Закон конкуренциии и особенноости ее проявления в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей и информацию через рекламу.
Целью данной работы является понятие конкуренции, основные характеристики и особенности, затрагивая совершенную и несовершенную конкуренцию.
Задача моего исследования: проанализировать современные особенности проявления закона конкуренции, в частности, способы ведения конкурентной борьбы. А также попытаться рассмотреть пути развития конкурентоспособности экономики на современном этапе.

Содержание

1. Сущность и основные характеристики понятия конкуренции 5-14
Трактовка понятия конкуренции в экономической науке 5-8
Совершенная конкуренция и ее особенности 8-10
Несовершенная конкуренция и ее виды 11-14
1 – Монополия
2 – Монополистическая конкуренция
3 – Олигополия
Современные особенности проявления закона конкуренции 15-17
2.1. Монополистические объединения
Способы ведения конкурентной борьбы 17-24
1 – Современный экономический шпионаж
2 – Промышленный шпионаж и фальсификация
фирменной продукции
3 – Методы промышленного шпионажа
3. Пути развития конкурентоспособности экономики 25-28
в современной России
Заключение 29-30 Литература 31 Рецензия 32-33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 70.09 Кб (Скачать)

ПЛАН:

Стр.

Введение                                                                                                         3-4

1.    Сущность и основные характеристики понятия конкуренции        5-14                                                                                                                       

    1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке              5-8                                          
    2. Совершенная конкуренция и ее особенности                                8-10                                                              
    3. Несовершенная конкуренция и ее виды                                       11-14                                                                                                                                                                  

      1 – Монополия                                                                                                                   

      2 – Монополистическая  конкуренция                                                                           

      3 – Олигополия                                                                                                                  

  1. Современные особенности проявления закона конкуренции              15-17                                             

    2.1.    Монополистические объединения                                                                                  

    1. Способы ведения конкурентной борьбы                                      17-24                                                                   

      1 – Современный  экономический шпионаж                                                                

      2 – Промышленный  шпионаж и фальсификация                                                           

      фирменной продукции                     

      3 – Методы  промышленного шпионажа                                                                         

3.    Пути  развития конкурентоспособности  экономики                              25-28                                     

    в современной  России                                                                                                                     

    Заключение                                                                                                 29-30                                                                                                                      Литература                                                                                                        31                                                                                                                          Рецензия                                                                                                      32-33                                                                                                                                   
     
     
     
     
     
     
     

Введение

    Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  друг с другом, и объединяемых единым понятием - рынок.

    По  определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется  количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения.

    Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

     В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей и информацию через рекламу.

     Целью данной работы является понятие конкуренции, основные характеристики и особенности, затрагивая совершенную и несовершенную  конкуренцию.

     Задача  моего исследования: проанализировать современные особенности проявления закона конкуренции, в частности, способы  ведения конкурентной борьбы. А также  попытаться рассмотреть пути развития конкурентоспособности экономики на современном этапе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Сущность  и механизм действия  закона конкуренции.

1.1.Трактовка  понятия конкуренции  в экономической  науке.

           Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание».  В экономике конкуренция определяется следующим образом.

    «Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».1

    Состязательность  за экономическое процветание является одним из важнейших законов рыночного  хозяйства. Содержание закона конкуренции  раскрывается как соперничество  производителей за достижение лучших условий производства. Это обеспечивает необходимый механизм экономического прогресса, который заложен в сущности законов рыночного хозяйства.

    Толкование  понятия конкуренции в экономической  науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.

    Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали  конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также  за деньги потребителей, на которые  их можно приобрести. Редкость, в  их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с  потребностями людей.

    Наряду  с поведенческой трактовкой начиная  с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были   Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

    Таким образом, при структурном подходе  акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры  рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и  почему победил, а установления факта  принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень  цен на рынке. Если такое воздействие  невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в обратном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».2

    Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается  от ее определения  в классической теории, не проводившей  различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели  в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость  продавцов настолько мала, что  ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение  других фирм. При таком конкурентном поведении-соперничестве ни одна фирма  не может стать лидером на рынке, то есть невозможна монополия.

    Позднее список рыночных структур был расширен, и появилась необходимость в  четком разграничении понятий «конкуренция»  и «соперничество». В современном  понимании термин «соперничество»  относится к действительному  поведению рыночных агентов, направленному  на завоевание лидирующего положения  на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция»  в свою очередь, используется для  характеристики модели, строения рынка.

    Кроме поведенческой и структурной  трактовки конкуренции, в экономической  теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».

    Функциональный  подход к определению конкуренции  связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей  теории экономического развития он определял  конкуренцию как борьбу старого  с новым. Эту борьбу ведут предприниматели  — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые  комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.

    Другой  австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая  ее как «процедуру открытия». По его  мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен  на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком  направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам  и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции  «открывает», какие ресурсы и  в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.  

1.2.Совершенная  конкуренция и  ее особенности.

    Совершенная конкуренция представляет собой  идеальный образ конкуренции, при  которой функционирует множество  продавцов и покупателей с  равными возможностями и правами. При этом влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.

Информация о работе Закон конкуренциии и особенноости ее проявления в современной экономике