Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 01:38, реферат
Донаучные элементы отрывочных экон знаний встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы в древности появились в рамках единой философской науки. Еще до нашей эры Ксенофонт ввел понятие «экономика» - правила ведения домашнего хозяйства.
1. Возникновение, основные этапы и направления развития экономической теории.
Донаучные элементы отрывочных экон знаний встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы в древности появились в рамках единой философской науки. Еще до нашей эры Ксенофонт ввел понятие «экономика» - правила ведения домашнего хозяйства.
Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа:
1 этап. Экон учение дорыночной эпохи -включает экон учения Др мира и средневековья. В это время экон мысли выражали философы и религиозные деятели. Экон знания не систематезированы, отдельной науки пока нет. Первая школа экон науки - меркантилизм. 3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.
2 этап. Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века в этот период сформировалась класс экономическая наука, начало которой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экон теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты класс экон науки: человек рассматривается только как «экономический человек», у которого есть лишь стремление к собственной выгоде; все равны как перед законом; каждый экономический субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капитал могут свободно перемещаться); эластичность численности рабочих по заработной плате меньше единицы, т. е. увеличение зарплаты, ведет к увеличению численности рабочей силы и наоборот; единственная цель капитала - получение максимальной прибыли; заработная плата определяется только спросом и предложением на рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала. Марксистское экон учение вышло на арену с середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени. В главном своем произведении «Капитале» Марксом дано достаточно глубокое теорет. отражение условий развития капитализма 18–19в. Однако некоторые положения или устарели, или изначально были ошибочным
3 этап. Период
развития учения о
2. Экономическая
террия: предмет, специфика
Предметом ЭТявляется то, что она изучает. ЭТ изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Существует несколько определений предмета: 1. Марксистское -экон отношения производства, распределения, обмена и потребления. 2. Самуэльсон -выбор способа использования дефицитных ресурсов. 3. Эапад ли-ра ввела понятие «проблема выбора» - выбор между целями и ограниченными рксурсами, допускающими альтернативное использование. ФункцииЭТ: познавательная функция (накопление научных знаний); методологическая; прогностическая (прогнозы развития); практическая (обеспечивает экон политику). Методология -учение о принципах построения, формах и способах научного познания. ЭТ является методологической основой всех экон дисциплин, раскрывает сущность и содержание экон процессов в обществе в целом, а конкретные эконо науки отражают отраслевые особенности. Методология ЭТ базируется на научных методах исследования. Различают общенаучные методы и частные. К общенаучным методам относятся метод индукции (от частного к общему), научной абстракции (выделение наиболее существенных сторон и отвлечении от второстепенного), функциональный анализ. Экон явления исследуются: 1. системно, т. е. расчленяется на составные элементы, каждый из которых подвергается изучению, 2. исследуются взаимосвязи экон явлений (например рост цены на товар ведет к уменьшению спроса), 3. исследуются в процессе развития, что необходимо для выяснения тенденций. Количественный анализ использует статистику, методы математического моделирования и вычислительную технику.
3. Основные формы общественного хоз-ва и их модели. Особенности становления рыночной модели экономики в России
Осн исторические формы общ хоз-ва: 1. Натуральное хозяйство (производство для внутр потребления (не для продажи), различают: а) патриархальное хоз; б) общинное хоз; 2. Товарное производство. Различают простое и капиталистическое товарное производство (простое базируется на частной собственности и личном труде, капиталистическое - на частной собственности и использовании наемной рабочей силы).
В каждой экон системе существуют свои модели организации хоз. Экон системы раньше разделяли на капит, соц и смешанные. Сейчас различают: 2 рыночные экон системы-а) чистый капитализм (в кот доминирует рыночный механизм и совершенная конкуренция), б) современный капитализм; и 2 нерыночные системы - традиционная и командно-административная (плановая) экономики. В план экон существовали советская и китайская модели. В современной экономике существуют различные модели: американская, японская, шведская. Предпринимательская модель (например, - американская построена на системе поощрения предпринимательской деятельности, обогащения наиболее активной части населения). Социальная (Шведская) модель отличается сильной социальной политикой (направленной на перераспределение нац дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения). Японская модель - приоритет общенациональных интересов, характеризуется отставанием уровня жизни населения от развития производственных сил. Существует понятие переходной экономики, например в Р, промежуточное состояние между плановой и рыночной экон. Особенность Р: гос собственность на средства производства; экон система находилась в кризисе (несоответствие спроса и предложения, финансовый кризис,). Кроме того макроэкономическая несбалансированность (дефицит бюджета, высокая инфляция), неравномерность в развитии отдельных секторов экономики (проявлялось в гипертрофированном развитии ВПК, тяжелого машиностроение); неравномерность в технико-технологическом уровне отраслей; деформированная структура АПК (не обеспечивала продовольствием. Вариант макроэкономической стабилизации для России был выбран в форме «шоковой терапии» - совокупность макроэкономических мероприятий, включающих ликвидацию бюджетного дефицита, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы но все это предполагалось при условии короткого временного отрезка, отпущенного для экономической стабилизации. Но реформы затянулись, а Р находится в состоянии кризиса. Необходимо: преобразование форм собственности и становление рыночных структур, осуществление структурной перестройки и технико-технологическое обновление производства. Переход в тех странах, где существовал не только гос сектор экономки, но и частный, существовали традиции, отличается большей устойчивостью и меньшей нестабильностью. Как правило, чем больше реальной демократии в экономической и политической системе допускала модель командной экономики в прошлом, тем быстрее идет трансформация экономики.
4. Экономическая теория товара.
Благами называются средства, пригодные для удовлетворения потребностей. Блага подразделяются на материальные (дары природы, землю, воду, воздух и климат продукты с/х и промышленности) и нематериальные (способности, професс мастерство, репутация). Выделяют неэкон и экон блага. Первые не обмениваются на другие блага (воздух). Экон благом является товар. Т - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке. Исходя из общественной потребности товары делятся на средства производства и предметы потребления. Средства производства - это товары, удовлетворяющие производственные потребности общества. Предметы потребления - это товары, удовлетворяющие личные потребности человека. Различают долговременные и недолговременныеТ: первые используются постоянно (оборудование); вторые лишь раз и полностью потребляются (питание). Т делятся на взаимозаменяемые (например нефть и газ) и взаимодополняемые (магнитофон-кассета). Товаром считается и услугаТ характеризуется двумя свойствами: способностью удовлетворять ту или иную потребность и воплощенными в нем затратами общественного труда. Соответственно этим 2 началам товар обладает 2 свойствами: потребительная стоимость и стоимость. Товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары. Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один Т на другой. Основой обмена является стоимость - то общее, что свойственно всем Т, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или овеществленный в Т, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости. Стоимость бывает индивидуальная и общественная. Индивидуальная - это стоимость товара каждого отдельно взятого производителя. Общественная стоимость проявляется на рынке. Величина стоимости товара зависит от трех факторов: а) общественная производительность труда; б) ограниченность и редкость ресурсов; в) спрос и предложение. По вопросу величины стоимости Т существуют три подхода:
марксистский: величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре - эта величина находится под воздействием двух факторов:
а) производительности труда;
б) интенсивности труда.
австрийская школа считает, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы.
кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется издержками производства, спросом и предложением и предельной полезностью.
5. Деньги как
развитая форма товарно-
Д возникли в результате развития обмена и развития товарно-денежных отношений. Они стихийно выделились из массы товаров в результате развития товарообмена. Сначола роль денег выполняли товары, затем благородные металлы (чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность - качества, сделавшие их наиболее пригодными к выполнению функции денег). В результате из товарного мира выделился один товар, на который стали обмениваться все другие товары. Этот товар - золото, он стал всеобщим эквивалентом. Д- это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Д существуют в металлистическом и номиналистическом выражении. Монета - это металл определенной формы, веса и достоинства. Бумажные деньги: банкнота; казначейский билет. Существуют наличные, безналичные деньги, денежные чеки. Функции денег: мера стоимости, средство обращения; средство накопления; средство платежа; мировые деньги.
Развитие межд экон связей (внешнеторговых, кредитных т. д.) требует функционирования Д на мировом рынке. Мировые Д выступали в виде слитков золота. По мере развития товарного обмена Д превращаются в знаки стоимости. По мере развития денежной системы бумажные и кредитные Д, функционирующие внутри страны и выполняющие функции средства обращения и платежа, перестают размениваться на золото. В современных межд торговых отношениях роль мировых Д играют валюты ведущих стран мира, и, в первую очередь, доллар США, который стал функционировать как межд платежное и резервное средство. Золотые запасы при этом выполняют роль ликвидных активов для получения резервных валют и др. Отход от металлического базиса - одна сторона эволюции денег, другая - тенденция к сохранению страхового фонда в форме золотовалютного запаса.
6. Рынок: содержание, функции, типология.
Р - это есть совокупность экон отношений производства и обмена товаров при помощи денег; рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения; рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения; рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. В общем виде, рынок - это специфический способ организации экон деятельности в масштабе всей экон системы. Характерными чертами и условием существования современного Р являются: 1. Свободный доступ и свободный выход. 2. Полная свобода перемещения материальных, финансовых и людских ресурсов. 3. Равные шансы для всех, исключаются какие-либо привелегии. Функции рынка: Ценообразующая; Посредническая; Информационная; Регулирующая; Санирующая (очистка рынка от неконкурентоспособных производителей). Конечно, это идеальная модель, основанная на свободной конкуренции и потенциально равных шансах для всех продавцов и покупателей. Конкуренция - состязание за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья. К (в идеале) выступает как механизм стихийного регулирования через спрос, предложение и динамику цен; способствует экон равновесию (когда совокупный спрос по объему и по структуре равен совокупному предложению по объему и по структуре). В итоге можно сделать вывод -Р -это механизм реализации рыночной экономики. В реальности конк несовершенна, а на рынке действуют мощные монополии (стремятся установить монопольные цены). В современных условиях Р как система представляет собой определенное равновесное сочетание двух начал - стихийного (конкурентного) и организующего (монопольного). Монопольное начало предполагают наличие элементы сговора, упорядоченные, согласованные действия. Сочетание между конкурентным и монопольным началами должно быть оптимальным.
По форме конкуренции, различают рынки: рынок свободной конкуренции, чистая монополия (власть одного), олигополия (власть немногих), монополистическая конкуренция (регулируется государством),
По виду товара различают рынки: Рынок товаров и услуг, Рынок недвижимости, Рынок средств производства (включая землю), Рынок труда, Финансовый рынок или рынок капитала (Рынок ссудного капитала), Рынок ценных бумаг (Рынок кредитных ресурсов), Рынок «ноу-хау» и другой информации,
По территориальному признаку: местные, национальные, региональные, мировой.
7. Структура и инфраструктура рынка: сущность и основные элементы.
Рынок - сложная система с определенной структурой. Структура - внутреннее строение, порядок расположения и удельный вес в общем объеме элементов системы. Признаки структуры: целостность, связь элементов, устойчивость связей. По виду товара различают рынки: Рынок товаров и услуг, Рынок недвижимости, Рынок средств производства (включая землю), Рынок труда, Финансовый рынок или рынок капитала (Рынок ссудного капитала), Рынок ценных бумаг (Рынок кредитных ресурсов), Рынок «ноу-хау» и другой информации. По территориальному признаку: местные, национальные, региональные, мировой. Структуру рынка упрощенно (без учета финансового и внешнего рынков) можно представить схемой. В ценре внимания рынка 3 вопроса (что, как и для кого производить). В верхней части схемы - спрос на потр Т находит удовлетворение в предложении со стороны производства. На рынке потр Т в зависимости от спр и предл определяется ответ на вопрос «что производить». В нижн части схемы -вопрос «как производить» решается в производстве. Очевидно, чем меньше издержки и чем больше объем выпускаемой продукции, тем меньшую цену можно назначить в конкурентной борьбе за спрос на товарном рынке. Большую роль играют все факторы производства и цены на них, которые устанавливаются конкуренцией на рыке труда, капитала, средств производства. Рынок диктует производителю как эффективно использовать ограниченные ресурсы, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и получить доходы. На вопрос «для кого производить» - рынок отвечает - для тех кто в состоянии покупать, т. е. располагает деньгами. Упрощенно - это те, кто на рынке труда в конкурентной борьбе смог победить и обеспечить себя.
Инфраструктура рынка - это система организаций (элементов и экон институтов), обеспечивающих своб движение товаров: 1. Организационная база И -снабженческо-сбытовые, брокерские и др посреднические организации. 2. Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи. 3. В кредитно-расчетную базу входят отдельные банки, страховые организации. И обеспечивает: производство всеми необходимыми факторами (рабочей силой, средствами производства, капиталом) и необходимой информацией об ограниченных ресурсах общества. Элементы И: ярмарки, аукционы, биржи, банки, страхов общ, транспортные и информационные системы и т. д. Ярмарка -регулярный рынок широкого значения. Аукционы - место продажи товара по максимальной цене (товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену). Биржа-это торговый посредник, способствующий заключению оптовых сделок между продавцами и покупателями товаров, валюты, ценных бумаг. Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда, (распространены фьючерсные товарные сделки - с поставкой в будущем). На биржах продаются и покупаются не сами товары, а контракты на их поставку. На фондовой бирже - купля-продажа ценных бумаг на основе их биржевого курса. Биржа труда-посредник по купли-продажи рабочей силы. Элементом И рынка выступает кредитная система: банки, страховые компании, фонды. Ядро кредитной системы - банковская система. Она включает в себя центральный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращают их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки. В рыночную инфраструктуру входят и гос финансы: республиканские и местные бюджеты. Важной частью инфраструктуры рынка является система законодательства, определяющая правила «рыночной игры».
Информация о работе Возникновение, основные этапы и направления развития экономической теории