Влияние внешней торговли на валовый внутренний продукт

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование влияния внешней торговли на ВВП.
Предмет – международные экономические отношения.
Объект – внешняя торговля.
Задачи:
изучить теоретические основы внешнеторговой деятельности;
определить особенности влияния внешней торговли на ВВП в российской экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….…….3
1 Теоретические основы внешнеторговой деятельности……….………….……..5
1.1 Сущность и необходимость внешней торговли………………………….……5
1.2 Влияние внешней торговли на уровень ВВП………………………………….9
1.3. Роль внешней торговли в обеспечении экономического роста…………….11
2 Особенности влияния внешней торговли на ВВП в российской экономике....13
2.1 Специфика внешнеторговых отношений России…………………………….13
2.2 Влияние роста/падения показателей внешней торговли на величину ВВП..21
2.3 Меры, направленные на улучшение условий внешней торговли…………...26
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Курсовая по эконом. теории.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

 

     Исходя  из данных таблицы 4 видно следующее: Рост импорта обеспечивался ростом поставок потребительских товаров и продукции черной металлургии. Стоимость импорта машин, оборудования и транспортных средств практически не изменилась, а доля этой товарной группы в импорте снизилась с 43,5% до 38,9 процента.

     В группе машин, оборудования и транспортных заметно снизились физические объемы импорта легковых автомобилей на 45,8%, грузовых — на 27,8 процента.

     Стоимостной объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-феврале 2010 г. по сравнению с январем-февралем 2009 г. увеличился на 23,1% за счет роста физических объемов и цен основных видов продовольствия. При этом импорт продовольствия из стран СНГ увеличился на 48,6%, из стран дальнего зарубежья только на 18,9 процента.[4, с. 280]

     Также следует заметить существенный рост ввоза продукции химической промышленности по стоимости на 30,5 процента.

     В географической структуре крупнейшим внешнеторговым партнером России остается Европейский союз (ЕС), на долю которого в январе-феврале 2010 г. приходилось 53,2% российского товарооборота (в январе-феврале 2009 г. — 50,0 процентов). Товарооборот со странами-членами ЕС в январе-феврале 2010 г. по сравнению с январем-февралем 2009 г. вырос на 52,6%, экспорт — на 73,6%, импорт — на 6,2 процента.

     По  всем группам стран сальдо торгового  баланса сложилось положительное. Значительное отрицательное сальдо у России в январе-феврале 2010 года было в торговле с Китаем (1212 млн. долларов США), с Бразилией (246 млн. долларов США), с Норвегией (172 млн. долларов США).

     Страны  дальнего зарубежья являются главными партнерами России. В январе-феврале 2010 г. их доля в товарообороте составила 86,3%, в том числе в экспорте — 87,1%, в импорте — 84,4 процента. Стоимостные объемы российского экспорта и импорта с этими странами в январе-феврале 2010 г. по сравнению с январем-февралем 2009 г. увеличились на 63,1% и на 9,9% соответственно.

     В структуре экспорта России в страны дальнего зарубежья увеличилась доля топливно-энергетических товаров. Одновременно сократился удельный вес металлов и изделий из них и продукции химической промышленности и каучука, машин, оборудования и транспортных средств, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного). [8, с.17-20] 
 
 
 
 
 

    2.2 Влияние роста/падения  показателей внешней  торговли на величину  ВВП 

     Осознавая временность и непостоянство  доходов, инициированных высокими ценами на нефть, основными экономическими целями стран-экспортеров являются: интенсификация роста в не нефтяной экономике и модернизация экономики для снижения зависимости от нефти. При реализации данных целей используются различные методы, но в целом стратегии имели ряд сходных черт (таблица 3.1).

     Исходя  из концепции постоянного дохода, многие страны приняли решение об изъятии доходов в специальные  фонды аккумуляции средств, а  также существенно укрепили контроль над сырьевыми отраслями (национализация, создание государственных компаний). Принимая во внимание не только темпы экономического роста, но и его устойчивость, и качество, по влиянию нефтяных сверхдоходов на хозяйственное развитие можно выделить три группы стран:

     1) позитивное влияние (США, Канада, Великобритания, Мексика);

     2) нейтральное влияние (Норвегия, Австралия, Алжир, Индонезия, Египет, страны с капиталоизбыточным нефтяным сектором);

     3) негативное влияние (Венесуэла,  Нигерия, Эквадор, Иран, Ирак).

     Как легко можно заметить, данная группировка  практически полностью соответствует современному положению стран в мировой экономике, а также степени устойчивости политических систем. Из чего можно сделать вывод, что само по себе наличие ресурсов не является залогом успеха либо неуспеха в развитии. Важными факторами воздействия становятся: уровень экономического развития на момент начала экспорта ресурсов; механизмы государственного регулирования; ранее занимаемые позиции на мировых рынках; соотнесение внутренней и внешней экономических политик.

     Таблица 5

     Основные  параметры политики использования сверхдоходов, проводимой странами-нефтеэкспортерами

  Способ абсорбции  сверхдоходов Направления государственных  расходов Внешнеторговая  политика Инвестиционная  политика Наличие стабилизационного  фонда
Алжир Государственные расходы 1) Тяжелая индустрия (газ)

2) Строительство

Полный государственный  контроль над всеми операциями 69/36/7/33/23
Венесуэла Перераспределение 1) Тяжелая индустрия  (металл)

2) Социальная  инфраструктура

Либерализация 27/33/41/7/19 +
Индонезия Смешанный 1) С/х, тяжелая индустрия (газ)

2) Социальная  инфраструктура

Либерализация 44/41/18/16/25
Нигерия Государственные расходы 1) Социальная  инфраструктура

2) Тяжелая индустрия  (металл)

Либерализация 19/26/11/16/47
Норвегия Государственные расходы 1) Тяжелая индустрия  (нефть)

2) Социальная  инфраструктура

Специальной политики в отношении сверхдоходов не проводится +
Эквадор Смешанный 1) Экономическая  инфраструктура

2) Тяжелая индустрия  (нефть)

Либерализация + снижение налогов на ненефтяные товары

 

     Только  ограниченный временными и количественными рамками экспорт сырья способен привести к устойчивому росту, во всех остальных случаях неизбежно возникают негативные последствия. Большинство развивающихся нефтедобывающих стран борются за создание диверсифицированной экспортной базы, в то время как западноевропейские нефте- и газодобытчики страдают от стагнации в секторе торгуемых товаров (производство продукции с высокой долей добавленной стоимости), вызванной давлением высокой реальной заработной платы в добывающих отраслях.

     В настоящий момент для интенсификации экономического роста в России правительством осуществляется ряд мер, но, безусловно, главные надежды возлагаются  на добывающие отрасли, а также средства, собираемые в Стабфонде. Кроме того, предлагается еще ряд традиционных источников финансирования развития (инвестиции добывающих отраслей, иностранные вложения, сбережения населения и развитие инновационного производства). Исследование потенциала всех вышеперечисленных факторов позволило сделать вывод о том, что большинство из них неспособны оказать существенного воздействия на экономический рост в современной экономической ситуации. «Традиционные» факторы роста, модернизации и диверсификации если не полностью себя исчерпали, то, по крайней мере, существенно ограничены рядом причин.

     В условиях, когда благодаря внешнеэкономической  конъюнктуре государство получило реальные рычаги финансового воздействия  на экономику, необходимо осуществлять именно те стратегии, основой которых  является повышение роли государства. Последствиями деиндустриализации не может быть технологическая модернизация и проиндустриализация, поэтому большинство стратегий развития, направленных на достижение высоких темпов экономического роста и основанных на либеральных рыночных концепциях, обречены на неисполнение.

     Исходя  из приоритета роли государства и  опыта стран экспортеров нефти, в курсовой разработан комплекс мер среднесрочной политики по модернизации экономики и интенсификации экономического роста с учетом внешнеторговых факторов и конъюнктуры мирового рынка. Данные меры направлены на реализацию трех основных целей:

     — поддержание качественного и устойчивого экономического роста;

     — модернизацию ненефтяной части экономики и диверсификацию ресурсных секторов;

     — улучшение положения занимаемого Россией в мировой экономике.

     В качестве основы необходимо взять  ресурсно-инновационную стратегию — создание длинных технологических цепочек, развитие обрабатывающего комплекса и формирование в нем новых технологий. А также дополнить данную стратегию некоторыми расширяющими моментами. [5, с. 586]

     Основные  направления преобразования внешнеторговой политики включают следующие меры:

     1) Развитие высоких технологий  внутри добывающих отраслей с  учетом цикличности государственных  доходов и состояния мировых  рынков сырья. Предлагается при выработке тех или иных стратегий государства, учитывать доходы бюджета не только по параметру «предполагаемой цены за баррель нефти», но и по уровню экспортной стабильности в целом, а также по состоянию цикла сырьевых рынков. Цены на нефть нестабильны, как правило, периоды высокого дохода для стран-экспортеров нефти предсказать невозможно. Для достижения макроэкономической стабильности необходимо придерживаться строгого соотношения между уровнем роста и степенью экспортной стабильности (под экспортной стабильностью в данном случае понимается диверсификация экспорта в пользу товаров и услуг с меньшими ценовыми колебаниями).

     2) Модернизация производства по  трем направлениям: внедрение новых  технологий непосредственно в  производство; диверсификация уже имеющихся технологий; непосредственный выход на внешний рынок инноваций путем экспортно-импортных операций. Данная группа преобразований является на первый взгляд дорогостоящей и трудноосуществимой, но как показывает мировая практика достаточно иметь 2-3 высокотехнологичных отрасли, чтобы стимулировать инновационное развитие. Кроме того, большой потенциал сохранился за технологиями двойного назначения, и в ближайшие 5 лет его еще можно будет использовать.

     3) Геоэкономическая реорганизация  внешнеторговых связей (внутри СНГ и на уровне регионов). Интенсификация отношений внутри СНГ не является новаторской идеей, но как показывают модельные расчеты ряда экономистов, именно подобные действия во внешнеторговой политике способны существенно повысить качество российского экономического роста. Кроме того, крайне низко используется потенциал российских регионов во внешнеторговой сфере. Наши регионы и по размерности и по административному строению соответствуют большинству стран мира. Подобная соразмерность становиться существенным плюсом в плане маневренности на рынках, более высокая оперативность в управлении, лучшая осведомленность о потребностях, как производителей, так и потребителей делает регионы наиболее оптимальной структурой для позиционирования во внешнеэкономическом пространстве. Положительным примером подобной деятельности служит Ростовская область, которая активно налаживает контакты с более чем 110 странами мира, а внешнеторговой деятельностью занимается более 2000 предприятий. В рамках развития областной ВЭД реализуется программа поддержки экспортеров, ведется продвижение наших производителей на внешний рынок на административном уровне, оптимизируются управленческие технологии внешнеторговой деятельности.

     Данный  комплекс мер позволяет использовать как экспорторасширяющие, так и импортозамещающие стратегии экономического роста. Все используемые факторы являются эндогенными. Положительные результаты в виде роста ненефтяной экономики и снижении конъюнктурной зависимости, могут быть достигнуты в течение 5-7 лет, т.е. в среднесрочной перспективе, что полностью отвечает потребностям российского общества.[13, с. 9-10] 

2.3 Меры, направленные  на улучшение условий внешней торговли 

     Даже самый общий  взгляд на процессы, протекающие в  мировой экономике и во внешней  торговле России, позволяет увидеть, насколько они сложны и противоречивы, и понять необходимость диалектического подхода к ним, который представляет всякое явление как единство двух противоположных тенденций. Какие же меры необходимо предпринять для улучшения условий внешней торговли России?

     Этот вопросы я попытаюсь рассмотреть в данной работе.

     Структура российской внешней торговли и ранее была не характерной для развитой страны. В настоящее время это в основном топливно-энергетические, простые химические и нефтехимические товары, черные и цветные металлы, оружие.

     Перспективы развития внешней торговли России в  значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

     Однако  использование этих преимуществ  сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур  внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной  поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.

     Необходимо  также сказать о потерях, связанных  с тем, что Россия до сих пор  не может вступить в ВТО. Последствия  присоединения России к ВТО могут  коснуться не только внешнеэкономической  и торговой сфер; они отразятся на дальнейшем развитии всех отраслей промышленности и экономики в целом. Для разных отраслей и видов деятельности они будут разными. Некоторые отрасли, способные успешно развиваться без государственной поддержки и защиты внутреннего рынка (например, металлургия и топливно-энергетический комплекс), получат дополнительные возможности продвижения своей продукции на внешний рынок.

Информация о работе Влияние внешней торговли на валовый внутренний продукт