Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:11, доклад
Из учебников общей экономической теории мы знаем, что условия кон-куренции создают барьеры вхождения на рынок, заставляют экономических агентов работать по определенным правилам, соответствующим специфике рынка. Как выяснялось, помимо рыночных барьеров в экономике существуют и административные барьеры. Административные барьеры– удел не только раз-вивающихся экономик и переходных обществ, они в той или иной степени имеются и в экономически развитых странах.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И/
Исследованиями доказано, что на практике для предпринимателя адми-нистративные барьеры, прежде всего, идентифицируются с административной системой, которая трактует и персонифицирует барьерные правила. Если тео-рия вопроса трактует административные барьеры как правило, то«реальная жизнь идентифицирует их с администрацией»[24]. И основное противоречие развивается не между правилом и бизнесом, а между бизнесом и администра-цией, которая с успехом преломляет любые законодательные инициативы в собственных интересах. Поэтому основной тормоз развития малого бизнеса– это не столько административные барьеры, сколько административная система. Также, на взгляд ученых, в экономике стран СНГ присутствуют не столь-ко административные барьеры, сколько«системные барьеры». Этот барьер уже не является следствием административного произвола, ибо целая система, вме-сто того чтобы стать действенным инструментом развития и регулирования ма-лого бизнеса, на деле становится преградой на пути ведения бизнеса. Ведь барьеры созданы в системе(1) регистрации, перерегистрации, контроля и от-четности бизнеса; (2) кредитования бизнеса; (3) налоговой сферы; (4) аренды помещений. Системным этот барьер становится, так как ведет к трансформации всего института предпринимательства в сторону встраивания альтернативных отношений, не подконтрольных государственным органам. То есть в сторону увеличения«серой» составляющей, переводя одновременно дополнительные трансакционные затраты в сферу теневых отношений. Сложившуюся ситуацию П.Крючкова объясняет следующим образом: высокая прибыль на«рынке административных барьеров» вызывает приток конкурентов, предлагающих иные способы их преодоления с более низкими издержками. Альтернативные пути могут быть легальными, полулегальными и нелегальными. Последние две как раз ведут к росту«серой» экономики[26]. Расчеты Басаревой, Brown, Earl показали, что криминальная обстановка содействует предпринимательству[27; 28]. Преступные группы могут облег-чить поставку товаров за счет обхода бюрократических рогаток или защиты по-ставок от грабителей и тем самым способствовать повышению эффективности работы. На наш взгляд, ситуацию с административными барьерами можно пере-ложить на микроэкономическую модель рынка, как и институты. Это связано с тем, что административные барьеры являются особыми институтами(правда, с обратным эффектом). Соответственно они предлагаются в особом рынке адми-нистративных барьеров. Участниками рынка выступают экономические агенты и представители государственных органов управления. Спрос на административные барьеры (DAB) выражают определенный круг аффилированных лиц, заинтересованных в получении особых условий ведения бизнеса или просто денежных вознаграж-дений. Формальные институты(со всеми признаками АБ или просто АБ), в со-ответствии со спросом, предлагают(SAB) представители государственных структур. С учетом того, что издержки разработки и внедрения новых институ-тов очень высоки, то и цена будет(установлена) достаточно высокой. Аффилированные лица заплатят необходимую сумму разработчикам, ес-лиNPV положителен(NPV>0). То есть предприятия, лоббирующие разработку и принятие определенных законодательных актов, обеспечивающих будущий доход для них, рассчитывают чистую текущую стоимость инвестиций(NPV) в создание АБ. Формулу чистой текущей стоимости инвестиций(NPV) в созда-ние АБ предложили А.Дегтярев и Р.Маликов[29]. По мнению авторов формулы, величинаNPV также отражает оценку по-терь общества от данного административного барьера. Величина спроса на«рынке административных барьеров» будет неболь-шой. Это связано с тем, что не все экономические агенты в состоянии заплатить необходимую сумму. Но мы не исключаем ситуации, когда экономические агенты могут объединить усилия. Результатом таких действий будет«захват государства». В данном случае«рынок административных барьеров» может рассмат-риваться как олигополистический рынок, где несколько крупных предприятий устанавливают свои правила ведения бизнеса, а другим, более мелким, пред-приятиям, действующим на данном рынке, только и остается следовать этим правилам. Ученые показали ситуации, которые сопровождаются операционными издержками. Они сгруппированы сообразно условиям прохождения стадий производства, оборота и текущей деятельности: АБ на входе предприятий на рынок(лицензирование, разрешение, регистрация, согласование проектной до-кументации); АБ, связанные с допуском товаров на рынок(сертификация, идентификация, маркирование); АБ, связанные с административными издерж-ками предпринимателей в процессе текущей деятельности(инспекционная дея-тельность, контроль и надзор, делопроизводство, документооборот, отчетность) .Соответственно можно предположить, что на«рынке админстративных барьеров» предлагаются3 типа барьеров:
1) барьеры, связанные с входом на рынок;
2) барьеры, связанные с допуском товаров на рынок;
3) препятствия в организации текущей деятельности.
Таким образом, можно сделать заключение, что административные барь-еры существуют на всех этапах ведения бизнеса. Повсеместное их существова-ние модифицирует их в«системный барьер». Если формальные правила, соз-дающие административные барьеры, можно отменить, то неформальные прави-ла(норма, традиции дачи взяток, свой представитель в государственных и/или финансовых структурах) трудно отменить. Последние превращены в норму по-ведения отечественных предпринимателей. И каждый новый предпринимателей должен следовать этим нормам, в противном случае они столкнутся с непони-манием со стороны других экономических агентов.
ПРЕОДОЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
Преодоление любого вида барьера сопровождается издержками и поте-рями. Преодоление экономических барьеров требует повышения конкуренто-способности предприятия, то есть инвестиционных вложений в развитие техни-ки, технологий, человеческого капитала. Преодоление административных барь-еров требует больших денежных расходов, а именно осуществления официаль-ных и теневых выплат. Предприятие функционирует эффективно, если окупа-ются все издержки. Поэтому издержки включаются в стоимость производимой продукции(товаров и услуг). От административных барьеров несут потери не только предприятия, но и общество в целом. Они делятся на прямые и косвенные. Прямые потери свя-заны с завышением розничных цен предприятиями вследствие включения в них издержек преодоления АБ. Косвенные потери связаны с недопроизводством ВВП из-за снижения эффективности использования имеющихся ресурсов[34].
Методология измерения количественных
потерь, связанных с преодоле-нием
административных барьеров, находится
на стадии разработки. Общепри-нятой является
подсчет денежных затрат и затрат времени
на выполнение тех или иных процедур. Ученые,
государственные структуры, общественные
организации предла-гают различные пути
устранения АБ. Вместе с тем некоторые
предумышленно созданные АБ трудно устранить
из-за сопротивления заинтересованных
групп (представителей государственных
структур или коммерческих структур),
из-влекающих статусную ренту. Это объясняется
наличием«эффекта блокировки» (lock in effect)
[35; 36]. Последнее обусловливает мультипликацию
барьеров, введение дополнительных способов
контроля и регулирования. Таким образом,
ученые приходят к мнению, что«барьерная»
система регулирования являетсясамоподдерживающейся.
П.Крючкова приходит к выводу, что в барьерострои-тельстве
существует цикл, но этот цикл представляет
собой устойчивую систе-му. Общий подход
к борьбе с АБ она определила следующим
образом: сниже-ние«инвестиционной привлекательности»
административного«
Таким образом, существует необходимость
совершенствования институ-тов,