Японская модель рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира, занимающая второе место в мире по экономической мощи. На неё приходится около 7% мирового ВВП. На мой взгляд, это объясняется не столько многочисленностью населения (126 млн. человек в 1997 г.), сколько высоким уровнем развития. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателям производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её ВВП, подсчитаны на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 5
1.2. ПЕРИОД ВЫСОКИХ ТЕМПОВ РОСТА 5
1.3. ПЕРИОД СТРУКТУРНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 8
1.4. СТРУКТУРНЫЙ КРИЗИС 90-Х ГГ 10
2. СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ 13
2.1. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 13
2.2. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО 21
2.3. СФЕРА УСЛУГ 24
3. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 25
4. ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 27
4.1. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 27
4.2. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 31
4.3. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА 33
5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 38
6. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 40
7. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список литературы 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая..doc

— 215.50 Кб (Скачать)

    В итоге японская экономика еще  глубже интегрируется в мировое  хозяйство. Либерализация внешнеэкономических  связей была сильно растянута во времени  и дала японским промышленникам возможность, при сильной внутренней конкуренции, основательно подготовиться к конкуренции на международных рынках. Но в мире сформировалось негативное представление о Японии, как о стране, закрытой для внешней конкуренции. Хотя формальные ограничения были сняты, традиционная практика долгосрочных связей в мире бизнеса и партнерские отношения между правительством и деловыми кругами все больше стали восприниматься как признаки протекционной защиты. В середине 80-х гг. огромное положительное сальдо в торговле с США и странами Европы стало источником острых конфликтов и ключевым вопросом межгосударственных экономических отношений для Японии.

    В 1986 г. правительство Японии признало, что положительное сальдо торгового  баланса есть результат структурной  диспропорции экономики, слишком сильно ориентированной на экспорт. Были введены льготы для импортеров, чтобы выровнять торговый баланс и переориентировать промышленности на внутренний рынок и сделать именно внутренний спрос опорой экономического роста. Но ревальвация иены (а её курс к доллару поднялся с 200 в 1985 г. до 125 в 1991 г.), несколько притормозив рост товарного экспорта, ускорила вывоз капитала. Зарубежные активы Японии более чем удвоились, резко выросли прямые инвестиции японских компаний. Япония стала экспортировать не только и не столько товары, сколько рабочие места.

1.4. Структурный кризис 90-х гг

    От  продолжительного экспортного бума японские банки получали огромный приток ликвидных средств, который вкладывался  не столько в производственные мощности промышленных предприятий, сколько в спекулятивные сделки с акциями и недвижимостью. Гипертрофированный рост курсов акций и земельных участков, покупавшихся для последующей перепродажи, получил в прессе и обществе название «экономика мыльного пузыря». Когда в 1990 г. «пузырь» лопнул, рыночная цена акций и земельных участков начала падать. По мере их падения обнаруживались и накапливались долги банкам со стороны корпораций, вкладывавших свободные средства в эти активы. Министерство финансов, которому правительством была поручена инспекция банков, не могло отказаться от привычного партнёрства и поощряло сокрытие информации о состоянии их кредитных портфелей. Только в 1995 г. впервые за весь послевоенный период начались банкротства банков, которые в Японии всегда казались «непотопляемыми».

    Кризис  японской финансовой системы оказывает  угнетающее влияние на развитие реального  сектора японской экономики. После  того как лопнул «пузырь», пошли  вниз капиталовложения: их доля в ВВп  снизилась с 20% до 15-16%, так как  предприятия потеряли часть ресурсов для финансирования капиталовложений и обесценилось имущество, которое обеспечивает банковские кредиты в качестве залога.

    В то же время решить задачу переключения экономического роста на внутренний спрос пока не удалось. Сейчас предприятия  и капиталы свободно выбирают страны, где им действовать, и, если экономика страны перестает соответствовать их требованиям, они уходят, экономика «опустошается». Недостаток спроса на внутреннем рынке как был, так и остался структурной слабостью Японии, в связи с чем кризис 90-х гг. можно называть структурным. Японское правительство считает ключом к решению этой задачи снятие лишних ограничений, затрудняющих доступ на рынки новым конкурентам, как своим, так и иностранным, т.е дерегулирование. В числе приоритетных мер – упрощение регламентации работы банков и биржи, облегчение правил покупки жилья и земли, отмена лицензирования доступа банков на валютные рынки и многое другое.

    В 90-х гг. Япония сохранила положительное  сальдо по торговым платежам и доходам  от зарубежных вложений и оно не компенсируется оттоком капитала. Финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии сказался на японской экономике не столько прямо (на этот регион приходится всего около 11% внешнеторгового оборота Японии), сколько косвенно, через ухудшение условий деятельности для филиалов японских компаний. Именно этот регион перемещены трудоемкие производственные операции многих японских предприятий. Из-за прекращения поставок местных материалов терпят убытки крупные торговые корпорации Японии, ведущие в странах Юго-Восточной Азии строительные проекты. Местные филиалы не возвращают кредиты японским банкам, усугубляя проблему безнадежных долгов.

    В конце 1998 г. общая сумма проблемных и безнадежных долгов банкам оценивались  в астрономическую сумму – 70-80 трлн. Конъюнктуры и списания безнадежных долгов через бюджет и из средств Банка Японии в экономику направлены огромные финансовые ресурсы – общим объемом 84 трлн. Иен, или 684 млрд. долл. Эти «вливания» только углубляют кризис государственного бюджета.

    Для оздоровления банковской сферы, без  чего Япония не сможет рассчитывать на выход из кризиса, нужны банкротства  наиболее слабых банков и введение жестокого контроля за реструктуриванием  финансовых учреждений. Надзор за банками  поручен новому Агентству финансового надзора. В конце 1998 г. Агентство ввело кризисное государственное управление сроком на один год в двух банках долгосрочного кредита – «LNCB» и Японском кредитном банке.    

 

2. Структура экономики

 

    Отраслевая  структура экономики Японии: сфера услуг – около 70%; промышленность – около 25; сельское, лесное и рыбное хозяйство – около 5%. В 1980 – 1990-е годы ВВП Японии сократилась доля продукции сельского хозяйства, пищевой, текстильной, перерабатывающей промышленности, металлообработки и других отраслей. Высокими темпами начали развиваться электроника и сфера услуг. Производство компьютеров, телекоммуникационных сетей, текстообрабатывающих систем, бытовой электроники, промышленных роботов – основные направления капитальных вложений японских предпринимателей. Целью инвестиционной политики Японии является не расширение производства, а модернизация оборудования на основе научных исследований. В основной капитал направляется примерно 19% ВВП.

2.1. Промышленность

    Добыча  продукции горной промышленности имеет тенденцию к сокращению. Обрабатывающая промышленность Японии имеет следующую структуру (% ко всей промышленности): машиностроение – 50,2%, химическая и нефтехимическая – 12, пищевая – 10,8, лесная, бумажная – 9, металлургия – 6,5, легкая промышленность – 4,2, стройматериалы, фарфор и фаянс – 3,3%.

    Машиностроение.

    Станки  и промышленные роботы являются сегодня  основной продукцией машиностроительной промышленности Японии. В 2002 г. их было произведено соответственно на 1,01 трлн. и на 282 млрд. иен. Их значение и впредь будет возрастать по мере развития процессов автоматизации производства во всех отраслях промышленности. Переход в машиностроении от производства оборудования для выплавки стали или переработки нефти к производству оборудования для производства автомобилей и электроники повлек за собой и изменения в традиционной номенклатуре изделий машиностроения.

    Сегодня на долю Японии приходится основная часть  мирового производства различного вида часов и фотоаппаратов. В 2001 г. в  стране было произведено часов на 218,4 млрд. иен, а фотоаппаратов — на 200,8 млрд. иен. Однако японские производители часов сталкиваются с конкуренцией, исходящей от развивающихся стран, а производители съемочной аппаратуры ощущают быстрое насыщение мирового рынка этой продукцией. В конце 1980-х гг. быстрое развитие получило производство одноразовых фотоаппаратов.

    Электроника и электротехника.

    Эта отрасль на сегодня является наиболее важной в структуре японской экономики. Ежегодно в стране выпускается электронной  продукции на 30 трлн. иен, причем половина ее уходит на экспорт. Отрасль подразделяется на четыре сектора. Первый — бытовая электроника и электротехника: видеокассетные магнитофоны, магнитолы, телевизоры, персональные компьютеры, кондиционеры и холодильники. Второй — промышленная электроника: компьютеры, радиовещательная и телевизионная аппаратура. Третий — промышленное электротехническое оборудование: электромоторы и электрогенераторы. Четвертый — электронные детали, полупроводники. В секторе бытовой электроники на смену обычным видеомагнитофонам и телевизорам начинает приходить цифровая техника — цифровые видеокамеры и видеомагнитофоны с цифровыми дисками.

    В 2001 г. производство видеомагнитофонов  в связи с насыщенностью рынка  сократилось на 11,4%, а цветных  телевизоров — на 17,9%. В то же время видеокамер было произведено больше на 6%, а проигрывателей для компакт-дисков и мини-дисков — на 9,1%. Это побуждает компании, вынесшие свои производства в страны Азии, спешить с расширением данного сектора производства.

    Что касается бытовой электротехники, прежде всего холодильников и стиральных машин, то они все еще пользуются большим спросом на внутреннем японском рынке, что объясняется необходимостью замены техники, выработавшей свой ресурс. Производственные возможности предприятий, расположенных в Японии, позволяют удовлетворить эти запросы. Расширение производства планируется только на предприятиях, вынесенных за рубеж и ориентированных на внешний рынок.

    Производство  промышленного электротехнического  оборудования сокращается Причины кроются в экономическом спаде в Азии и в сокращении капиталовложений в частный сектор в Японии. Застой в экспорте промышленного электротехнического оборудования в ЮВА, а также возможный пересмотр программы развития атомной энергетики в Японии из-за серии неполадок на японских АЭС затрудняют быстрое улучшение конъюнктуры в этом секторе промышленности.

    Противоположная ситуация складывается с производством  персональных компьютеров. Быстрое  распространение сети Интернет привело  к тому, что их производство растет в среднем на 10%. Вполне возможно дальнейшее расширение спроса на персональные компьютеры различных модификаций.

    Значительное  увеличение продукции отмечено и  в производстве мобильных телефонов. Дальнейшее развитие Интернета и  спутниковой связи создает большое будущее для мобильных систем связи, в частности в форме мобильных информационных устройств, которые смогут соединить функции телефона, телевизора и персонального компьютера.

    Предполагается  и значительное расширение рынка  полупроводников, примерно на 12% по сравнению с предыдущим годом (в денежном исчислении — на сумму 922,5 млрд. иен). В настоящее время японские компании концентрируют свои усилия на производстве продукции с высокой добавленной стоимостью, прежде всего — на производстве интегрированных компьютерных чипов для цифрового оборудования.

    Основным  полем битвы в электронной  промышленности становится участие  компаний в создании цифровой сети связи для электронной торговли, а также разработка домашних цифровых устройств, которые можно было бы подключать к электронным сетям связи. Можно сказать, что от успеха в этой битве зависит выживание электронных компаний в Японии.

    Автомобилестроение.

    Следует отметить, что волны крупных реорганизаций  автомобильных компаний в мире достигли и берегов Японии. Одна из причин того, что японские автопроизводители укрепляют свои связи с зарубежными компаниями, заключается в отсутствии у них необходимых средств на дополнительные значительные капиталовложения, связанные с новыми жесткими требованиями относительно экологической безопасности автомашин.

    В Японии насчитывается 11 компаний, производящих автомобили. Вторая по величине из них  — «Nissan Motor Co.» — в марте 1999 г. заключила соглашение с французской  компанией «Renault SA». До этого она  вела переговоры с компанией «Daimler», но они закончились неудачей. В октябре того же года новый исполнительный директор «Nissan» Карлос Хос, назначенный компанией «Renault», объявил о плане оживления «Nissan». План предусматривал сокращение 21 тыс. рабочих мест и закрытие 5 заводов «Nissan» в Японии. Это стало для японского производителя автомашин крупнейшим хирургическим вмешательством за всю историю компании, созданной в 1933 г.

    В конце 1999 г. компания «Fuji Heavy Industries Ltd.»  приняла решение выйти из группы «Nissan» и укрепить свои финансовые связи с американской компанией «General Motors». Одновременно выявились трудности на внутреннем японском рынке у компании «Nissan Diesel Motor Co.», специализирующейся на производстве грузовиков. Возникли предположения о том, что управление этой компанией может перейти от «Renault» к «Daimler-Chrysler».

    Борясь  за выживание и стремясь создать  самое крупное в мире объединение  по производству грузовиков, компания «Mitsubishi Motors Co.» объявила в октябре 1999 г. об укреплении финансовых связей со шведской компанией «Volvo». Существуют предположения, что «Mitsubishi Motors» подыскивает зарубежного финансового партнера для развертывания производства нового поколения легковых автомашин.

    «Mazda Motor Corp.» уже с 1996 г. занимается улучшением управленческих технологий в сотрудничестве с компанией «Ford Motor Co.» и добилась того, что стала с марта 1999 г. выплачивать дивиденды, впервые после шестилетнего перерыва.

    Что касается компаний «Suzuki Motor Corp.» и  «Isuzu Motors Ltd.», которые входят в американскую группу «General Motors», то они заняты в настоящее время соответственно разработкой модели дешевого легкового автомобиля и дизельного двигателя с низким уровнем загрязнения окружающей среды.

    В то же время крупнейший японский автопроизводитель — «Toyota Motor Corp.» (39,5% рынка легковых автомашин в 1999 фин. г.) избрал иную стратегию противостояния своим конкурентам на рынках США и Европы, пойдя по пути укрепления собственной группы в Японии. Эта группа включает в себя, в частности, компании «Daihatsu Motor Co.» (малолитражные легковые автомобили), «Hino Motors Ltd.» (грузовики) и «Denso Corp.» (производство запасных частей).  

Информация о работе Японская модель рыночной экономики