Так доля топлива увеличилась в структуре затрат на производство продукции втрое, а минеральное удобрение подорожало в пять раз. Агро производители начали экономить на удобрениях, амортизации и оплате труда, наращивали производительность и сокращали персонал. Из сельхоз организаций было уволено 7 млн. человек, которые в большинстве своем не нашли работу. Сегодня доля зарплаты в себестоимости товарной продукции продолжает падать, растет доля платежей в различные фонды. Кроме того, надежды на фермеров не оправдались, за исключением ряда южных районов; активно идет процесс концентрации и укрупнения хозяйств.  
 
Преимуществами укрупнения:  
-    обеспечение продовольственной безопасности населенных пунктов;  
-    сохранение земель и скота;  
-    модернизацию техники;  
-    рост производительности труда;  
-    укрепление связей между производством, переработкой и продажей;  
-    стандартизация качества, что важно для конкуренции с импортом;  
-    развитое племенное и семенное хозяйство.  
 
Среди недостатков укрупнения:  
-    отсутствие конкуренции между звеньями;  
-    сложность управления (сегодня агрохолдинги владеют от 10 до 120 тыс. гектарами земли);  
-    незаинтересованность наемных работников;  
-    борьба за землю и поглощение даже успешных предприятий;  
-    монополизм, продовольственная и социальная зависимость от одного агрохолдинга целых районов, сращивание с властными структурами.  
 
В Татарстане в 2006 году пошли по пути создания колоссальных  индустриальных производств с очень высокими качеством продукции и производительностью. Были созданы три агрохолдинга, площадью около 400 тысяч га каждый. Через шесть лет мы видим, что возможности укрупнения были переоценены: рост замедлился, снизились продуктивность и рентабельность, начались невыплаты зарплат. Сегодня один из них, «ВАМИН-Татарстан», фактически обанкротился. Против компании возбуждено уголовное дело по факту неуплаты кредитов на сумму свыше 11 млрд. рублей.  
 
Все так же остро стоит вопрос доходности сельскохозяйственного товарного производства. Без госдотаций сельхозпредприятия даже в развитых аграрных регионах были бы убыточны. В Татарстане рентабельность составила бы минус 23%, в Башкирии - минус 2%, только в Белгороде - 5%, Среди трудностей, которые придется преодолевать отечественному сельскому хозяйству в ближайшие годы, снижение господдержки, которая уже сегодня по существу не растет, и в среднем за 8 лет уменьшится на 4%, а также низкие зарплаты на селе, которые примерно в половину меньше городских.  
 
Реформирование сельского хозяйства Белоруссии началось с 1995 года. К этому моменту сельхозпроизводство сократилось почти наполовину. В 1996-2000 годы создавались госпрограммы, направленные на возрождение и развитие села. Тогда решили не «растаскивать» колхозы, а пойти по пути сохранения и развития крупного производства - началось укрупнение сельскохозяйственных предприятий.  
 
Эффективно работающие госпредприятия преобразовывались в акционерные общества, слабые реформировались, иногда их даже отдавали частным предпринимателям. В итоге вместо трех тысяч хозяйств остались 1200. Для них по всей стране были построены так называемые Агро городки, где есть все необходимые для жизни объекты социальной инфраструктуры – школы, медицинские, спортивные учреждения и прочие. Параллельно с укрупнением предприятий и строительством Агро городков велась модернизация средств производства. Земельной реформы в Белоруссии как таковой не было. В частной собственности граждане могут иметь только землю для строительства жилого дома и один гектар земли для ведения подсобного хозяйства.  
 
Как отмечает Александр Шпак, сельхозпредприятия, имеющие перерабатывающие мощности, прибыльней организаций, производящих только сырье. Дело в том, что закупочные цены на сельхозпродукцию устанавливает государство. Например, в 2011 году они были вдвое ниже, чем в России, а рентабельность производителей составила 16%. Розничные же цены сравнимы с российскими. Сейчас, благодаря созданию единого экономического пространства закупочные цены начали сближаться. Предприятий с перерабатывающими мощностями в стране порядка 15%, они производят 40% всей продукции, имея 70% прибыли. Агрокомбинаты, занимающиеся производством, переработкой и фирменной торговлей молоком и мясом, не имеют проблем.    
 
Земельную реформу на Украине можно разделить на два периода: до и после 2000 года. На первом этапе происходила передача земель в собственность коллективных сельхозпредприятий. Этот период характеризовался падением производства и убыточностью сельского хозяйства. С 2000 года началась приватизация большинства госпредприятий и ликвидация коллективных сельхозпредприятий с передачей паев в собственность крестьянам. Сегодня лишь у 4% селян не оформлены акты о праве собственности на землю, хотя все участки определены. В 2004 году был принят закон о личном крестьянском хозяйстве, признающем его особым видом коммерческой деятельности, не облагаемой налогами.  
 
Если в 1990 году почти вся земля была в собственности сельхозпредприятий, то в 2011 году – только половина, и еще порядка 40% земли находится в собственности крестьян. Крестьянские хозяйства сегодня производят около половины всей сельхозпродукции. По словам эксперта, за 20 лет значительно изменилась и структура посевных площадей: если в 1990 году все культуры выращивали примерно в равном количестве, то в 2010-2011 гг. 60% площадей отвели под зерновые, примерно 30% – под технические культуры, остальные 10% - под овощи и бахчевые.  
 
Результатом реализации второго этапа аграрной реформы стало плавное увеличение производства сельхозпродукции. Увеличились средняя урожайность сельхоз культур, и хотя поголовье крупного рогатого скота уменьшалось вплоть до 2008 года, надои и производство мяса росли. Основная движущая сила роста  – агрохолдинги – крупные предприятия, площадью 10-20 тыс. га. В рекордном 2011 году их рентабельность составила порядка 27%.  
 
Рынка земли на Украине нет. Мораторий на ее продажу продлен до 2016 года, что вполне устраивает и фермерские хозяйства, и крестьян, и агрохолдинги. Последние четко заявляют, что им земля в собственности не нужна. Сейчас они арендуют ее у крестьян на срок от четырех лет по очень низкой ставке в 30 долларов США за гектар, и не спешат отвлекать свои капиталы на долгосрочные вложения.  
 
Основным видом господдержки отрасли является льготное налогообложение. За один гектар платится около 50 центов фиксированного налога в год. Кроме того, любой сельхозпроизводитель (компания, более 70% доходов которого обеспечивается за счет производства и/или переработки сельхозпродукции) может выбрать льготную систему налогообложения. Например, фермер может оплатить ЕСН в размере 34% от минимальной зарплаты в стране (выходит около 50 долларов США). Понятно, что при этом он рискует своей пенсией.  
 
Распределение других видов господдержки является нерациональным и неравномерным. Например, льготное кредитование доступно лишь крупным предприятиям. К тому же средние и мелкие предприятия находят процедуру получения господдержки слишком сложной, и отказываются от нее. Указал эксперт и на нестабильную политику государства, когда, к примеру, после заключения контрактов на экспорт зерна могут резко ввести мораторий на его вывоз из страны.  
 
Традиционные проблемы развития сельской местности - отсутствие финансирования и рабочих рук - также актуальны. Что до последней, то зарплата на селе в 2011 году составляла примерно 68,4% от средней по стране, и три четверти крестьянских семей, по данным опроса, желают, чтобы их дети уехали в город. Там, где находятся крупнейшие агрохолдинги, зарплаты выше и доходят до тысячи долларов в месяц, но и требования к квалификации предъявляются высокие. Что касается финансирования, то крупные сельхозпредприятия часто сами инвестируют в социальную инфраструктуру села, считая, что это проще, чем постоянно беспокоиться за сохранность своего урожая или скота. 

Информация о работе Аграрная политика