Взаимодействие ветвей власти в РФ на примере СПб

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточно четким правовым обеспечением взаимодействия ветвей государственной власти.
Цель работы: раскрыть принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ.
В данной работе были поставлены следующие задачи: рассмотреть содержание принципа разделения властей, его конституционное закрепление;
выявить особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России.

Содержание

Введение
1. Содержание принципа разделения властей
1.1 Сущность принципа разделения властей
1.2 Отражение принципа разделения властей в Конституции РФ
2. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие ветвей власти в РФ на примере СПб.docx

— 93.12 Кб (Скачать)

В настоящее время процесс взаимозависимости  и взаимодействия различных ветвей власти в России слабо отлажен  еще и потому, что фактически не разработана концепция развития национальной государственной политики, в которой были бы представлены общие, стратегические направления функционирования становящегося российского государства  и общества, на базе которой можно было бы конкретизировать отдельные направления деятельности институтов, органов государства. В этой концепции следовало бы предусмотреть вертикальное и горизонтальное разделение власти, взаимодействие и специфику взаимовлияния и т.п.

Взаимодействие разных ветвей власти есть одна из важных предпосылок их собственного существования и развития, а также обеспечения единства государственной власти, основанного  на принципе разделения властей. Если каждая из ветвей государственной власти пытается достичь поставленных целей только на базе собственной автономии, самостоятельности, исключительности, абсолютной независимости от других ветвей власти, то она попадает в поле отчуждения от единства, целостности государственной власти. Нарушается не столько индивидуальный порядок функционирования конкретной ветви власти, сколько единство, суверенитет, целостность государственной власти. Подобное характерно для взаимодействия ветвей государственной власти России .

Отсутствие опыта демократизации управления и руководства при  постановке цели либерализации демократического процесса привело к децентрализации  власти, усилению региональных властей  и "приватизации" государства административным аппаратом. Реформы сверху были очень слабо поддержаны народом. Поэтому социальная база реформ, в отличие от многих постсоциалистических обществ, была не просто размытой, но индифферентной по отношению к кардинальным преобразованиям. Ветви государственной власти объективно получили шанс экспериментирования без опаски контроля со стороны народа.

В отличие от стран Восточной  Европы, в России не оказалось в  наличии политических институтов, способных  мобилизовать социальную базу поддержки  реформаторского курса верхов. При наличии объективных условий и субъективной поддержки реформ страны Восточной Европы сделали довольно значительный шаг в сторону единства ветвей государственной власти, эффективности каждой из них. В этих странах действенно заработал общественный договор между властью и народом, чего в России не случилось.

С началом реформ в России возникла проблема разделения и перераспределения  власти. Причем ее надо было решать параллельно с другими задачами демократических преобразований, что не могло не сказаться на характере и механизме преобразовательного процесса. Впервые закрепленный в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позднее в Конституции принцип разделения властей не мог заработать в силу отсутствия правовой базы .

Особенностью российской Конституции  является то, что Президент не входит ни в одну из ветвей государственной  власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль арбитра, гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Институт президентства для России новый и он не может сложиться быстро. Для его успешного функционирования необходимо четкое разделение власти, сложившаяся исполнительная вертикаль, легитимность, опора на влиятельную организацию и парламентскую фракцию. Ни одно из этих условий в России не выполняется. В результате Президент вынужден порой поступаться принципами, подменять указами правотворческую деятельность парламента, вступать в конфронтацию с ним. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд.

В условиях федеративного государства  очень важно не нарушать основополагающих принципов взаимодействия всех ветвей власти, не допускать появления органов, которые по статусу были бы выше конституционно закрепленных. В России президентская администрация, Совет Безопасности не являются конституционно закрепленными органами федеральной государственной власти. Но они занимают важное место в нынешней системе государственных органов, оказывают заметное влияние на ветви государственной власти, что может порождать появление корпоративных структур, вносящих неразбериху в механизмы властного взаимодействия.

Взаимодействие ветвей российской государственной власти, как правило, ограничивается взаимовлиянием законодательной  и исполнительной федеральных властей, а также взаимодействием федеральных  органов государственной власти с региональными (органами государственной власти субъектов Федерации). Механизмы этого взаимодействия, однако, не отрегулированы, правовое обеспечение не отлажено. Отсюда - низкая эффективность властей.

Представляется, что в современных  условиях, сложившихся в российском обществе, принцип разделения властей  нуждается в некоторой модификации. Государственную власть следует разделить не на три, как ныне, а на четыре ветви: законодательную, исполнительную, судебную и надзорную.

С этой целью законодательная власть должна остаться такой, какая она  есть в настоящее время.

Исполнительная и судебная, в  принципе, тоже должны оставаться с  функциями, выполняемыми ими ныне.

Надзорная власть должна быть образована следующим образом:

Во-первых, следует существующий ныне Конституционный Суд Российской Федерации преобразовать в Федеральный  Комитет конституционного надзора  с наделением его правом рассматривать  дела о конституционности любых  нормативно-правовых и правоприменительных  актах как по запросам уполномоченных на то субъектов, так и по собственной  инициативе, и тем самым повысить его роль в охране Конституции  Российской Федерации.

Во-вторых, вывести Прокуратуру  из системы судебной власти, куда она, в силу своей основной функции  - надзора за законностью - не совсем хорошо вписывается, и отнести ее к надзорной ветви власти. Но при этом ее надо одновременно вывести из того нелепого положения, в котором она находится: освободить от двух функций: следствие и поддержание обвинения в суде.

В-третьих, создать, наконец, Федеральный  следственный комитет, в ведение  которого сосредоточить следствие  по всем видам преступлений. На его же органы следовало бы возложить утверждения обвинительных заключений и поддержания обвинения в суде при рассмотрении дел о преступлениях.

Эти меры, несомненно, сделают пристрастными  органы Федерального следственного  комитета, но зато освободят от ведомственных  пристрастий органы Прокуратуры, повысят  ее потенциальные возможности в  осуществлении надзора за законностью, освободив ее от надзора за самой  собой.

В-четвертых, создать Федеральную  контрольно-ревизионную службу (или иной федеральный орган), переподчинив ей ведомственные контрольно-ревизионные службы с одновременным предоставлением ей права назначать должностных лиц этих служб и осуществлять их финансирование из своего фонда.

Представляется целесообразным, при  выделении надзорной власти, назначение руководителей Федерального следственного  комитета и федеральной контрольно-ревизионной  службы отнести к компетенции  Совета Федерации по представлению  Президента Российской Федерации.

Осуществление перечисленных мер, как представляется, способствовало бы повышению эффективности разделения властей, ответственности органов  всех ветвей государственной власти и укреплению законности в деятельности всех субъектов права .

Заключение

 

Принцип разделения властей в его  современном прочтении содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной из властей, утверждение авторитарного правления в обществе.

При этом ни одна из трех ветвей государственной  власти не должна вмешиваться в прерогативы  другой власти, а тем более, сливаться  с другой властью. Это обеспечивается: а) различными источниками формирования ветвей власти; б) различными сроками полномочий; в) степенью защиты одной власти от другой.

Принцип разделения властей в сегодняшней  России признан, конституционно закреплен  и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России.

Особенностью российской Конституции  является то, что Президент не входит ни в одну из ветвей государственной  власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль арбитра, гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Взаимодействие разных ветвей власти есть одна из важных предпосылок их собственного существования и развития, а также обеспечения единства государственной власти, основанного  на принципе разделения властей.

В настоящее время процесс взаимозависимости  и взаимодействия различных ветвей власти в России слабо отлажен  еще и потому, что фактически не разработана концепция развития национальной государственной политики, в которой были бы представлены общие, стратегические направления функционирования становящегося российского государства  и общества, на базе которой можно было бы конкретизировать отдельные направления деятельности институтов, органов государства. В этой концепции следовало бы предусмотреть вертикальное и горизонтальное разделение власти, взаимодействие и специфику взаимовлияния и т.п.

 

 

Список использованных источников

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями от 30.12.2008 // Российская газета, 2009. № 7.

Научная литература:

1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., Инфра, 2002. - 351 с.

2. Баламезов С. Конституционное право. Учебник для вузов. - М., 2000. - 432 с.

3. Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделение властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8.

4. Керимов А.А. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Отв. Ред. Л.А. Окуньков. - М., 1996. - 523 с.

6. Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 1999. - 376 с.

7. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. / Под. Ред. Акад. Б.Н. Топорнина. - 470 с.

8. Кутафин О.Е. Источники конституционного права. - М., 2002. - 432 с.

9. Михайлева Н.А. Конституционное право России. М., 2006. - 325 с.

10. Немова С.В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. - 1998. - №4. - с.51-54.

11. Политология. Энциклопедический словарь - М., 1999. - 542 с.

12. Радченко В.И. Президент в Конституционном строе Российской Федерации. М. 2000. - 345 с.

13. Салмин А.М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной власти // Политические исследования. 1996. № 1.

14. Тарасова О.Е. Принцип разделения властей и гражданское общество. Диалектика взаимосвязи (социально-философский аспект). - Красноярск: Красноярский государственный технический университет, 2004. - 452 с.

15. Чиркин. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996. - 432 с.

16. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М., 2003. - 342 с.

 

 

Приложение 1

 

Классификация процессов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

Признаки классификации

Виды процессов взаимодействия

1. По характеру решаемых задач

Стационарное взаимодействие

Нестационарное взаимодействие

2. По уровню взаимодействия 

Стратегическое взаимодействие

Нестратегическое взаимодействие (тактическое и оперативное)

3. По направлению 

Вертикальное взаимодействие

Горизонтальное взаимодействие

Диагональное взаимодействие

4. По целям

Взаимодействие в ходе функционирования

Взаимодействие в ходе развития

5. По типу применяемой технологии

Документационное взаимодействие

Электронное взаимодействие


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Механизмы и инструменты взаимодействия субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований


Информация о работе Взаимодействие ветвей власти в РФ на примере СПб