Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 03:55, курсовая работа
В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1 БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ 6
1.1Сущность безработицы 6
1.2 Причины безработицы 10
2. ТИПЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ 13
3. ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РБ 18
3.1. Причины безработицы в Республике Беларусь 18
3.2 Динамика развития безработицы в РБ 19
3.3 Пути снижения безработицы в Республике Беларусь 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 24
ПРИЛОЖЕНИЕ А 25
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 26
ПРИЛОЖЕНИЕ В 27
Причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо силен в развивающихся странах.
Безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, т.к. на смену старым отраслям и производствам приходят новые.
Безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе», с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).
Особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике. Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.
Генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.
Процессы увеличения
уровня безработицы тесно связаны
с системой образования. С одной
стороны, выступает низкий уровень
реакции образовательных
Низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.
Все эти причины безработицы
влияют на размер и динамику безработицы.
3.2 Динамика развития безработицы в РБ
Проанализируем динамику безработицы в текущем году.
В январе-августе 2011 г. в экономике республики было занято 4644,51
тыс. человек, что на 0,1% больше, чем в январе-августе 2010 г. В общей
численности населения, занятого в экономике, 3467,2 тыс. человек, или 74,7%
составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 143,7 тыс. человек.
В январе-августе текущего года 139,4 тыс. работников организаций (4% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной
занятости (в январе-августе 2010 г. – 8,5%). В августе 2011 г. по сравнению с
июлем 2011 г. численность работников, переведенных на работу с неполной
рабочей неделей (днем), уменьшилась в 1,4 раза и составила 11,4 тыс. человек,
численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе
нанимателя, уменьшилась в 1,2 раза и составила 7,8 тыс. человек. Отпуска без
сохранения заработной платы в августе 2011 г. были предоставлены по
инициативе нанимателя 5,1 тыс. человек, или 64,8% от общей численности
работников, имевших вынужденные отпуска.
Общее количество неотработанного времени в январе-августе 2011 г.
составило 1,4 млн. человеко-дней (в январе-августе 2010 г. – 3,8 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 8,1 тыс. человек (в январе-августе 2010 г. – 22,5 тыс. человек). Из общего числа неотработанных по этой причине человеко-дней на промышленные предприятия приходилось 80,9%, в том числе на предприятия машиностроения и металлообработки – 42,3%, легкой промышленности – 20%; на строительные организации – 9,4%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в промышленности 6,6 тыс. человек, в строительстве – 0,8 тыс. человек.
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2011 г. составила 35,9 тыс.
человек, что на 14,9% меньше, чем в сентябре 2010 г. и на 7% меньше, чем в
августе текущего года. [Приложение А] Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября текущего года составил 0,8% от экономически активного населения (на конец сентября 2010 г. – 0,9%).
В январе-сентябре 2011 г. на учет было поставлено 260,1 тыс. граждан,
обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными
159 тыс. человек, или 61,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе -сентябре текущего года 159,1 тыс. человек, в том числе 103,8 тыс. безработных, или 65,2% от числа всех трудоустроенных.
На оплачиваемые общественные работы в январе-сентябре 2011 г. было
привлечено 75,6 тыс. человек, из них 39 тыс. безработных, или 51,6% от числа привлеченных.
На конец сентября 2011 г. на одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию условно приходилось 0,6 безработных (на конец сентября 2010 г. – 1 безработный). Из общего числа вакансий 80,3% предназначены для трудоустройства рабочих.
Средний размер пособия на одного безработного в сентябре 2011 г.
составил 49,5 тыс. рублей, или 17,9% от бюджета прожиточного минимума в
среднем на душу населения.
Что касается динамики за последние 10 лет, то можно отметить что численность экономически активного населения снижалась с 2000 г. до 2004 г. включительно. [Приложение Б] Начиная с 2005 г. И по сей день этот показатель растёт. Численность безработных росла с 2000 г. до 2003г., после чего начала снижаться. [Приложение В] /11/
Государственное воздействие
на занятость и безработицу
Политика на рынке
труда предусматривает
В рамках реализации Плана мероприятий на 2011 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2010-2011 годы в январе-сентябре 2011 г. достигнуты следующие результаты:
В сельской местности обеспечено создание рабочих мест для трудоустройства 16,5 тыс. человек, в том числе 767 – в агрогородках. Из общего количества рабочих мест 434 создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд. Особое внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых и средних городских поселениях (далее – малые города). За январь-сентябрь 2011 г. в них создано 24,1 тыс. рабочих мест, или 94,7 процента к заданию. Из общего количества рабочих мест 1,1 тыс. создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.
В целях обеспечения занятости населения в малых городах органами по труду, занятости и социальной защите гор(рай)исполкомов в рамках Государственной программы: оказано содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 42,5 тыс. чел, в том числе 26,9 тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 3,9 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности 659 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 23,1 тыс. человек, в том числе 10,3 тыс. безработных.
В результате принятых мер в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом года уменьшилось на 1118 человек (с 7558 человек на 1.01.2011 до 6440 на 1.10.2010), или на 14,8 процента, количество вакансий увеличилось с 6,1 тыс. до 9,9 тыс. рабочих мест, или на 62,9 процента. Напряженность на рынке труда малых городов сократилась с 1,2 безработного на вакансию на 1.01.2010 (по республике 1,2) до 0,7 на 1.10.2011(по республике 0,6). Этот показатель варьируется от 0,9 в Брестской и Витебской областях до 0,4 в Минской.
Итоги текущего мониторинга показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы.Уровень безработицы в течение третьего квартала стабилизировался и составлял 0,8 процента к численности экономически активного населения (задание Программы - 1,2 -1,5 процента). /13/
3.3 Пути снижения безработицы в Республике Беларусь
Регулирование занятости и безработицы осуществляется с помощью комплекса методов, к которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.
Законодательное регулирование осуществляется путем принятия государственных законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин.
Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного налога, государственных закупок и других мер, осуществляемых на макроуровне.
К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.
Идеологические методы применяются для разъяснения политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников.
Суть организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.
Проведение эффективной политики на рынке труда означает:
Регулирующая функция
государства не ограничивается только
содействием трудоустройству
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Написав курсовую работу на тему: «Проблема занятости и безработицы в Республике Беларусь», сделаем выводы.
Категория занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом. В развитых странах безработица является результатом высоких темпов развития НТП и несовпадения спроса и предложения на рынке труда. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.
В Беларуси основным типом безработицы является структурная. Уровень безработицы в последнее время относительно стабилен.
Государственное регулирование рынка труда предусматривает:
Информация о работе Занятость и безработица в Республике Беларусь