Зачетная работа по курсу «Истории экономических учений»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Экономическая мысль в Восточных Деспотиях
Экономическая теория Т.Р.Мальтуса 13
Основные черты монетаризма. Работы М.Фридмена
Меркантилизм в России. Вклад А.Л.Ордина-Нащокина, Ю.Крижанича

Содержание

Экономическая мысль в Восточных Деспотиях 3
Список литературы 12
Список литературы 12
Экономическая теория Т.Р.Мальтуса 13
Список литературы 17
Основные черты монетаризма. Работы М.Фридмена 18
Список литературы 22
Меркантилизм в России. Вклад А.Л.Ордина-Нащокина, Ю.Крижанича 23
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

история эк.учений.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Экономическая мысль в Восточных  Деспотиях

Деспотия –  в переводе с греческого –  «неограниченная  власть»; форма самодержавной власти.

Представители Восточных деспотий -  Древний  Египет, Вавилония, Древняя Индия, Древний  Китай и др.

Экономическая мысль отражала хозяйственную практику древневосточных обществ и носила нормативный характер.

Труды – «Поучение  гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», «Речения Ипусера», «Пророчества Неферти», «Законы царя Хамурапи», «Законы Ману», «Веды», трактат «Артхашстра»,Конфуций, Мэн-цзы, «Дао дэ цзин», Шан Ян, «Гуань Цзы».

Труды содержали  рекомендации по управлению государством.

Главным богатством в  Восточных деспотиях признавалась земля и рабочая сила.

Причины возникновения и суть деспотии

На Востоке  преобладало ирригационное земледелие. Для создания искусственных оросительных систем требовалось организовать совместный труд сотен и тысяч людей, а без сильной власти это, как правило, было невозможно. Данное обстоятельство и стало одной из причин возникновения в древних восточных цивилизациях особой формы государства - деспотии.

 

Суть деспотий при всех внешних различиях была единой: во главе их стоял полновластный правитель (деспот), владевший всей землей. Он осуществлял свою власть через широкую сеть чиновников, которые собирали налоги, организовывали сельскохозяйственные и строительные работы, следили за состоянием оросительной системы, за своевременным пополнением войска, вершили суд и т. д. Власть восточных деспотов была неограниченной. За ними было последнее слово во всех вопросах - военных, хозяйственных, юридических и пр.

 

Считалось, что  власть деспотов имеет божественное происхождение, а сами они в глазах населения были наместниками богов на земле. Так, в Египте фараон носил титул владыки Обеих Земель (т. е. Южного и Северного Египта) и считался живым воплощением Бога. Китайцы называли своего императора Сыном Неба, а в древнеиндийской религиозной книге "Веды" говорится, что царь создан из частиц тела разных божеств. Вера в божественное происхождение правителей укрепляла их власть и помогала держать народ в полном повиновении.

 

Иерархия

В восточных  обществах довольно рано сложилась жесткая иерархия: все социальные слои занимали определенное положение в обществе, которому строго соответствовали их обязанности, права и привилегии. По мере возникновения различных профессий происходила своего рода социальная сортировка новых общественных слоев - за каждым закреплялось особое место.

Пирамида власти в древних восточных цивилизациях выглядела примерно так. На вершине  находился правитель-деспот, чуть ниже - высший слой знати: жрецы (играли важную роль в формировании и процветании  государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей), родовая и военная аристократия. Еще ниже располагался многочисленный аппарат чиновников. Здесь уже главную роль играли не знатное происхождение и милости правителя, а профессиональные знания. В привилегированном положении находились также купцы и воины: первые укрепляли экономическую, а вторые - военную мощь государства. Ближе к основанию "пирамиды" находились ремесленники и свободные общинники - наиболее многочисленный слой общества. В древних цивилизациях Востока существовало и рабство. Его источником были военнопленные, а также должники, которых по мере социального расслоения общины становилось все больше. Рабы обычно трудились в составе больших патриархальных семей, реже - на государственных работах или на землях и в мастерских, принадлежавших знати.


 

 

 

 

 

 

 

Экономическая мысль Древнего Египта

В экономической  мысли древнего Египта особое место  занимают поучения, или наставления  египетских правителей и вельмож своим наследникам. Наиболее известный из них «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», составленное в конце XXII столетия до н.э. В этом трактате фараон дает наследнику рекомендации по управлению государством.

Автор «Поучения…»  обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, который стоял между фараоном и населением. В сплоченности этого слоя, верности его центральной власти автор видел залог успешного царствования. Фараон призывает  сына опираться на родовую знать и на свободных и талантливых людей. При этом вельмож и жрецов рекомендовал награждать землей и податными списками, ибо «велик царь своими вельможами, богат царь богатством своих вельмож» .

Два источника  раскрывают события первого переходного  периода в истории Древнего Египта: «Речение Ипусера» и «Пророчество Неферти»(начало XVIII в. До н.э.). Автором «Речения Ипусера» считают Ипусера, предположительно близкого к правящим кругам страны. Главная идея «Речения Ипусера» -  недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства. По мнению автора, «идеальный деспот» не должен допускать междоусобий в стране, насилия и экспроприации знати. Автор призывал к возрождению бюрократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. «Речение Ипусера» было оформлено в виде пророчества.

Второй памятник – «Пророчество Неферти» - посвящен событиям в Древнем Египте конца 3-го тыс.до н.э. Авторство этого источника  приписывается жрецу Неферти. Неферти, как и Ипусер, описал бедственное  положение населения Древнего Египта.

Экономическая мысль Вавилонии

Экономическая мысль древневавилонского царства (1894-1595 до н.э.) нашла свое отражение  в законах царя Хаммурапи. Шестой царь I Вавилонской династии был крупным реформатором и законодателем. Среди важнейших реформ : упорядочение сбора налогов и вызов людей для выполнения государственных повинностей; создание свода законов – важнейшего правового памятника Древнего Востока. Законы царя Хаммурапи состоят из введения, собственно законов и заключения. Реформаторская и законодательная деятельность царя Хаммурапи была направлена на создание централизованной деспотической государственной системы. Основная тема законов – создание условий, при которых «сильный не притеснял бы слабого». Запрещалась продажа и отчуждение за долги земельных наделов царских воинов; ограничивалась ростовщическая эксплуатация; долговое рабство, независимо от суммы долга, ограничиваясь тремя годами. Кодекс царя Хаммурапи признавал право частной собственности, покушение на частную собственность влекло экономическую ответственность.

Основная часть: 1–5. Основные принципы отправления правосудия:7. Здесь в казуистической форме выражается представление о дееспособности:21 и 25 (а также некоторые другие), по-видимому, устанавливают возможность бессудной расправы на месте преступления:26–41 касаются не службы редума и баирума, как это обычно понимают, но исключительно их служебного надела и возможных злоупотреблений касательно этого надела.

 Все законы можно разделить, кроме вышеназванных, на следующие части: § 6–25 – защита собственности царя, храмов и общинников; 42–88 – операции с недвижимостью и правонарушения в отношении недвижимости; 89–126 – торговля и коммерческие операции, а также правонарушения в этой области; 127–195 – семейное право и относящиеся сюда правонарушения; §196–214 – преступления против личности; 215–282 – операции с движимым имуществом и личный наем.

Экономическая мысль Древней Индии

Экономическая мысль в Древней Индии возникла в IV-III вв. до н. э. Она представлена сборником древних молитв под названием «Веды», законами Ману и трактатом – «Артхашастра». В «Ведах» отразились экономические воззрения периода общинного строя и начала формирования рабовладельческих отношений. В них группировка людей осуществлялась исходя из принадлежности человека к касте. Законы Ману являлись сводом благочестивых предписаний. Они санкционировали рабство, предусматривали случаи превращения свободного человека в раба, отрицали право последнего на собственность и допускали долговое рабство.

Трактат «Артхашастра» (321-297 гг. до н. э.), автором которого предположительно является индийский брахман Каутилья, представляет собой свод правил, адресованных царям и правителям, которые они должны использовать в государственной деятельности. В целом «Артхашастра» это учение о доходе, о пользе или выгоде, в котором обосновывалась необходимость укрепления рабовладельческого государства. Поэтому в трактате допускалось самое широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Например, в сфере внутренней торговли предполагалось осуществлять контроль над ценами. Для этого рыночные надзиратели с помощью экспертов должны устанавливать «справедливую цену» товара. А «справедливая цена» определялась на основе размера получаемой прибыли. Для местных товаров прибыль устанавливалась в размере 5%, для иностранных товаров 10%. Уделялось внимание и контролю качества продаваемых товаров. За продажу плохого товара в трактате предлагалось взимать штраф равный восьмикратной его стоимости. В сфере финансов для пополнения государственной казны обосновывалась необходимость применять различные виды налогов, сборов. Например, рекомендовалось взимать в казну взносы по случаю торжественных событий в царской семье. Более того, можно было устраивать фальшивые чудеса в храмах и собирать затем деньги с доверчивых паломников. В то же время рекомендовалось предоставлять налоговые скидки с целью поощрения предприимчивости тех, кто возделывал целину, восстанавливал заброшенные оросительные сооружения и др. Одновременно предлагались и широкие меры по борьбе с казнокрадством. Сводились они к следующему. Во-первых, за каждым чиновником должен был следить другой чиновник. Во-вторых, велась слежка за ними при помощи тайных агентов и платных осведомителей. В-третьих, чиновников меняли часто, чтобы они не освоили способы злоупотреблений и не обзавелись собственной кликой. В-четвертых, прибегали к косвенным доказательствам, когда, например, жалование чиновника не соответствовало роскоши его жизни.

Экономическая мысль в Древнем Китае

В Древнем Китае  было несколько направлений течения общественной мысли, но основным было конфуцианство, которое при Конфуции  защищало позиции родовой знати. Следующий идеолог Мэн-цзы выступал за четкое деление общества на «управляемых и управляющих», а сюнь-цзы  выступал уже за четкое разделение труда. По его мнению  государство должно было строиться на трех главных принципах: экономии в расходах, обеспечении достатка народу  и необходимости сохранять излишки.

В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства появился серьезный оппонент - легисты, которые отражали новые тенденции в развитии Древнего Китая (усиление роли государства и формированием государственной бюрократической системы управления). Их главным идеологом являлся  Шан Яна. В своей концепции он отводил огромную роль сельскому хозяйству, т.к. считал, что государство добивается процветания с помощью двух средств : земледелия и войны. Так же он выступает против превращения свободных крестьян в рабов, для чего предлагает запретить выход из общины бедным крестьянам, введя систему круговой поруки.

Особое место  в древнекитайской идеологии  занимает даосизм. Его основоположник Лао-цзы  призывал вернуться к  первобытным временам.

Особое место  в истории экономической мысли  Китая занимает трактат «Гуань-цзы». Трактат признает закономерность изменений в природе и обществе. Изменения в общественной жизни объясняются чередованием урожайных и неурожайных лет. Авторы трактата, чтобы «государство было богатым, а народ довольным», большое внимание уделяется экономической политике государства, высказываются за регулярный ее влияние на хозяйственную жизнь. Поэтому в трактате достаточно глубоко, как на то время, разработана система государственного регулирования экономики.

Авторы «Гуань-цзы» исходят из того, что могущество государства растет благодаря настойчивому труду. Поэтому они предлагают провести регламентацию труда земледельцев, ремесленников, торговцев и служилых людей, чтобы эти социальные группы населения не меняли своих занятий, имея таким образом возможность постоянно передавать свои знания и навыки моложе. Укрепление земледелия считалось важнейшим условием обеспечения устойчивости экономики. Для достижения этого авторы трактата советовали осуществить ряд мероприятий: определить плодородие участков пашни, распределить их более равномерно, установитиривень налогообложения в соответствии с качеством земли, не привлекать крестьян к другим работ в течение сельскохозяйственного года, давать им дешевые кредиты и организовать для обнищавших в неурожайные годы общественные работы.

Большое значение авторы «Гуань-цзы» предоставляли товарно-денежным отношениям с точки зрения их использования государством для регулирования экономики. «Рынок - то, с чего узнают порядок и беспорядок [в хозяйстве ]»,"- говорится в трактате. Если правитель« сам держит в руках возможности для регулирования хлеба, денег и металлов, тогда вся страна может быть в устойчивом состоянии ». Исходя из этого авторы «Гуань-цзы» предложили «принцип уравновешения хозяйства», согласно которому рекомендовалось создать государственные фонды, в них правитель должен накапливать до половины всего урожая зерна для выравнивания и стабилизации цен на хлеб. Нужно продавать продовольствие из государственных фондов, когда его хватает в стране, и пополнять фонды, когда пищи вдоволь При этом требовалось регулировать цены одинаково по всей стране, что будет давать возможность «предотвратить [возможности перехода контроля над ценами в руки торговцев, спекулянтов и др.].

В трактате также  рассматривались вопросы налогов  и денежного обращения. Предлагалось заменить прямые налоги железом и соль косвенными, применять для стабилизации хозяйства нормированную эмиссию денежных знаков и др. Многие идеи «Гуань-цзы» были использованы в хозяйственной практике Древнего Китая.

Информация о работе Зачетная работа по курсу «Истории экономических учений»