Внешняя торговля Республики Беларусь: структура, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение внешней торговли Республики Беларусь, ее структуры, проблем и перспектив развития.

Содержание

Введение 4
1 Международная торговля и внешнеэкономическая политика государств: сущность и взаимодействие 5
1.1 Международная торговля: сущность, этапы развития 5
1.2 Теории международной торговли 8
1.3 Понятие и виды внешнеэкономической политики государства 10
2 Внешняя торговля Республики Беларусь: приоритеты, проблемы, перспективы 16
2.1 Динамика и особенности внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 16
2.2 Концептуальные подходы к формированию многовекторной внешнеэкономической стратегии Республики Беларусь 22
Заключение 25
Список использованных источников 28

Работа содержит 1 файл

Макро БГЭУ Внешняя торговля РБ 2010 Кузьменок.doc

— 514.50 Кб (Скачать)

     Национальные  различия в условиях производства определяются разной наделенностью и состоянием факторов производства - трудом, землей, капиталом, информацией, сферой НИОКР, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах и услугах. Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости в стране, уровень потребления и т.п. может быть вычислен и выражен в виде специального коэффициента - мультипликатора (множителя).

     Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличивают выпуск продукции, следовательно, и заработную плату, в отраслях, выполняющих этот заказ, но затем в силу определенных закономерностей приходят в движение вторичные потребительские расходы.

     Рост  экспорта в мировой экономике  очень мозаичен. На первом месте  стоит группа стран, входящих в Организацию  экономического сотрудничества и развития. Затем идут «новые индустриальные страны», в том числе «восточные драконы» Азии2, которые демонстрируют быстрый рост экспорта. Их доля в мировом экспорте в середине 90-х гг. XX в. составляла 10,5%. Набирающий экономические обороты в последнее десятилетие КНР достиг 2,9% (было менее 1%). Доля США в мировом экспорте составляет 8,9% , стран ЕЭС – 39,4%, Японии – 5,9%.

 
     1.2 Теории международной  торговли

     Международная торговля возникла задолго до появления каких-либо теорий. Но на определенном этапе ее развития успешно торговать стало невозможно без обобщения богатого опыта и теоретического обоснования роли, значения и путей развития торговых отношений. Так появились теории, объяснявшие механизм торговых процессов в мире и предлагавшие на научной основе стратегии и концепции дальнейшего развития торговых отношений.

     Первой  из таких теорий стала теория меркантилизма (1500-1800). Согласно ей богатство любой страны измеряется количеством получаемых от торговли денег (золота). Поэтому страны, принявшие такой подход к роли и значению торговли в качестве торговой ориентации, старались больше экспортировать и как можно меньше ввозить (импортировать). Многие годы они стремились стать экономически самостоятельными, организуя производство всех товаров внутри страны и ограничивая проникновение к себе иностранных купцов.

     Теория  неомеркантилизма и сегодня имеет  место в основе политики тех стран, которые хотят достичь социальной или политической независимости. В этом случае разница между активным и пассивным торговым балансом компенсируется кредитами такой стране со следующим за ними дефицитом торгового баланса.

     Теория  абсолютного преимущества стран в международной торговле. Автор ее - видный английский экономист XVIII в. - основоположник классической школы, Адам Смит. Он считал, что гораздо выгоднее покупать товары у той страны, которая в их производстве имеет преимущества, чем производить их самим, при заведомо убыточных условиях. Смит отводил большую роль специализации производства на основе абсолютного преимущества данной страны в природных ресурсах (ископаемые, рабочая сила и т.д.). От этой теории позднее отпочковалась теория размера страны, в силу которой крупные страны рассматривались как страны, имеющие преимущества в развитии ряда отраслей [15, с. 33].

     Теорию  сравнительного преимущества стран в международной торговле разработал еще один крупный английский экономист - Давид Рикардо. Он считал, что торговля может быть взаимовыгодной, если одна страна откажется от менее эффективного производства какого-либо товара и пользу более эффективного производства того же товара другой страны.

     Таким образом, теории, выдвинутые Смитом и  Рикардо, помогали странам выявлять, какие виды производимых товаров  смогут обеспечить им преимущество в  торговых отношениях.

     Современной разновидностью теории Рикардо является теория соотношения факторов производства. Ее авторы - шведские экономисты Э.Хекшер и Б.Олин. Они разработали практические рекомендации по направлениям и структуре товарных потоков в зависимости от факторов производства. П. Самуэльсон (США) придал им математическую основу. Данную модель на Западе часто называют моделью Хекшера-Олина-Самуэлъсона. Суть теории соотношения факторов сводится к следующему: все страны имеют разный набор факторов производства: труд, земля, капитал. Если одна страна обеспечена в избытке трудом, то трудоемкие товары будут обходиться ей дешевле. В странах же с избытком, например, капитала дешевле производить товары капиталоемкие. Соответственно, первой стране выгодно экспортировать трудоемкую продукцию, а импортировать - капиталоемкую, а второй наоборот - экспортировать капиталоемкую продукцию, а импортировать трудоемкую. Отсюда очень серьезное значение приобретает проблема сбалансированности экспорта и импорта.

     Конечно, сравнительные преимущества в разных странах не всегда проявляются столь очевидно. Современная экономическая наука указывает на ограниченность данной теории. Так, страны Западной Европы имеют в наше время сходные с Японией показатели сравнительного преимущества. Но соотношение экспорта и импорта у них более сбалансировано. Или, например, положение Германии и Англии в торговле технически сложной продукции ухудшилось в 70-80 гг. XX в., хотя обе страны имели высокие темпы роста квалифицированного персонала [15, с. 35].

     Подобные  факты поставили перед экономической  наукой проблему поиска новых подходов к развитию мировой торговли.

     Существенно обновила сложившиеся в мировой  практике взгляды теория жизненного цикла товара, разработанная американцем Р.Верноном. Суть ее в том, что любая продукции (услуга), выходя на рынок, проходит свой жизненный цикл, состоящий их четырех стадий: внедрение, рост, зрелость, упадок. И производство этой продукции должно соответствовать этим стадиям. Р. Верной доказал, что США лидируют на рынках новых и перспективных товаров потому, что спрос на них возникает на национальном рынке США раньше, чем на международном. Это приводит к технологическим преимуществам США. Американские фирмы на стадии развития производства экспортируют эти новшества, а по мере роста спроса на них организуют их производство за рубежом. Новая технология распространяется, торговля этими товарами растет.

     Понятие «цикл товара» стало основой  не только нового подхода к развитию мирохозяйственных связей, но и для  анализа взаимосвязи национального и внешнего рынков.

     Рассматривая  структуру мировой торговли в  первой половине XX века, заметны существенные изменения. Если в первой половине ХХ-го столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности - машинами и оборудованием - выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой торговли в середине 90-х гг. XX в. - это торговля услугами. Такая тенденция сохраняется и в настоящее время. Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование транспортных средства, химическая продукция, продукция обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкие товары. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно ¼ [10, с. 118].

     Важная  тенденция - расширение торговли услугами между развитыми странами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг: инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, что, в свою очередь, стимулирует обмен услугами между странами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного, финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиринговые) стимулирует развитие мировой торговли товарами производственного назначения.

     Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, для них развивающиеся страны представляют сравнительно небольшой интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она просто им не по карману.

 
     1.3 Понятие и виды  внешнеэкономической  политики государства

     Внешнеэкономическая политика - это «система мероприятий, направленная на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, откуда следует, что это важнейшее звено внешней, внутренней и экономической политики государства» [4, с. 5].

     Комплекс  государственных мер, служащих стержнем внешнеэкономической политики, способствует достижению следующих целей:

     - созданию условий для доступа  и функционирования отечественным  производственным звеньям на  мировых рынках;

     - обеспечению национальным субъектам  благоприятных условий путем  формирования рациональных торговых режимов в отношениях с торговыми блоками, отдельными странами и организациями, а также валютно-финансовых платформ, способствующих урегулированию взаимосвязей с международными финансовыми организациями, странами-кредиторами и дебиторами;

     - обеспечению защиты внешнеэкономических  интересов страны.

     При этом следует отметить, что внешнеэкономическая  политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функции следующего характера:

     - преобразующую (политика развития отраслей, регионов в области ввоза и вывоза товаров, капитала, рабочей силы и т.д.),

     - мобилизующую (выход, удержание позиций  на тех или иных рынках и  расширение внешних рынков),

     - балансирующую (национальные интересы  в сочетании с интересами блоков стран и т.д.) [4, с. 12].

     Основные  направления экономической политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической  деятельности: международное перемещение  товаров и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно являются политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д. Важнейшим же её элементом внешнеэкономического регулирования является внешнеторговая политика государства. Важнейшим, уже в силу того, что именно на неё приходится 90% внешнеэкономического оборота [15, с. 58].

     Исторически сложились два вида международной  торговой политики. Если государство стимулирует экспорт и сдерживает импорт товаров и услуг, говорят о политике протекционизма (защиты) собственной национальной экономики. Если страны вступают в период промышленных переворотов, идет процесс либерализации внешней торговли и страны переходят к политике свободной торговли (фритредерству).

     Исходя  из анализа мира, можно сделать  вывод о том, что конкуренция на международной арене не является чистой или совершенной, поэтому неравенство между странами - это правило, а не исключение. На этом и основаны аргументы в пользу политики протекционизма. Защита необходима новым появившимся отраслям, не способным выдержать международную конкуренцию. Закрытие границ привлекает капитал, участвующий в развитии национальной экономики, - это первый аргумент с точки зрения структуры.

     С точки зрения конъюнктуры протекционизм  прогрессивен тем, что может увеличить  уровень занятости и возможность  осуществлять различные программы развития.

     В краткосрочном периоде он может  улучшить условия обмена, перенося протекционистские издержки на иностранных производителей.

     В самом общем виде аргументация в  пользу протекционизма выглядит следующим образом: он устанавливает барьеры, способствуя развитию важнейших отраслей, обеспечивающих национальную безопасность (сельское хозяйство, производство стали, химия, компьютерная техника и др.), является способом защиты определенных социальных слоев и некоторых региональных видов деятельности и уровня жизни, так как включает в себя борьбу с теми развитыми странами, у которых ниже уровень заработной платы.

     Однако  в долгосрочном плане протекционизм  вреден для развития национальной экономики. Он уничтожает конкуренцию, развивает  искусственное преимущество той или иной отрасли и может тормозить развитие экономики в целом. Он наносит вред потребителям, так как заставляет их переплачивать за товары и услуги. Нередко правительства тех или иных стран вводят протекционизм временно для защиты зарождающейся или испытывающей трудности отрасли либо в качестве сопровождения конъюнктурной национальной политики, отличной от той, что проводят другие крупные страны. Вместе с тем нередко оказывается трудно определить срок этих временных мер. Во время депрессии 30-х гг. XX в. международная торговля потерпела крах, потому что введение протекционизма с целью защиты отечественных рабочих мест за счет рабочих мест за границей вызвало цепную реакцию в других странах с последующим экономическим спадом, имеющим глобальные последствия. Уроки разрушительных торговых войн этого периода до сих пор заставляют правительства многих стран опасаться принятия широких торговых ограничений [16, с. 540].

Информация о работе Внешняя торговля Республики Беларусь: структура, проблемы и перспективы развития