Виды конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 12:21, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм , состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур , взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Содержание

1. Введение
2.Функции конкуренции
3. Основные модели рынка
3.1 Полиполия
3.2 Монополия
3.3 Монополистическая конкуренция
3.4 Олигополия
4. Способы ведения конкурентной борьбы
5. Заключение
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Виды конкуренции.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

рыночной. 

По Смиту  сущность конкурентного поведения  производителей составляло

"честное"- без сговора - соперничество производителей  посредством , как

правило , ценового давления на конкурентов .Не соперничество в

установлении  цены , а отсутствие возможности  влиять на цену , является

ключевым  моментом в современной трактовке  понятия конкуренции. 
 
 

Рассмотрим  подробнее основные из вышеперечисленных  рыночных структур. 

Полиполия (совершенная конкуренция) 

Большое число продавцов и покупателей  одного и того же товара.

Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию

только  среди покупателей, но не среди других продавцов. 

Рынок открыт для каждого. Рекламные компании не так важны и

обязательны, т.к на продажу предлагаются только гомогенные (однородные)

товары, рынок прозрачен и отсутствуют  какие-либо предпочтения. На рынке

с подобной структурой цена - это заданная величина. На основании

вышеизложенного можно вывести следующие варианты поведения участников

рынка: 

Акцептант цены Хотя цена и формируется в  процессе конкуренции среди

всех  участников рынка, но в то же время  отдельно взятый продавец не

оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает

более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам,

так как  в условиях совершенной конкуренции  каждый продавец и покупатель

обладают  полной и правильной информацией  о цене, количествах продукта,

затратах  и спросе на рынке 

Если  же продавец запрашивает более низкую цену, то он окажется не в

состоянии удовлетворить весь спрос, который  будет ориентирован на него,

в силу его незначительной доли на рынке, при  этом прямого влияния на

цену  со стороны этого конкретного  продавца не происходит.  

Если  покупатели и продавцы поступают одинаковым образом, то они

оказывают влияние на цену. 

Регулятор количества Если продавец вынужден согласиться  с

преобладающими  на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку путем

регулирования объема своих продаж. В этом случае он определяет

количество, которое он намерен продать по заданной цене. Покупателю

также остается лишь выбрать, сколько он захочет  получить по заданной

цене. 

Условия совершенной конкуренции определяются следующими

предпосылками: 

- большое  количество продавцов и покупателей , ни один из которых не

имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара  

- каждый  продавец производит однородный  продукт , который ни в каком

отношении не отличим огт продукта других продавцов 

- барьеры  для входа на рынок в долгосрочном аспекте либо минимальны,

либо  вообще отсутствует 

- никаких  искуственных ограничений спроса, предложения или цены

существует  и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны 

- каждый  продавец и покупатель владеет  полной и правильной информацией

о цене , количествах продукта , затратах и  спросе на рынке. 

Нетрудно  видеть, что ни один реальный рынок  не удовлетворяет всем

перечисленным условиям.Поэтому схема совершенной  конкуренции имеет в

основном  теоретическое значение. Однако она  является ключем к пониманию

более реальных рыночных структур . И в  этом ее ценность. 

Для участников рынка в условиях совершенной  конкуренции цена - это

заданная  величина. Поэтому продавец может  лишь решать, какое количество

товара  он захочет предложить по данной цене. Это означает, что он

одновременно  акцептант цены и регулятор количества.  

Монополия 

Один  продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец

является  единственным производителем продукта, не имеющего, к тому же,

близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные

черты: 

а) продавец является единственным производителем данного товара

(продукта) 

б) реализуемый  продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей 

в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки

на рынок (монополист является законодателем  цены, т.е. монополист

назначает цену и покупатель при заданной монопольной  цене может решать,

какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев

монополист  не может назначать произвольно высокую цену, т.к по мере

роста цен спрос снижается, а при  падающих ценых спрос возрастает) 

г) на пути входа в рынок монополистом устанавливаются  непреодолимые

барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного

происхождения,  

примерами естественных монополий могут служить предприятия

общественного пользования - электрические и газовые  компании,

предприятия водоснабжения, линии связи и  транспортные предприятия. К

искусственным барьерам относятся патенты и  лицензии, предоставляемые

некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке 
 

Монополистическая конкуренция 

Относительно  большое число производителей предлагает похожую, но не

идентичную  продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В

условиях  совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную

(однородную) продукцию, в условиях монополистической  конкуренции

производится  дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает

прежде  всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя

складываются  ценовые предпочтения. Продукция  может быть дифференцирована

также по условиям послепродажного обслуживания ( для товаров длительного

использования), по близости к покупателям, по интенсивности  рекламы и

т.п. 

Таким образом, фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают

в соперничество  не только ( и даже не столько) через  цены, но и путем

всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели

заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции

обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром; она

может повышать и понижать цену на него вне  зависимости от действий

конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей

аналогичных товаров. Кроме того на монополистических  рынках наряду с

мелкими и средними достаточно крупные фирмы. 

При такой  модели рынка фирмы стремятся  расширять свою область

предпочтений  путем индивидуализации своей продукции. Это происходит

прежде  всего с помощью товарных знаков, наименований и рекламной

компании, которые однозначно выделяют различия товаров.  

Монополистическая конкуренция отличается от совершенной  полиполии по

следующим признакам: 

- на  совершенном рынке продаются  не гомогенные, а гетерогенные

товары; 

- для  участников рынка нет полной  прозрачности рынка, и они

действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами; 

- предприятия  стремятся расширить свою область  предпочтений путем

индивидуализации  своей продукции; 

- доступ  к рынку для новых продавцов  при монополистической

конкуренции затруднен в силу наличия предпочтений. 
 
 
 
 
 
 

Олигополия 
 
 

Немногочисленность  участников конкуренции- когда относительно малое (

в пределах десятка) число фирм господствует на рынке товаров или услуг.

Примеры классических олигополий: "большая  тройка" в США - "Дженерал

моторз", "Форд", "Крайслер". 

Олигополии  могут производить как однородные, так и

дифференцированные  товары. Однородность чаще всего преобладает  на рынках

сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.;

дифференциация - на рынках потребительских товаров.  

Немногочисленность  фирм способствует их монополистическим

соглашениям : по установлению цен, разделу или  распределению рынков или

по другим способам ограничения конкуренции  между ними. Доказано, что

конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже

уровень концентрации производства (большее  число фирм), и наоборот.  

Важную  роль в характере конкурентных отношений  на таком рынке играют

объем и структура той информации о  конкурентах и об условиях спроса,

которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более

конкурентным  будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического

рынка от рынка совершенной конкуренции  связано с динамикой цен. Если на

совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости

Информация о работе Виды конкуренции