Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:28, курсовая работа
ХХ век - переломный не только в мировой социальной истории, но и в самой судьбе человечества. Принципиальное отличие уходящего столетия от всей предыдущей истории состоит в том, что человечество утратило веру в свое бессмертие. Ему стало доступно понимание того, что его господство над природой не беспредельно и чревато гибелью его самого. В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демографического пресса”. Никогда до этого человечество не вступало в период научно-технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос.
Введение……………………….…………………………………………………3
Взгляд на глобальные проблемы…………………………………………………4
Интерсоциальные проблемы…………………………………………………..5
Эколого-социальные проблемы………………………………………………….9
Социокультурные проблемы…………………………………………….………..14
Заключение……………………………….……………………………………….16
Список литературы……………………
Одной из первоочередных задач в стратегии развития энергетики в регионе развивающихся стран должен стать немедленный переход к новым источникам энергии, способным сократить зависимость этих стран от импорта жидкого топлива и положить конец недопустимому уничтожению лесов, служащих для этих стран основным источником топлива.
Ввиду глобального характера этих проблем их решение, также как и выше перечисленных, возможно только при дальнейшем развитии международного сотрудничества, путем усиления и расширения экономической и технической помощи развивающимся странам со стороны развитых.
Освоение Мирового океана
Проблема освоения Мирового океана приобрела глобальный характер в силу комплекса причин: 1) резкого обострения и превращения в глобальные таких проблем, как охарактеризованные выше сырьевая, энергетическая, продовольственная, в решении которых использование ресурсного потенциала океана может и должно внести огромный вклад; 2) создания мощных по производительности технических средств хозяйствования, обусловивших не только возможность, но и необходимость всестороннего изучения и освоения морских ресурсов и пространств; 3) появления межгосударственных отношений распоряжения ресурсами, производства и управления в морском хозяйстве, что превратило декларативный в прошлом тезис о коллективном (с участием всех государств) процесса освоения океана в политическую необходимость, вызвало неизбежность поиска компромисса с участием и удовлетворением интересов всех основных групп стран независимо от географического положения и уровня развития; 4) осознания подавляющим большинством развивающихся стран роли, которую может сыграть использование океана в решении проблем отсталости, в ускорении их экономического развития; 5) превращения в глобальную экологической проблемы, важнейшим элементом которой является Мировой океан, поглощающий главную часть загрязняющих веществ.
Из океана человек
издавна получает для себя пищевые
продукты. Поэтому очень актуально
изучение жизнедеятельности
И в целом
разделу огромных пространств и
ресурсов нет иной альтернативы, как
широкое и равноправное международное
сотрудничество в их освоении.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
В данной группе первоочередной является проблема народонаселения. Причем, ее нельзя сводить только к воспроизводству населения и его половозрастному составу. Речь идет здесь в первую очередь о соотношении процессов воспроизводства населения и общественных способов производства материальных благ. Если производство материальных благ отстает от роста населения, то материальное положение людей будет ухудшаться. И наоборот, если прирост населения сокращается, то это, в конечном счете, приводит к старению населения и сокращению производства материальных благ.
Наблюдающийся в конце ХХ века быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки связан, прежде всего, с освобождением этих стран от колониального ига и вступлением их в новый этап экономического развития. Новый «демографический взрыв» обострил проблемы, порожденные стихийностью, неравномерностью и антагонистическим характером развития человечества. Все это выразилось в резком ухудшении питания и здоровья населения. К стыду цивилизованного человечества более 500 млн. людей (каждый десятый) изо дня в день хронически недоедают, ведут полуголодное существование, и это преимущественно в странах с самыми благоприятными условиями для развития сельскохозяйственного производства. Как показывает анализ, проведенный экспертами ЮНЕСКО, причины голода в этих странах надо искать в засилии монокультур (хлопок, кофе, какао, бананы и т.д.) и низком уровне агротехники. Абсолютное большинство семей, занятых на всех континентах планеты сельским хозяйством, до сих пор обрабатывают землю с помощью мотыги и сохи. Больше всего от недоедания страдают дети. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежедневно умирает 40 тыс. детей в возрасте до 5 лет, которых можно было бы спасти. Это составляет около 15 млн. человек в год.
Острой глобальной проблемой остается проблема образования. В настоящее время почти каждый четвертый житель нашей планеты в возрасте старше 15 лет остается неграмотным. Количество неграмотных увеличивается ежегодно на 7 млн. человек. Решение этой проблемы, как и других, упирается в нехватку материальных средств для развития системы образования, в то же время, как мы уже отмечали, огромные ресурсы поглощает военно-промышленный комплекс.
Не менее животрепещущими являются вопросы, в своей совокупности фиксирующие культурные, религиозные и нравственные проблемы процесса глобализации.
В качестве базового
принципа сосуществования и свободного
развития цивилизаций и культур
может быть заявлена идея международной
справедливости. Актуальной в процессе
глобализации мира становится проблема
перенесения принципов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ глобальных
проблем современности
Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день , когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что- либо на земле, так как воздух ¾ загрязнен, вода ¾ отравлена, почва ¾ заражена радиацией или др. химическими веществами. Но многое изменилось с тех пор. И в нашем веке это вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это. Такие люди ¾ владельцы крупных заводов, нефтегазодобывающей промышленности, думают только о себе, о своем кошельке. Они пренебрегают правилами безопасности, игнорируют требования экологической полиции, GREANPEACE-а, порой им бывает неохота или лень купить новые фильтры для промышленных стоков, газов, загрязняющих атмосферу. А какой может быть вывод? ¾ Еще один Чернобыль, если не хуже. Так что, может, нам следует задуматься над этим?
Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет ¾ заслуга каждого из нас.
Глобализация
процессов мирового развития предполагает
международное сотрудничество и солидарность
внутри мирового научного сообщества,
возрастание социальной и гуманистической
ответственности ученых. Наука для человека
и человечества, наука в целях решения
глобальных проблем современности и социального
прогресса - вот истинная гуманистическая
ориентация, которая должна объединять
ученых всего мира. Это предполагает не
только более тесное единение науки и
практики, но и разработку фундаментальных
проблем будущего человечества, предполагает
развитие единства и взаимодействия наук,
укрепление их мировоззренческих и нравственных
оснований, соответствующих условиям
глобальных проблем современности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова И.И., Байков Н.М., Бесчинский А.А. и др. Глобальная энергетическая проблема. М.: Мысль, 1985
2. Аллен Д., Нельсон М. Космические биосферы. М., 1991
3. Баранский Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. М., 1956
4. Вернадский
В.И. Научная мысль как
5. Глобальные
проблемы и цивилизационный
6. Глобальные экономические процессы: анализ и моделирование: Сб. ст. М.: ЦЭМИ. 1986
7. Зотов А.Ф.
Новый тип глобальной
8. Исаченко А.Г. География в современном мире. М.: Просвещение, 1998
http://vsempomogu.ru/ecolog/