Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 19:47, курсовая работа
Профессиональная ориентация и адаптация выступают важным составным элементом системы подготовки кадров и являются регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организаций в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.
Введение
Глава 1. Сущность и виды профориентации и адаптации персонала
1.1. Профессиональная ориентация персонала
1.2. Адаптация персонала
1.3. Краткая характеристика опыта профориентации и адаптации персонала
Глава 2. Управление профориентацией и адаптацией персонала
2.1. Цели и задачи системы управления профориентацией и адаптацией персонала в организации
2.2. Направления деятельности подразделения по управлению профориентацией и адаптацией персонала в организации
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и виды профориентации и адаптации персонала
1.1. Профессиональная ориентация персонала
1.2. Адаптация персонала
1.3. Краткая характеристика опыта профориентации и адаптации персонала
Глава 2. Управление профориентацией и адаптацией персонала
2.1. Цели и задачи системы управления профориентацией и адаптацией персонала в организации
2.2. Направления деятельности подразделения по управлению профориентацией и адаптацией персонала в организации
Заключение
Список
литературы
Глава 1. Сущность и виды профориентации и адаптации персонала
1.1. Профессиональная ориентация персонала
Профессиональная
ориентация и адаптация выступают
важным составным элементом системы
подготовки кадров и являются регулятором
связи между системой образования
и производством. Они призваны способствовать
покрытию потребностей организаций
в рабочей силе в необходимом
качественном и количественном отношении
для повышения их прибыльности и
конкурентоспособности.
Профессиональная ориентация
представляет собой
систему мер по профинформации,
профконсультации, профподбору
и профадаптации, которая
помогает человеку выбирать
профессию, наиболее
соответствующую потребностям
общества и его личным
способностям и особенностям.
Неполное использование возможностей
работника в трудовой деятельности не
только наносит ущерб его собственному
развитию, но и оборачивается потерей
для организации. Разрыв между профессиональной
подготовкой и содержанием трудовых функций,
выполняемых работником, снижает его интерес
к труду, работоспособность, что в конечном
счете ведет к падению производительности,
ухудшению качества продукции, к росту
профессиональной заболеваемости и травматизма.
Есть еще одна важная задача профориентации - содействие быстрым структурным сдвигам в занятости. В настоящее время многоукладная экономика предоставляет работникам с разными способностями и интересами возможность найти место на трудовом поприще. В идеальном случае сокращение рабочих мест должно проводиться только тогда, когда будут, созданы условия для переобучения высвобождаемых работников с учетом мотивационного механизма выбора профессии, когда начнут действовать программы по созданию новых рабочих мест в приоритетных для общества областях. Пока управленческие работники не воспримут профориентацию как метод регулирования предложения рабочей силы в организации, они будут испытывать экономические и психологические трудности.
Чтобы
выявить и развить
Цель профориентации - оказание помощи молодым людям и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, нахождении места работы или учебы с учетом склонностей и интересов. Задачи профориентации - информирование заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности; создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников; выявление степени соответствия психофизиологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.
Сложились
следующие формы
Одной
из проблем работы с персоналом в
организации при привлечении
кадров является трудовая адаптация.
1.2. Адаптация
персонала
Трудовая адаптация персонала - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.
Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную и вторичную.
В
условиях функционирования рынка труда
возрастает роль вторичной адаптации.
При этом необходимо внимательно
изучать опыт зарубежных фирм, которые
уделяют повышенное внимание первичной
адаптации молодых работников. Данная
категория персонала нуждается
в особой заботе со стороны администрации
организаций. Чаще всего профессиональная
адаптация рассматривается как
процесс приобщения человека к труду
в рамках определенной профессии, включения
его в производственную деятельность,
усвоения им условий и достижения
нормативов эффективности труда. Однако
адаптацию нельзя рассматривать
только как овладение специальностью.
Она предусматривает также
Рис.1 Виды адаптации и факторы, на нее влияющие
Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:
Отметим,
что в отечественных
структурного закрепления функций управления адаптацией в системе управления организацией;
организации технологии процесса адаптации;
организации
информационного обеспечения
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям.
1. Выделение соответствующего подразделения (бюро, отдела) в структуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала.
2. Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по производственным подразделениям организации, координации их деятельности со стороны службы управления персоналом.
3. Развитие наставничества, которое в последние годы в отечественных организациях незаслуженно забыто.
Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии этого процесса являются организация: семинаров, курсов по различным вопросам адаптации; проведения индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником; интенсивных краткосрочных курсов для руководителей, вновь вступающих в должность; специальных курсов подготовки наставников; использования метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий; выполнения разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом; подготовки замены при ротации кадров; проведения в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.
Информационное обеспечение процесса адаптации заключается в сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Сбор и обработку информации рекомендуется проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Для отечественных организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации.
1.3. Краткая характеристика опыта профориентации и адаптации персонала
Дадим краткую характеристику опыта профориентации и адаптации персонала.
Профессиональная
ориентация и адаптация должны содействовать
быстрым структурным сдвигам
в занятости при одновременном
поддержании безработицы на возможно
низком уровне. Однако практическое решение
этой задачи тормозится неразвитостью
рынка труда. Государственная служба
занятости пока не в состоянии
эффективно управлять профориентацией
и адаптацией. Механическое заполнение
вакантных рабочих мест, унаследованное
от службы организованного
Интересен в этом отношении опыт решения этих проблем в Японии. Система подготовки кадров здесь отличается большой спецификой. Учащиеся японской школы до перехода на вторую ступень среднего образования (10-12 классы) практически не могут получить какой-либо профессиональной подготовки, т.е. большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то во всяком случае без какого-либо свидетельства о присвоении квалификации. Это, однако, мало смущает руководство японских компаний. Профессиональная подготовка в фирмах - неотъемлемая часть японской системы управления кадрами. Руководство компаний стремится привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о неиспорченности, отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятые в данной корпорации. Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки - адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода - двух месяцев. Основной смысл начального обучения - знакомство новичков с компанией, принципами взаимоотношений сотрудников, традициями, обычаями, ритуалами, т.е. в моральной подготовке к работе.