Внешние эффекты как фактор несовершенства рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Внешние эффекты в современной экономике имеют большое значение. В данной работе мы рассмотрим влияние внешних эффектов для современной рыночной экономики, какие эти эффекты бывают. Положительные или отрицательные, для любой деятельности они имеют свой вес, и не учитывать их было бы глупо. Мы поближе познакомимся с положительными внешними эффектами, какие они бывают, как влияют на ту, или иную деятельность.

Содержание

Введение...............................................................................................3
1 глава. Внешние эффекты и их последствия для рыночной экономики………………………………………………………………4
2 глава. Положительные внешние эффекты………………………...11
3 глава. Отрицательные внешние эффекты…………………………13
Практическая часть…………………………………………………14
Список литературы………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 191.75 Кб (Скачать)

Частная выгода (РВ) — это увеличение благосостояния потребителя данного блага.

Внешняя выгода (ЕВ) — это рост благосостояния третьих лиц, вызванный производством и потреблением этого блага.

Общественная  выгода (SB) представляет собой совокупную выгоду всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага: SB= PB+ EB (рис. 14.3).

Вызванный увеличением  производства и потребления блага  прирост каждого вида выгод отражается в категориях предельной частной выгоды (МРВ= АРВ / AQ), предельной внешней выгоды (МЕВ = = AEB/ AQ) и предельной общественной выгоды (MSB = ASB/ AQ). Данные предельные выгоды в графическом виде показаны на рис. 14.4.

Рис. 14.3 Внешние, частные и общественные выгоды

Рис. 14.4. Предельные внешние, предельные частные и предельные общественные выгоды

 

Глава 2. Положительные внешние эффекты.

Положительный внешний эффект возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. При этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, причем бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная выгода блага ниже его общественной предельной выгоды.

Виды положительных  внешних эффектов многообразны. Например, сооружение бассейна в густонаселенном  квартале благоприятно влияет на положение  его жителей. Деятельность пчеловода  по разведению пчел благоприятно сказывается  на опылении садов на соседних участках. Занимающиеся туризмом люди укрепляют  свое здоровье, а это позволяет  экономить общественные средства на здравоохранение. Наглядным примером положительного внешнего эффекта является получение высшего образования. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее  образование и приносят выгоду обществу: повышается его образовательный  уровень, создаются предпосылки  для развития научно-технического прогресса, в производстве используется более  квалифицированная сила, снижается  уровень преступности, меняется политическая активность населения. Однако каждый из получающих образование навряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с процессом обучения, и те выгоды, которые могут быть получены в результате получения образования. Именно поэтому инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества (рис. 14.6).

На графике  рыночное равновесие Е устанавливается в точке пересечения кривых предельных частных выгод и предельных общественных издержек: MPb = MSC.

Между тем  предельные общественные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому  для общества эффективное равновесие достигалось бы в точке пересечения  кривых предельных общественных выгод  и издержек, т.е. в точкеЕ2. Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ\Е2. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место недопроизводство товаров.

Рис. 14.6. Положительный  внешний эффект

 

Глава 3. Отрицательные внешние эффекты

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента (предприятия) вызывает издержки других. Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникают некомпенсированные для них издержки (ущерб). Рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, в результате чего создается больше продукции, чем необходимо обществу. Например, сброс неочищенной воды в реку пропорционален объему производства. Выходит, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку предприятие не осуществляет очистку воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что объем выпускаемой продукции превышает оптимальный объем выпуска (рис. 14.5).

Итак, без  очистных сооружений количество выпускаемой  продукции составляет Q1 при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой кривая предложения, равная предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е. МРС= MSB.

Но предельные общественные издержки равны сумме  предельных частных и предельных внешних издержек. Поэтому, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем

Рис. 14.5. Отрицательный  внешний эффект

выпуска сократился бы до Q при возросшей цене Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

В точке Е2 последствия загрязнения окружающей среды полностью не устраняются, однако ущерб от загрязнения существенно сокращается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных общественных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров.

Практическая  часть

1. Фотомодель решила преподавать  экономику. После года преподавания  выяснилось, что прекрасная внешность  преподавателя стимулировала студентов  уделять повышенное внимание  предмету и, как следствие,  их оценки в среднем были  выше, чем у студентов предыдущего  года. Это пример  4) согласованного  общественного отбора.

 

2. Интернационализация внешних  эффектов возможна во всех  случаях., но не путем  4) устранения внешнего эффекта.

 

Список  литературы:

1. Елисеев  А.С. Экономика: Бизнес-курс МБА  /А.С.Елисеев- 2-е изд. - .: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и Кº», 2010.

2.Ивашковский  С.Н. Экономика  для менеджеров: Микро- и макроуровень: Учебное пособие. - 3е изд., испр. - М.: Дело, 2007.

3. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс.-  М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Микроэкономика /Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенникова, А.И.Леусский. - 6-изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2009

5.Микроэкономика: практический подход: учебник / под. ред. А.Г. Грязновой, А.Ю.Юданова.- М..: КноРус, 2009

6. Компьютерная  обучающая программа по дисциплине  «Экономическая теория» (КОПР 1-Э) / А.Н. Романов, В.С. Торопцов, Д.Б.  Григорович, Л.А. Галкина, С.В. Галкина,  Н.И. Лобова, В.Ф. Протас, И.П. Николаева. – М.: ВЗФЭИ, 2000 (обновление – 2010). – URL: // repository.vzfei.ru (для доступа к информ. ресурсу требуется авторизация). - № гос. регистрации 50200000048.

7. Федеральная  служба государственной статистики: [Официальный сайт]. – URL: http: // www.gks.ru.

8. Министерство  экономического развития РФ: [Официальный сайт]. – URL: http: // www.economy.gov.ru.

9. Министерство финансов РФ: [Официальный сайт]. – URL: http: // www.minfin.ru.

10. Центральный  банк РФ: [Официальный сайт]. – URL: http: // www.cbr.ru.

11. Российский  союз промышленников и предпринимателей: [Официальный сайт]. – URL: http: // www.rspp.ru.

 

Заключение

Даже в  условиях чистой конкуренции некоторые  рынки могут оказаться по сути неэффективными, так как традиционные кривые спроса и предложения могут  не учесть ряд издержек или выгод. Речь идет здесь о такой деятельности продавцов и (или) покупателей, которая создает издержки или выгоды для третьих лиц, непосредственно не участвующих в данных рыночных процессах. В связи с этим возникает проблема внешних эффектов.

Внешние эффекты - прямые воздействия одного экономического контрагента на результаты деятельности другого, либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т. е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.

Попытка исследования внешних эффектов впервые была предпринята  в рамках экономической теории благосостояния, возникновение которой относится  к началу XX века и связано с  именами В.Парето и А. Пигу.

Внешние эффекты  делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

Поскольку внешние  эффекты существуют в экономике  длительное время, к решению их проблем  неизбежно привлекается государство. Выделают следующие формы государственного регулирования:

- административно-командные  методы, которые сводятся к прямым  запретам или требованиям выполнения  экономическими субъектами определенных  действий;

-корректирующий  налог - налог на выпуск товаров  или услуг, который поднимает  предельные индивидуальные издержки  до уровня предельных общественных  издержек и приводит к сокращению  производства;

-решение  (теорема) Коуза: внешние эффекты можно интернализовать посредством закрепления прав собственности на объекты, их порождающие, и обмена этими правами, если это не связано с большими трансакционными затратами;

-корректирующие  субсидии - платеж потребителям или  производителям товара, потребление  которого создает положительный  внешний эффект;

-создание  рынков прав на загрязнение:  государство, устанавливая определенный  допустимый объем загрязнения,  тем самым определяет фиксированный  объем предложения прав на  загрязнения. Рыночная цена определяется  с учетом спроса на загрязнения.

В настоящее  время система налогов и сборов России содержит только три так называемых «ресурсных» налога: водный налог; сборы  за пользование объектами животного  мира и водных биологических ресурсов; налог на добычу полезных ископаемых. Вместе с тем платежи за нормативные  и сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду остаются вне рамок законодательства о  налогах и сборах, имея соответственно статус неналогового обязательного  платежа. Такую ситуацию следует  признать чрезвычайно опасной с  экологической точки зрения, ведь данные платежи предприятиями существенно  занижаются, порой необоснованно, за счет компенсации из них затрат на внутрифирменные природоохранные  мероприятия.

Достижение  абсолютной эффективности, с нашей  точки зрения, невозможно, но каждая система должна стремится к достижению того оптимума, при котором эффективность  будет по возможности максимальной. Так как, известно, что потребности  безграничны, а ресурсы ограничены, необходимо использовать их эффективно и рационально.

Проблема  внешних эффектов становится все  актуальнее. Как известно каждый производитель  стремится к обогащению, но государство  и общество должно позаботиться о  том, чтобы деятельность, которой  он (производитель) занимается, не влекла за собой нежелательных последствий. Так как мы живем в обществе, необходимо регулировать взаимоотношения  его членов, но каждый «тянет одеяло на себя», и поэтому необходимо активизировать работу государственных органов, которые  будут использовать инструменты  власти для нахождения компромисса  в решении проблемы отрицательных  внешних издержек.


Информация о работе Внешние эффекты как фактор несовершенства рыночной экономики