Виды предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:31, реферат

Описание работы

Огромное количество предприятий предпринимательского сектора
национального хозяйства для целей экономического анализа группируется по ряду признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

Работа содержит 1 файл

Виды предприятий.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

 Кроме того, эффективность  деятельности производителя оценивает  не только потребитель, но и  сам производитель, который, в  конечном счете решает, выгодно  ли для него в данных конкретных  условиях заниматься производством  именно такой продукции.

 В зависимости от поведения предприятия на рынке различают четыре основных уровня конкурентоспособности предприятия.

 Руководство предприятий  первого уровня рассматривает  функцию экономического управления  как нечто внутренне нейтральное.  Свою роль руководители предприятия видят в том, чтобы производить и продавать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и потребителей. При этом они уверенны в непревзойденном уровне конкурентоспособности своей продукции и безупречности работы своих сбытовых подразделений и службы маркетинга.

 Предприятия второго  уровня конкурентоспособности стремятся  сделать свои производственные  системы внешне нейтральными, т.  е. полностью соответствующими  стандартам, установленным их основными  конкурентами. Такие предприятия стремятся максимально заимствовать все те технические приемы, технологии, методы организации производства и труда, что и ведущие предприятия отрасли.

 На предприятиях  третьего уровня конкурентоспособности  система управления активно воздействует  на производственные системы, т. е. производство поддерживается изнутри всеми другими подразделениями предприятия. Успех в конкурентной борьбе в данном случае становится не столько функцией производства, сколько функцией управления. Это может найти проявление в более экономичном аппарате управления, более высокой оперативности в принятии решений, в лучшей мотивации работников.

 Предприятия,  которым удалось достичь четвертого  уровня конкурентоспособности, оказываются  впереди конкурентов на многие  годы. Их производственная система поддерживается извне. Эффективность ее определяется не столько влиянием внутренних факторов, включая управленческие, такими, как идеальное производственное клонирование или управление качеством, сколько внешними управленческими факторами: высоким качеством организации и эффективности функционирования системы управления. Это обеспечивает перспективный успех предприятию и долговременное превосходство его над конкурентами на рынке.

2.3 Предпринимательский  риск.

Успех в достижении цели предпринимательской деятельности сопряжен с риском, связанным с конкурентной непредсказуемостью. Поэтому для предпринимателя важно обладать умением предвидеть и оценивать прогнозируемый ущерб в случае неудач.

 Предпринимательский  риск – вероятность возникновения  неудач, материальных и иных потерь, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 Происходят различные  потери предприятия при наступлении  рискового случая;

Материальные –  непредусмотренные затраты или  прямые потери материальных ресурсов в натуральном выражении;

Трудовые – потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвидимыми обстоятельствами;

Финансовые –  непредусмотренный денежный ущерб  в виде неполучения, недополучения  денег или их утраты;

Потери времени  – происходят, когда процесс предпринимательской деятельности проходит медленнее, чем предполагалось;

Специальные виды потерь – нанесение ущерба здоровью и  жизни людей, окружающей среде, имиджу предпринимателя.

Особые потери –  ущерб от воздействия непредвиденных факторов политического характера, например от снижения деловой активности людей, дисциплины труда, закононепослушание, нарушение дисциплины платежей и расчетов, отчуждение имущества и капитала.

 Виды предпринимательского  риска различают:

 Систематический  риски – характерны для всех видов предпринимательской деятельности и определяются состоянием рынка, общеэкономической и политической ситуацией. К ним относят: изменение процентных ставок, инфляция, изменение цен, политические риски.

 Специфические  риски – недополучение дохода, обусловленное финансовым и технико–экономическим состоянием отдельного предприятия. Среди рисков этой группы выделяют: производственные риски, коммерческие риски, финансовые риски, экономические риски.

 Разработана следующая  методика анализа предпринимательского риска.

Выявление факторов, обусловливающих повышение предпринимательского риска.

Экономическая оценка возможного ущерба вследствие возникновения  каждого рискового случая.

Определение допустимого  уровня риска для анализируемой  предпринимательской деятельности.

Обнаружение факторов, определяющих сверхдопустимый уровень  риска, и планирование проведения защитных мероприятий, в ходе которых оценивается  финансовая доступность, экономическая  целесообразность и эффективность  их реализации.

Существует несколько способов уменьшения риска:

Привлечение к управлению предпринимательской деятельности грамотных менеджеров, работа с компетентными  партнерами, компаньонами и консультантами;

Глубокая предварительная  проработка решаемых работ;

Маркетинговая разведка и непрерывное прогнозирование конъюнктуры рынка;

Распределение риска  между участниками и исполнителями  предпринимательства;

Создание и использование  резервных фондов на покрытие непредвиденных расходов, дополнительное финансирование, кредиты;

Страхование – передача определенных рисков страховой компании. Наиболее распространены имущественное страхование, страхование от несчастного случая, от всех видов предпринимательского риска,

Глава III Деятельность малого предпринимательства в Казахстане

3.1. Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Необходимо признать, что в условиях трансформации  экономики Казахстана в период «перестройки» и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообра зующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно це лостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.

Малые предприятия  и в целом малый биз нес  заняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в произ водстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%.

Наибольшее число  активных предприятий в региональном разрезе приходится на г. Алматы (29,3%), г. Астану (8,3%), а также на Восточно-Казахстанскую (8,2%), Южно-Казахстанскую (7,4%) и Алматинскую (6,6%) области. Другие регионы занимают: Акмолинская область - 8 место (5,0%) и Западно-Казахстанская – 12-14 места (2,7%)1.

По-прежнему сохраняется  крайняя неравномерность в распреде лении зарегистрированных МП по областям и регионам Казахстана. На названные первые четыре лидирующих региона РК на 1 июля т.г. приходилось 58,7% зарегистрированных МП, 54,9% действующих и 53,2% общего числа активных Малых предприятий

 

 

Если по республике в целом к активным относится  лишь 35,7% от числа зарегистрированных Малых предприятий, то в Акмолинской и Алматинской областях этот показатель составляет 54,1%, Кызылординской – 50,9%, в 4 областях этот показатель в интервале от 40 до 50%, еще в 3 областях и в г. Астане этот показатель выше среднереспубликанского уровня (от 35,9 до 38,5%), ниже среднего по стране уровня - в г. Алматы (29,8%), Жамбылской (28,0%), Южно-Казахстанской (29,1%) и Актюбинской областях (32,1%)2.

Данный показатель вполне мог бы быть принят за критерий общего самочувствия Малого бизнеса  в областях, городах Алматы и Астана и эффективности его поддержки региональными и местными властями.

В качестве других критериев  уровня развития МП в регионах могли  бы быть выбраны: доля занятых на МП в общей численности занятых  в экономике; доля МП в производстве валового регионального продукта; производство продукции (работ, услуг) на МП в расчете на душу населения.

В региональном разрезе  наибольший удельный вес в общем  доходе от реализации продукции (товаров, услуг) в первом полугодии т.г. приходится на предприятия малого бизнеса г. Алматы (37,5%), г. Астаны – 8,8%, Восточно-Казахстанской области – 8,7%, на остальные области приходится от 2,1 до 6,1% общего объема дохода.

Количество МП на 1000 жителей является общепризнанным критерием развития малого предпринимательства.

Наиболее высокая  предпринимательская активность населения  отмечается в городах Алматы (12,2 предприятия на 1000 жителей) и Астана (7,9), а также в Мангистауской (3,8) и Павлодарской (3,7) областях. Наихудшие позиции у Жамбылской (1,2 активных малых предприятия) и Южно-Казахстанской (1,7) областей. По крестьянским хозяйствам значительно опережает другие области Южно-Казахстанская область – 45,2 действующих крестьянских хозяйства на 1000 жителей сельской местности. Относительно хорошие показатели у Алматинской (28,6), Восточно-Казахстанской (22,7) и Карагандинской областей (21 хозяйство). Отстают по данному показателю Кызылординская (3,0), Мангистауская (4,1), Атырауская (6,1) и Акмолинская (7,1), при среднереспубликанском уровне 21,8 действующих крестьянских хозяйства на 1000 сельских жителей3.

Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых восточноевропейских стран с переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной струк туры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и самозанятость; экономический рост и увели чение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в Казахстане. Однако, как показывают результаты выше проведенного анализа, сегодня малый бизнес обрел именно те размеры, которые ему позволяет достичь современная структура экономики и иные сложившиеся по итогам ре форм экономические реальности, а его подъем на уровень выше этой «планки» мо жет быть достигнут в дальнейшем только посредством кардинальных со циально-экономических изменений и сменой самой парадиг мы развития страны. В связи с этим с боль шой долей уверенности можно утверждать, что заметный рост показателей малого бизнеса, достигнув определенных значений, замедлится, если не будут сняты ограничители его развития. Поэтому задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов эконо мической политики государства и ее решение невозможно в разрыве от других направлений реформирования экономики и без ко ординации усилий республиканских, региональных и местных властей.

3.2. Проблемы малого  и среднего предпринимательства

И если нынешняя ситуация в строительстве и финансовой сфере имеет краеугольное значение лишь для определенной части казахстанских  граждан, то для большинства казахстанцев более важен вопрос о питании, одежде и насущных повседневных услугах. Наличие которых на рынке обеспечивают отнюдь не банки и строительные корпорации, а предприятия малого и среднего бизнеса.

В развитых странах  мира малый и средний бизнес давно называют мотором экономики. В бюджетах этих стран львиная доля приходится на поступления именно от предприятий МСБ. И, понятно, что правительства данных стран всячески стараются поддерживать и развивать такие предприятия.

У нас же то, что  малый и средний бизнес нуждается в поддержке, поняли не сразу и не вдруг. Тем не менее, сейчас много делается для создания наиболее благоприятного климата. В частности, с 1 января 2008 года снижены процентные ставки по ряду налогов. Продолжается работа по совершенствованию законодательной базы. Однако остается еще много серьезных барьеров, преодолеть которые многим бизнесменам удается с трудом.

Роль малого бизнеса  в экономике остается по-прежнему незначительной. Несмотря на то, что  государственные чиновники любого уровня довольно часто повторяют о поддержке малого и среднего бизнеса, действия правительства, по ее мнению, говорят об обратном.

Создание на бюджетные  деньги социально-предпринимательских  корпораций в регионах направлено на подавление развития самостоятельного малого и среднего бизнеса, и поддержку только тех, которые войдут в СПК. То есть, правительство и местные органы власти сами хотят "рулить" бизнесом. На самом деле от государства требуется только формирование стратегии, правового поля и современной инфраструктуры для бизнеса, решение вопросов налогообложения, доступности кредитных ресурсов, контроль за соблюдением трудового и экологического законодательств. То есть все то, что можно назвать бизнес-средой.

Всемирный экономический  Форум в 2007 году в очередной раз снизил рейтинг конкурентоспособности Казахстана (с 56 до 61) и отметил следующие препятствия для ведения бизнеса: коррупция, несоответствие квалификации работников, налоги, доступ к финансированию, недостаточное обеспечение инфраструктурой, бюрократические процедуры, криминалитет.

С этим трудно поспорить. Любой бизнесмен в своей повседневной работе постоянно сталкивается с  этими проблемами. Одна растаможка товара чего стоит. Тут тебе и бюрократические  процедуры, и недостаточное обеспечение инфраструктурой, и криминалитет. В связи с этим возникает вопрос, что же все-таки может помочь развитию отечественного малого и среднего бизнеса?

Информация о работе Виды предприятий