Закон спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 12:30, реферат

Описание работы

Рынок — косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений

Содержание

Введение …………………………………………………..…………………… 3

1.Спрос и предложение…………………………………................................ 5

2.Закон спроса…………………………………………………………………11

3.Закон предложения………………………………………………………….13

Заключение.……………………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

ДЭН РЕФ.docx

— 53.31 Кб (Скачать)

           Рассмотрим, влияет ли рост дохода  потребителей  на спрос?

           При большем доходе потребители  могут расходовать больше денег  на покупку товара. Если бы  рыночная цена оставалась постоянной , можно было бы ожидать роста потребляемого количества товара. Это произойдет независимо от того, какова рыночная цена. В качестве альтернативы мы можем задать такой вопрос: какую цену потребители заплатят, чтобы приобрести определенное количество товара ? При большем реальном доходе они будут готовы уплатить более высокую цену.  

В целом  ни цена, ни количество товара не останутся  постоянными при увеличении дохода.  Новые цена и количество в итоге  приведут  к равновесию спроса и  предложения.

          Изменение цен на взаимосвязанные  товары также влияют на спрос.  Например, медь и алюминий являются  товарами - заменителями. Спрос на  медь возрастает, если увеличится  цена на алюминий. С другой  стороны, бензин является дополнительным  товаром по отношению к автомобилю, т.е. они используются совместно.  Следовательно, снижение цен на  бензин увеличивает спрос на  автомашины.

          На большинстве рынков и спрос,  и предложения претерпевают время  от времени определенные изменения.  Доход потребителей меняется  по мере экономического роста  (или сокращается во время спада). Спрос на некоторые товары  изменяется в зависимости от  сезона (топливо, купальные принадлежности, зонтики), в связи с изменением  цен взаимозаменяемых товаров  (рост цен на нефть увеличивает  спрос на природный газ) или  просто из-за меняющихся моды  и вкусов.  Аналогичным образом  время от времени меняются  размер зарплаты, капитальные вложения, цены на сырье, что в значительной влияет на предложения товаров.

           Итак, анализ спроса и предложения  является одним из основных  инструментов микроэкономики. На  конкурентном рынке предложение  и спрос указывают, сколько  продукции будет произведено  фирмами и каким будет спрос  потребителей при определенной  цене. Рыночный механизм имеет  тенденцию к равновесию, с тем,  чтобы не было ни избыточного  спроса, ни избыточного предложения.  Изменение требуемого количества  в процентах в результате увеличения  цены на 1% является эластичностью  спроса от цены. Эластичность  характеризует реакцию предложения  и спроса на изменение цены, дохода и других переменных. Все  это позволяет нам лучше понять  характеристики и поведение рынка. 

2. Закон  спроса 

          Коренное свойство спроса заключается  в следующем: при неизменности  всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса.  И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса.  Короче,  существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса.  Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса.

Что лежит  в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации.

1. Здравый  смысл и элементарное наблюдение  действительности  согласуются  с тем,  что ним показывает нисходящая кривая спроса.  Обычно люди действительно покупают данного продукта больше  по  низкой  цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку,  Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать,  а чем ниже ценовой барьер,  тем большее его количество они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают "распродажи", служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса.  "Дни торговли по сниженным ценам" основаны на законе спроса.  Предприятия сокращают свои товарные

запасы  не путем повышения цен, а путем  их снижения.

2. В  любой данный период времени  каждый покупатель продукта получает  меньше удовлетворения,  или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта.  Например: второй "Биг Мак" (котлета "Большой Макдональд".  - Прим. перев.) дает меньше удовлетворения потребителю,  чем первый;  третий приносит еще меньше удовольствия или полезности,  чем второй, и т. д. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности - то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, потребителя покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии,  что цена его снижается.

3. На  несколько  более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект  дохода  указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта,  не отказывая себе  в  приобретении  каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя,  а поэтому  он  в  состоянии  купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене  у  человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных то-

варов, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие  продукты более дешевыми.  Приведем для  иллюстрации  следующий пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект  дохода).  При  более  низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой,  и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения).  Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому,  что у потребителей возникает способность и желание покупать  большее  количество продукта по - более низкой цене,  чем по высокой. 
 
 
 

3.Закон предложения 

          Легко заметить,  что таблица 4-5  показывает  положительную,  или прямую,  связь между ценой и количеством предлагаемого продукта, С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением  цен  сокращается также и предложение.  Эта специфическая связь называется  законом  предложения.  Он  просто  показывает "что  производители  хотят  изготовить  и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Почему? Это в основном также диктуется здравым смыслом.

           Напомним, что цена,  с точки зрения  потребителя,  выступает  как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель,  оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене  относительно  небольшое  количество  продукта;  чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик  выступает  в  роли получателя денег за продукт.  Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта,  а поэтому  она служит стимулом к тому,  чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.

          Теперь представим  себе фермера,  ресурсы которого в определенных пределах поддаются переключению с производства одних продуктов на другие. По мере повышения цены (см. табл. 4-5) фермер сочтет выгодным изъять земли из производства пшеницы,  овса и соевых бобов и  переключить их на производство кукурузы.  К тому же более высокие цены на кукурузу предоставят фермеру возможность покрывать издержки,  обусловленные более  интенсивной  обработкой  земли и применением в большем количестве минеральных удобрений и пестицидов.  Все эти затраты приводят к увеличению объема производства кукурузы.

           Рассмотрим также предприятие  в обрабатывающей промышленности.  На каком-то  этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции.  А поэтому для покрытия  возросших издержек  необходимо повысить цену на производимый продукт.  Но почему возрастают издержки?  Они возрастают потому,  что определенные  производственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный парк,  невозможно увеличить за короткое время.       Поэтому,  по мере того как  фирма  наращивает количество более мобильных ресурсов - например, рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, - стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными,  в результате чего эффективность производства снижается,  а издержки производства  каждой последующей единицы продукта возрастают.  Для производства этих требующих больших издержек единиц продукта  производители  должны получить более высокую цену'.  Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

            Взаимодействие спроса и предложения,  колебательное движение цен как  его результат выражают сущность  закона спроса и предложения.

А.Маршалл правильно  считал, что закон спроса и предложения  есть результат действия более фундаментальных  причин, способ реализации единства производства и потребления в рыночной экономике. Этот закон -  всеобщая форма, через  которую реализуется действие основных факторов, определяющих движение производства и цен. Рынок - это такой институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги. Спрос описывается шкалой, отражающей готовность покупателей покупать данный продукт в течение определенного периода по каждой из разных цен, по которым его могут продавать. Согласно закону спроса, потребители обычно покупают большое количество продукта по низкой цене, чем по высокой. Предложение описывается шкалой, показывающей количество продукта, которые производители готовы предлагать к продаже на рынке в течение определенного периода по каждой из возможных цен, по какой этот товар может быть продан. Закон спроса утверждает, что, при прочих равных условиях, производители предлагают к продаже большое количество продукта по высокой цене, чем по низкой. В результате связь между ценой и величиной предложения прямая, а кривая спроса - восходящая. Ее смещение вправо означает увеличение объема предложения, а смещение влево - сокращение предложения. В противоположность этому, изменение цены данного продукта ведет к изменению величины предложения, то есть к передвижению от одной точки к другой на постоянной кривой предложения. В условиях конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения корректирует цену до того момента, когда величина спроса и величина предложения совпадает. Это равновесная цена. 
 

Список  литературы:

1. С. Брю, Р. Макконнелл    «Экономика» (в 2-х томах) 1993г.

2. Райзберг Б.А.   «Основы экономики и предпринимательства»,

 М.: ТОО ”Вес”, 1995.

3. Борисов   Е.Ф., Волков Ф.М.   «Основы экономической  теории».

М. : Высш.шк.,1994.

4. Пиндайк Р.,  Рубинфельд Д.    «Микроэкономика»,М.: “Экономика”, 1992.

5. Майкл Мескон. Маукл Альберт, Франклин Хеноури “Основы менеджмента” М.; “Дело” 1994

6. Краткий внешнеэкономический  словарь- справочник М.; “Политихдат” 1989  

Информация о работе Закон спроса и предложения