Внешнеторговые сделки купли-продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Внешнеэкономические операции в условиях рынка — это коммерческие отношения по тем или иным вопросам между сторонами, являющимися субъек-тами с различным гражданством. Под внешнеторговыми сделками купли-продажи понимаются действия граждан и юридических лиц разных стран, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей при купле-про-даже товаров и услуг во внешней торговле

Работа содержит 1 файл

курсовая Айжан.doc

— 386.50 Кб (Скачать)


Внешнеторговые сделки купли-продажи

•Внешнеторговые сделки купли-продажи

              • Контракт. Основное содержание и порядок оформления

•Базисные условия контракта. Инкотермс

26.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи

Как отмечено в предыдущей главе, внешнеэкономические операции в условиях рынка — это коммерческие отношения по тем или иным вопросам между сторонами, являющимися субъек­тами с различным гражданством. Под внешнеторговыми сделками купли-продажи понимаются действия граждан и юридических лиц разных стран, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей при купле-про­даже товаров и услуг во внешней торговле [6].

Внутри страны основные правила совершения таких сделок регулируются национальным законодательством. В России, в ча­стности, они определены Гражданским кодексом.

В то же время внешнеторговые сделки купли-продажи имеют ряд особенностей по сравнению со сделками, заключаемыми на внутренние поставки товаров. Это касается не только экономи­ческих и финансовых условий, но и правового регулирования. Существенная специфика здесь состоит в том, что правовой ре­жим определяется, как правило, совокупностью норм, являющихся внутренним правом стран, представляемых их субъектами, а так­же вытекает из международно-правовых обязательств соответ­ствующих государств. Некоторые правовые нормы, регулирую­щие положение сторон сделки купли-продажи, закрепляются в межгосударственных торговых договорах, соглашениях об эко­номическом сотрудничестве, а также о товарообороте и плате­жах. Кроме того, важные нормативно-правовые положения со­держатся в многосторонних международных актах и конвенциях [1]. Среди последних следует особо выделить «Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров», принятую в 1980 г. в Вене и называемую обычно Венской конвенцией [4]. Положения этой конвенции должны учитываться экспортерами и импортерами всех стран при совершении внешнеторговых сделок купли-продажи, а для субъектов стран, присоединившихся к ней, они обязательны. К настоящему времени это более 50 стран, в том числе Беларусь, Россия и Украина из стран СНГ. Любая сделка по купле-продаже во внешней торговле предполагает, как, впрочем, и внутри страны, определенные (экономические, финансовые, материальные, юридические и организационные) обязанности и права сторон. Наиболее существенные из них — те, которые фик­сируют обязанности продавца (экспортера) и покупателя (импор­тера) по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупа­теля, оговаривают порядок платежей и др.

Венская конвенция регламентирует процедуры, связанные с подготовкой, согласованием, оформлением сделки и последую­щим ее исполнением. Так, четко определяются порядок, формы и требования к предложению (оферте) о заключении договора купли-продажи (контракта) и условия вступления такого предло­жения в силу. Здесь также изложены правила принятия (акцепта) партнером этого предложения. После такой необходимой подго­товительной работы заключается в той или иной форме внешне­торговый контракт купли-продажи. На практике это может быть устный договор сторон (российскими участниками ВЭД такой вариант не практикуется), признание предшествующей перепис­ки по согласованию сторон контрактом или, что более часто, специальный контракт купли-продажи по рекомендованной оп­ределенной форме.

Положения Венской конвенции применяются участниками внешнеторговых операций независимо от того, есть или нет в контракте по сделке ссылки на Конвенцию.

26.2. Контракт. Основное содержание и порядок оформления

Внешнеторговый контракт — это договор в письменной фор­ме, фиксирующий коммерческие отношения между сторонами, являющимися субъектами различного гражданства. В контракте устанавливаются определенные права и обязанности партнеров (договорные условия, порядок их исполнения, ответственность). Контракт по внешнеторговым сделкам купли-продажи содержит обычно несколько разделов (см. приложение 5):

•  сведения о сторонах, заключивших контракт (точное наименование и реквизиты сторон);

•  предмет договора;

•  цена и общая сумма;

•  сроки поставки, условия платежа, гарантии продавца;

•  упаковка и маркировка;

•   штрафные санкции;

•   страхование;

•   согласованное определение обстоятельств непреодолимой

силы (форс-мажор), арбитраж.

С учетом особенностей продукции, являющейся предметом контракта, могут дополнительно вводиться разделы о следующем:

•   конвенциональных штрафах;

•   технической документации;

•   инспектировании и испытаниях;

•  экспортных лицензиях;             

•  особых и прочих условиях.

Непременным условием сделки купли-продажи, оформляе­мой внешнеторговым контрактом, является переход собственно­сти на товар от продавца к покупателю- Это принципиально от­личает такие контракты от других видов договоров в сфере ВЭД, рассмотренных в предыдущей главе. Контракт купли-продажи во внешней торговле, как и внутри страны, в условиях договорных отношений субъектов рынка выполняет следующие три основ­ные функции:

•              юридически закрепляет отношения между сторонами, придавая им характер обязательств, выполнение которых защищено законом;

•  определяет порядок, последовательность и способы совер­шения действий партнеров;

•  предусматривает меры по обеспечению выполнения обяза­тельств сторонами.

Неслучайно стороны контракта должны определить, право какого государства будет применяться при выборе формы заключения сделки, регулировании прав и обязанностей партнеров, а также при решении спорных вопросов в случае их возникнове­ния. Практика выработала определенный порядок совершения внешнеторговых сделок купли-продажи: подготовка, согласова­ние, заключение и исполнение контракта. Как правило, это сле­дующие четыре стадии:

1)      сторона (компания, фирма, предприниматель), желающая вывезти или ввезти определенный товар, подыскивает партнера с помощью запроса;

2)      указанная сторона получает предложение (согласие) за­интересованного партнера и прорабатывает его;

3)      сторона-импортер определяет заказ, и партнеры заключа­ют контракт купли-продажи;

4)      сторона-экспортер поставляет товар, партнеры осуществ­ляют расчет по сделке.

Внешнеторговые контракты могут заключаться в упрощен­ной форме, когда в виде отдельного документа фиксируются пред­варительные договоренности. Это особенно часто бывает при поставках традиционных товаров в обычной торговле малыми и средними партиями.

При заключении упрощенных, кратких контрактов стороны должны четко представлять, как будут восполняться пробелы та­кого контракта — нельзя пользоваться трафаретом без учета вида товара и особенностей условий поставки.

В случае крупномасштабных сделок, в частности, при постав­ках сложного, комплектного оборудования, долговременных опе­раций по сырью, по объектам международной специализации и кооперирования заключаются постатейные, детальные внешне­торговые контракты.

Как показывает опыт, при выполнении внешнеторговых кон­трактов купли-продажи нередко возникают споры, которые иногда приходится решать в порядке арбитража. Поэтому очень боль­шое значение приобретают правила толкования контрактов и их отдельных положений, тем более что в национальных законода­тельствах и в судебной практике они имеют немало различий. В России, согласно Гражданскому кодексу, к такому толкованию должны применяться три требования: во-первых, при выделении буквального значения терминов (слов и выражений), содержа­щихся в тексте контракта, они должны пониматься в их обычно употребляемом смысле; во-вторых, при выяснении фактической исходя из цели договора она должна опреде­ляться на момент заключения контракта, а не на момент его тол­кования; в-третьих, практика, сложившаяся в отношениях сто­рон, не может обосновываться ссылками на условия, содержав­шиеся в предыдущих контрактах и поэтому, якобы, применимых к данному договору.

Как видим, здесь могут возникать известные сложности, вли­яющие и на результаты контракта. Тем большее значение для нормального и эффективного осуществления внешнеторговых операций по купле-продаже товаров имеют выработка и внедре­ние единообразных правил и согласованное толкование и при­менение основных внешнеторговых терминов. Эта задача в су­щественной мере решается с помощью Инкотермс [3].

26.3. Базисные условия контракта. Инкотермс.

Весь комплекс основных положений контракта, обязаннос­тей экспортера и импортера, вытекающих из него, получил на­звание базисных условий контракта, или базисных условий постав­ки. Те или иные базисные условия контракта предопределяют, кто несет расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке, хра­нению и страхованию товаров, являющихся предметом внешне­торговой сделки купли-продажи, а также возможные риски при осуществлении сделки. Указанные расходы очень разнообразны и довольно ощутимы по размерам, достигая по массовым сырье­вым грузам до 40—50% цены соответствующего товара. Здесь обыч­но используется термин «франкировка», означающий, что поку­патель свободен «франко» от обязательств до пункта (станции, пристани, порта, склада, борта судна и т.п.) или аналога «фран­ко» на другом, как правило, английском, языке (free). К числу расходов на поставку, учитываемых в базисных условиях, отно­сятся разнообразные их виды при внешнеторговых операциях. Это:

•   затраты на подготовку товара к отгрузке с предприятия,
фирмы, проверка количества и качества, отбор проб и проведение испытаний, упаковка;

•   доставка и оплата доставки товара с погрузкой, выгрузкой и
хранением при перевозке на транспортных средствах перевозчи­ка внутри страны;

•  перевозка и оплата перевозки товара от пункта отправления до транспортных средств международного сообщения;

•  погрузка и расходы по погрузке продукции на транспортные средства международного сообщения;

•  доставка и расходы по доставке товара средствами международных перевозок;

•  страхование и затраты на страхование при международных перевозках;

•  оплата выгрузки, перегрузки и хранения продукции в пункте назначения;

•  оплата таможенных пошлин при пересечении границы и, наконец, расходы по доставке товара из пункта прибытия до склада покупателя.

На практике действует правило, согласно которому расходы экспортера по доставке товара включаются в цену последнего. Таким образом определяется базисная цена, используемая для установления контрактной. Последнее важно для исчисления так называемой таможенной стоимости товаров, являющейся базой налогообложения и расчета внутренних цен.

Четкое разграничение базисных условий контракта, одно­значное понимание каждого из них вырабатываются междуна­родной практикой. Впервые согласованное толкование основ­ных коммерческих терминов, применяемых во внешней тор­говле — Инкотермс (International Commercial Terms) — было разработано и принято Международной торговой палатой в 30-х годах. В настоящее время действует обновленная и уточ­ненная редакция международных коммерческих терминов Ин-котермс-2000. В ней дана подробная трактовка 13 основных (из общего числа 28) вариантов базисных условий контракта. (Крат­кий обзор Инкотермс-2000 см. в приложении 6). Они по-ново­му подразделены применительно к современным способам транспортировки для любых видов транспорта и смешанных перевозок — семь вариантов; морским и внутренним водным транспортом — шесть; воздушным транспортом — один и же­лезнодорожным — один вариант. Краткие названия основных базисных условий контракта, записываемые в соответствующих документах, обозначены первыми буквами английских слов, выражающих их содержание. Назовем главные из них:

•              FAS (Free Alongside Ship) — «свободно вдоль борта» — экспортер обязан доставить груз и несет риски и расходы по момент доставки и разгрузки товара на пристани порта отправления;

•  FOB (Free on Board) — «свободно на борту» — экспортер обя­зан доставить груз в порт отправления и погрузить его на судно;

•  CFR (Cost and Freight) — «стоимость и фрахт» — груз достав­ляется экспортером в порт прибытия с разгрузкой на причале, поэтот момент экспортер несет все риски и расходы, кроме страхо­вания;

•              CIF (Cost, Insurance and Freight) — «стоимость, страхова­ние, фрахт» — экспортер доставляет груз в порт прибытия с разгрузкой на причале и несет все риски и расходы по момент разгрузки, включая страхование.

Перечень всех базисных условий и их значений приведен в приложении 7. Некоторые обязанности являются общими для экспортера и импортера при всех условиях. Так, продавец всегда должен, если иное не оговорено специально,

•   поставить товар согласно контракту в указанный в нем пункт
международного отправления;

•   обеспечить за свой счет обыкновенную упаковку товара;

•   получить и оплатить экспортную лицензию или необходи­мое разрешение на вывоз;

•   оплатить таможенные пошлины и сборы по экспорту;

•   нести риски и расходы до момента перехода товара в распоряжение покупателя в пункте, предусмотренном контрактом.

В свою очередь покупатель при всех базисных условиях, если специально не оговорено иное, должен:

•              принять товар в месте и в сроки, определенные контрактом, и оплатить контрактную цену товара;

Информация о работе Внешнеторговые сделки купли-продажи