Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование влияния внешней торговли на ВВП.
Предмет – международные экономические отношения.
Объект – внешняя торговля.
Задачи:
изучить теоретические основы внешнеторговой деятельности;
определить особенности влияния внешней торговли на ВВП в российской экономике.
Введение……………………………………………………………….……….…….3
1 Теоретические основы внешнеторговой деятельности……….………….……..5
1.1 Сущность и необходимость внешней торговли………………………….……5
1.2 Влияние внешней торговли на уровень ВВП………………………………….9
1.3. Роль внешней торговли в обеспечении экономического роста…………….11
2 Особенности влияния внешней торговли на ВВП в российской экономике....13
2.1 Специфика внешнеторговых отношений России…………………………….13
2.2 Влияние роста/падения показателей внешней торговли на величину ВВП..21
2.3 Меры, направленные на улучшение условий внешней торговли…………...26
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………...35
Исходя из данных таблицы 4 видно следующее: Рост импорта обеспечивался ростом поставок потребительских товаров и продукции черной металлургии. Стоимость импорта машин, оборудования и транспортных средств практически не изменилась, а доля этой товарной группы в импорте снизилась с 43,5% до 38,9 процента.
В группе машин, оборудования и транспортных заметно снизились физические объемы импорта легковых автомобилей на 45,8%, грузовых — на 27,8 процента.
Стоимостной
объем импорта
Также следует заметить существенный рост ввоза продукции химической промышленности по стоимости на 30,5 процента.
В географической структуре крупнейшим внешнеторговым партнером России остается Европейский союз (ЕС), на долю которого в январе-феврале 2010 г. приходилось 53,2% российского товарооборота (в январе-феврале 2009 г. — 50,0 процентов). Товарооборот со странами-членами ЕС в январе-феврале 2010 г. по сравнению с январем-февралем 2009 г. вырос на 52,6%, экспорт — на 73,6%, импорт — на 6,2 процента.
По
всем группам стран сальдо торгового
баланса сложилось
Страны дальнего зарубежья являются главными партнерами России. В январе-феврале 2010 г. их доля в товарообороте составила 86,3%, в том числе в экспорте — 87,1%, в импорте — 84,4 процента. Стоимостные объемы российского экспорта и импорта с этими странами в январе-феврале 2010 г. по сравнению с январем-февралем 2009 г. увеличились на 63,1% и на 9,9% соответственно.
В
структуре экспорта России в страны
дальнего зарубежья увеличилась доля
топливно-энергетических товаров. Одновременно
сократился удельный вес металлов и изделий
из них и продукции химической промышленности
и каучука, машин, оборудования и транспортных
средств, древесины и целлюлозно-бумажных
изделий, продовольственных товаров и
сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного).
[8, с.17-20]
Осознавая временность и непостоянство доходов, инициированных высокими ценами на нефть, основными экономическими целями стран-экспортеров являются: интенсификация роста в не нефтяной экономике и модернизация экономики для снижения зависимости от нефти. При реализации данных целей используются различные методы, но в целом стратегии имели ряд сходных черт (таблица 3.1).
Исходя из концепции постоянного дохода, многие страны приняли решение об изъятии доходов в специальные фонды аккумуляции средств, а также существенно укрепили контроль над сырьевыми отраслями (национализация, создание государственных компаний). Принимая во внимание не только темпы экономического роста, но и его устойчивость, и качество, по влиянию нефтяных сверхдоходов на хозяйственное развитие можно выделить три группы стран:
1)
позитивное влияние (США,
2) нейтральное влияние (Норвегия, Австралия, Алжир, Индонезия, Египет, страны с капиталоизбыточным нефтяным сектором);
3)
негативное влияние (Венесуэла,
Как
легко можно заметить, данная группировка
практически полностью
Таблица 5
Основные параметры политики использования сверхдоходов, проводимой странами-нефтеэкспортерами
Способ абсорбции сверхдоходов | Направления государственных расходов | Внешнеторговая политика | Инвестиционная политика | Наличие стабилизационного фонда | |
Алжир | Государственные расходы | 1) Тяжелая индустрия
(газ)
2) Строительство |
Полный государственный контроль над всеми операциями | 69/36/7/33/23 | — |
Венесуэла | Перераспределение | 1) Тяжелая индустрия
(металл)
2) Социальная инфраструктура |
Либерализация | 27/33/41/7/19 | + |
Индонезия | Смешанный | 1) С/х, тяжелая
индустрия (газ)
2) Социальная инфраструктура |
Либерализация | 44/41/18/16/25 | — |
Нигерия | Государственные расходы | 1) Социальная
инфраструктура
2) Тяжелая индустрия (металл) |
Либерализация | 19/26/11/16/47 | — |
Норвегия | Государственные расходы | 1) Тяжелая индустрия
(нефть)
2) Социальная инфраструктура |
Специальной политики в отношении сверхдоходов не проводится | — | + |
Эквадор | Смешанный | 1) Экономическая
инфраструктура
2) Тяжелая индустрия (нефть) |
Либерализация + снижение налогов на ненефтяные товары | — | — |
Только ограниченный временными и количественными рамками экспорт сырья способен привести к устойчивому росту, во всех остальных случаях неизбежно возникают негативные последствия. Большинство развивающихся нефтедобывающих стран борются за создание диверсифицированной экспортной базы, в то время как западноевропейские нефте- и газодобытчики страдают от стагнации в секторе торгуемых товаров (производство продукции с высокой долей добавленной стоимости), вызванной давлением высокой реальной заработной платы в добывающих отраслях.
В настоящий момент для интенсификации экономического роста в России правительством осуществляется ряд мер, но, безусловно, главные надежды возлагаются на добывающие отрасли, а также средства, собираемые в Стабфонде. Кроме того, предлагается еще ряд традиционных источников финансирования развития (инвестиции добывающих отраслей, иностранные вложения, сбережения населения и развитие инновационного производства). Исследование потенциала всех вышеперечисленных факторов позволило сделать вывод о том, что большинство из них неспособны оказать существенного воздействия на экономический рост в современной экономической ситуации. «Традиционные» факторы роста, модернизации и диверсификации если не полностью себя исчерпали, то, по крайней мере, существенно ограничены рядом причин.
В
условиях, когда благодаря
Исходя из приоритета роли государства и опыта стран экспортеров нефти, в курсовой разработан комплекс мер среднесрочной политики по модернизации экономики и интенсификации экономического роста с учетом внешнеторговых факторов и конъюнктуры мирового рынка. Данные меры направлены на реализацию трех основных целей:
— поддержание качественного и устойчивого экономического роста;
— модернизацию ненефтяной части экономики и диверсификацию ресурсных секторов;
— улучшение положения занимаемого Россией в мировой экономике.
В качестве основы необходимо взять ресурсно-инновационную стратегию — создание длинных технологических цепочек, развитие обрабатывающего комплекса и формирование в нем новых технологий. А также дополнить данную стратегию некоторыми расширяющими моментами. [5, с. 586]
Основные направления преобразования внешнеторговой политики включают следующие меры:
1)
Развитие высоких технологий
внутри добывающих отраслей с
учетом цикличности
2) Модернизация производства по трем направлениям: внедрение новых технологий непосредственно в производство; диверсификация уже имеющихся технологий; непосредственный выход на внешний рынок инноваций путем экспортно-импортных операций. Данная группа преобразований является на первый взгляд дорогостоящей и трудноосуществимой, но как показывает мировая практика достаточно иметь 2-3 высокотехнологичных отрасли, чтобы стимулировать инновационное развитие. Кроме того, большой потенциал сохранился за технологиями двойного назначения, и в ближайшие 5 лет его еще можно будет использовать.
3)
Геоэкономическая
Данный
комплекс мер позволяет использовать
как экспорторасширяющие, так и импортозамещающие
стратегии экономического роста. Все используемые
факторы являются эндогенными. Положительные
результаты в виде роста ненефтяной экономики
и снижении конъюнктурной зависимости,
могут быть достигнуты в течение 5-7 лет,
т.е. в среднесрочной перспективе, что
полностью отвечает потребностям российского
общества.[13, с. 9-10]
2.3
Меры, направленные
на улучшение условий
внешней торговли
Даже самый общий взгляд на процессы, протекающие в мировой экономике и во внешней торговле России, позволяет увидеть, насколько они сложны и противоречивы, и понять необходимость диалектического подхода к ним, который представляет всякое явление как единство двух противоположных тенденций. Какие же меры необходимо предпринять для улучшения условий внешней торговли России?
Этот вопросы я попытаюсь рассмотреть в данной работе.
Структура российской внешней торговли и ранее была не характерной для развитой страны. В настоящее время это в основном топливно-энергетические, простые химические и нефтехимические товары, черные и цветные металлы, оружие.
Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.
Однако
использование этих преимуществ
сдерживается рядом причин. Это неразвитость
финансовой и организационной
Необходимо также сказать о потерях, связанных с тем, что Россия до сих пор не может вступить в ВТО. Последствия присоединения России к ВТО могут коснуться не только внешнеэкономической и торговой сфер; они отразятся на дальнейшем развитии всех отраслей промышленности и экономики в целом. Для разных отраслей и видов деятельности они будут разными. Некоторые отрасли, способные успешно развиваться без государственной поддержки и защиты внутреннего рынка (например, металлургия и топливно-энергетический комплекс), получат дополнительные возможности продвижения своей продукции на внешний рынок.
Информация о работе Влияние внешней торговли на валовый внутренний продукт