Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:35, курсовая работа
Задачей данной работы является: ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.
Введение 5
1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 6
1.1 Сущность спроса и предложения 6
1.2 Законы спроса и предложения 14
2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЫНКА 23
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену 23
2.2 Кривые совокупного спроса и совокупного предложения 29
2.3 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения 37
Заключение 40
Библиографический список 43
Рисунок 9 – Спрос, предложение, цена
Время от времени, правительство вмешивается в работу конкурентного рыночного механизма, устанавливая максимальные или минимальные уровни цен. В таких случаях величина предложения становится не равной величине спроса, при введении потолка цен возникает избыточное предложение, в то время как при установлении минимальной цены появляется избыточный спрос. Конечным результатом являются диспропорции и неэффективность. В случае если несоответствие между спросом и предложением не будет устранено с помощью неценового распределения или купонного нормирования, то может возникнуть беспорядок и «черный рынок».
Цена «пола» - установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. Цена «потолка», напротив, ограничивает повышение цены.
Цены «пола» и «потолка» могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.
Примером цены «пола» может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.
Можно указать и многочисленные случаи завышения цен на продовольственные товары, в частности на пшеницу и кукурузу в США, посредством предоставления субсидий фермерам с тем, чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишки непроданного товара. В Соединенных Штатах Америки излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств госбюджета и в дальнейшем экспортируются. В противном случае одно лишь декларативное установление завышенной цены не дало бы никакого результата.
С ценами «потолка»,
Цены
«потолка» занижены по сравнению
с равновесной ценой и
Так
или иначе, но фирмы, вступающие в
дело, должны считаться с уровнем
цены, сложившимся на основе взаимодействия
спроса и предложения и, возможно,
скорректированным путем
Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволять сделать следующие выводы.
1.
В рыночной экономике
-
фирмы могут расширять и
- цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;
-
наличие конкуренции, без
2.
Если на рынке произойдет
-
фирмы-производители
-
начнется процесс
В этом смысле рыночная экономика оказалась более эффективной, чем административно-командная, которая реагировала на возникновение диспропорций в скрытой форме (устойчивый дефицит отдельных продуктов, деформированная структура производства и другие известные атрибуты плановой системы). Иными словами, предприятия в административно-командной экономике оказались чувствительными к изменениям в силу отсутствия обратной связи, реакции производства на изменения спроса.
Значительная
часть сегодняшних проблем
Итак,
рынок сводит продавцов и покупателей;
равновесная цена и объем продаж
устанавливаются в точке, где
намерения продавцов и
Отрицательный
наклон кривой совокупного
Совокупный
спрос и совокупное предложение
относятся к основным показателям,
характеризующим состояние
Кривая совокупного спроса информирует нас об объеме всех товаров и услуг, на которые предъявляется спрос при каждом данном уровне цен. На рисунке 10 кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон. Это означает, что при прочих равных условиях, падение общего уровня цен в экономике (от, скажем, Р1 к Р2) приводит к увеличению (от Q1 к Q2) количества товаров и услуг, на которые предъявляется спрос.
Р1
Р2
Рисунок 10 – Кривая совокупного спроса
Что лежит за обратной зависимостью между уровнем цен и объемом спроса на товары и услуги? Чтобы ответить на этот вопрос полезно вспомнить, что ВВП (обозначаемый символом Y) есть сумма потребления (С), инвестиций (I), государственных закупок (G) и чистого экспорта (NX), что видно по формуле 3.
Отметим,
что каждое из этих четырех слагаемых
вносит определенный вклад в объем
совокупного спроса на товары и услуги.
Государственные закупки
Эффект богатства (эффект Пигу). Рассмотрим деньги, которые хранятся в бумажнике и на банковском счете. Их номинальная стоимость фиксирована, но реальная стоимость денег – величина переменная. Когда цены на товары и услуги снижаются, ценность денег возрастает, т.к. появляется возможность приобрести большее количество продуктов и услуг. Таким образом, при снижении общего уровня цен потребители ощущают, что их богатство возрастает. Это чувство поощряет их к увеличению расходов, т.е. они предъявляют более высокий спрос на товары и услуги. Особое значение эффекту богатства придавал экономист Артур Пигу (1877-1959), поэтому данную закономерность иногда называют эффектом Пигу [11 с. 682].
Эффект процентной ставки (эффект Кейнса). Уровень цен – одна из детерминант количества денег, на которые предъявляется спрос. Чем ниже уровень цен, тем меньшее количество денег необходимо иметь домашним хозяйствам для приобретения товаров и услуг. Следовательно, при снижении уровня цен домашние хозяйства стремятся уменьшить запасы наличных денег, отдавая в ссуду часть из них: например, приобретая приносящие процентный доход облигации или помещая их в банк на сберегательный счет. А банк использует новые денежные фонды для увеличения объема кредитов. Т.к. домашние хозяйства стараются обратить часть своих денежных средств в приносящие процентный доход активы, ставка процента снижается. Более низкие процентные ставки, в свою очередь, поощряют к заимствованию как фирмы, желающие инвестировать капитал в новые заводы и оборудование, так и домашние хозяйства, которые вкладывают средства в новое жилищное строительство. Таким образом, более низкий уровень цен ведет к снижению процентной ставки и поощряет увеличение расходов на инвестиционные товары, следовательно, спрос на товары и услуги возрастает. Особое значение эффекту процентной ставки придавал великий экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), поэтому его иногда называют эффектом Кейнса [11 с. 682].
Итак,
существует различные, но связанные между
собой причины по которым снижение уровня
цен ведет к увеличению предъявляемого
в экономике объема спроса на товары и
услуги: потребители ощущают возросшее
богатство, что стимулирует спрос на потребительские
товары; снижение процентных ставок стимулирует
спрос на инвестиционные товары; понижение
обменного курса национальной валюты
стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие
этих стимулов предопределяет отрицательный
наклон кривой совокупного спроса означающий,
что снижение общего уровня цен в экономике
ведет к увеличению предъявляемого спроса
на общее количество товаров и услуг.
Кривая
совокупного предложения в
Кривая
совокупного предложения
Что определяет объем предложения товаров и услуг в долгосрочном периоде? В долгосрочном периоде объем предлагаемых экономикой товаров и услуг зависит от предложения капитала и труда, а также доступной технологии производства. Так как уровень цен не влияет на долгосрочные детерминанты реального объема ВВП, кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде вертикальна, что показано на рисунке 11. Иными словами, объем предлагаемых товаров и услуг определяется наличествующими в ней капиталом, трудом и технологией и не зависит от устанавливающегося в ней уровня цен.
Хотя
модель совокупного спроса и совокупного
предложения может
В краткосрочном периоде
Информация о работе Взаимодействия спроса и предложения как фактор развития рынка