Валютный курс и его регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие таких понятий, как финансы и финансовой системы Республики Казахстан, а также провести анализ взаимодействия нашей финансовой системы с финансовой системой зарубежной страны.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение финансам и их функциям;
Дать характеристику финансовой системы РК;
Сделать анализ взаимодействия финансовых систем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3-4
1 СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ…………………………………………...….........................5
1.1 Сущность, понятие финансов ……………………………….............5-8
1.2 Функции финансов …………………………………………………..9-11
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………………………………..........................12
2.1 Структура финансовой системы Республики Казахстан..................12-17
2.2 Развитие финансовой системы Республики Казахстан …………...18-22
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНОЙ СТРАНЫ…………………………………………………………………..23-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…………………………………...31

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по эк.теории.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

    

Что же представляет собой  финансовая система  России? 
       Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства. 
       Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними. 
       В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. 
       Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности. 
       Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне. 
       Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. 
       Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. 
       Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. 
       Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
 

    

 

    

Рис. 2 Финансовая система РФ 

    

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства. 
       Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков. 
       Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

    

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и  децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.  

    

Вопрос о перспективах Содружества независимых государств, других интеграционных проектов на постсоветском  пространстве, все чаще рассматривается в контексте будущего российско-казахстанских отношений. Эта взаимосвязь неслучайна, поскольку, объективно, именно РК и РФ заинтересованы в развитии не только двухсторонних связей между постсоветскими странами, но и переводу этих контактов в более широкий, многосторонний формат. В условиях нынешней, кризисной ситуации, для остальных участников интеграционных проектов инициативы Д. Медведева и Н. Назарбаева - дополнительная "подушка безопасности" - чтобы не пропасть по одиночке. Таковы реалии состояния финансового, фондового рынка стран СНГ, параметры крупных производственных и торгово-экономических проектов. Без эффективной координации усилий вероятность повторения негативного «исландского опыта» возрастает в разы.

    

В этом контексте  совершенно иначе смотрятся предложения Нурсултана Назарбаева двухгодичной давности: - заметную актуальность приобретает развитие новых проектов путем интеграции Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). 
Напомню слова Президента РК: "Три вещи: ЕврАзЭС, ШОС, СВМДА - являются тремя составляющими будущего евразийства. Я думаю и мечтаю о том, что эти организации объединятся. В конце концов, большая евразийская идея, единство евразийского континента обязательно победит". Впрочем, о евразийстве в Казахстане стали говорить значительно меньше, больше говорят «о казахстанском пути в Европу», но я не вижу в этом новом векторе казахстанской политики принципиального отказа от прежних приоритетов - в Европу можно двигаться не вместо России, а вместе с ней.

    

За последние  два года столько копий сломано, а единого подхода так и  не выработано. По-прежнему наиболее тесный уровень экономического, торгового  и политического сотрудничества имеется лишь у Казахстана и России. По-прежнему актуальны предложения казахстанского лидера годичной давности: «Мы можем начать с объединения наших стран, а остальные пусть примыкают»! Так может быть и действовать таким путем, обеспечив перерастание стратегического партнерства между нашими странами в формат стратегического союза, а остальные - пусть решают, в чем их выгода? Оставаться в стороне, или искать общие резоны, наступив на горло амбициям отдельных политиков.

    

Совершенно очевидны четыре направления, в которых многосторонняя интеграция не только объективно возможна, но и представляется необходимой:

    

- решение проблем трудовой миграции;

    

- социо-гуманитарные проекты;

    

- проблемы безопасности;

    

- развитие транспортных коммуникаций.

    

Например, рынок труда связывает Россию и Казахстан со странами СНГ в гораздо большей степени, чем все иные факторы взаимодействия. Для наших государств, решающих очень серьезную проблему управленческого контроля и экономической управляемости собственных территорий необходимо привлекать партнеров по интеграционным проектам к выработке реальной программы контроля и оптимизации движения трудовых мигрантов. Как справедливо отмечает А. Караваев: "Свободное транспортно-транзитное пространство, организованное в рамках СНГ критически необходимо всем участникам. Но в тоже время очень непросто сблизить интересы десятка национальных компаний, прийти к единым тарифам, синхронизировать таможенное регулирование, и ограничить давления естественных монополий".

    

Необходимо развивать  совместные проекты, привлекательные для взаимных инвестиций, особенно в ситуации, когда свободных денег становится все меньше, а условия привлечения становятся все менее выгодными. Если брать Россию и Казахстан - то это проекты в нефтегазовой сфере и по созданию транспортных коридоров, даже, несмотря на то, что в этой сфере мы объективно выступаем как конкуренты. Гибкая и разумная стратегия кооперации усилий, выработка четких правил игры позволит сохранить отношения «дружественной конкуренции», особенно, если учитывать сохраняющиеся "особые" отношения между лидерами РФ и РК, а, ведь, как известно: интеграция - вопрос, прежде всего, политический.

    

Впрочем, столь  же очевидно, что развалить СНГ  можно без особого труда, отказавшись  от безвизового режима и ликвидировав и так немногочисленные преференции  в торгово-экономической сфере.

    

Третьего - не дано, поскольку фаза цивилизованного  развода давно пройдена и теперь, нужно видеть принципиально новые резоны в самой идее Содружества. Хотя, понятно, что рассуждения об СНГ как аналоге ЕС ничего кроме смеха, в принципе, вызвать не может.

    

Но, с другой стороны, по оценкам экспертов, без  кооперационных связей с другими странами СНГ даже Россия, наиболее самодостаточная из экс-советских республик, способна производить лишь примерно 65% продукции, Киргизстан и Таджикистан - менее 5%. Вполне ясные цифры. Другое дело, что реальная многосторонняя интеграция, это крайне дорогой проект, платить за который все равно придется государству, а не частным компаниям.

    

В свое время  Лидия Косикова дала очень четкое определение интеграционных перспектив России: «интеграция - скорее модель на вырост для России и стран СНГ. Сегодня нам необходимо создавать критическую массу своего экономического присутствия в странах ближнего зарубежья, равно как и привлекать оттуда капиталы в Россию. Интеграция, это особая форма экономического взаимодействия, самое главное в которой - согласованная экономическая политика и наличие интеграционной группировки». Контуры «интеграционной группировки» определились - Россия+Беларусь. Казахстан+Кыргызстан. Две связки - в формате «ведущий» и «ведомый».

    

Россия  и Казахстан, несмотря на серьезные проблемы, связанные с мировым финансовым кризисом, не снимают с повестки дня главную задачу - модернизации с выходом на качественно новый технологический уровень ХХI века. Этот путь можно постараться пройти вместе, можно искать других перспективных партнеров - на Западе или Востоке. Однако, как абсолютно справедливо отмечал первый заместитель МИД РК, Нуртай Абыкаев - «наша политика наполнена не только прагматическими соображениями, но - искренним душевным стремлением друг к другу. Сегодня существуют все условия, чтобы российско-казахстанское сотрудничество развивалось и дальше такими же высокими темпами. И это всегда бы диалог равных, стран, уважающих друг друга и искренне стремящихся к нахождению точек соприкосновения во всех без исключения важных вопросах».

    

Очевидно - настал момент, когда, через развитие многосторонних интеграционных проектов появилась возможность вывести российско-казахстанские отношения на качественно новый уровень - от стратегического партнерства к стратегическому союзу.

8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    

В моей курсовой работе были рассмотрены основные дискуссионные  вопросы состава и структуры финансовой системы РК. В заключении можно сказать, что все структурные элементы, включенные в состав финансовой системы, действительно являются её составляющими, вопрос состоял в том, стоит ли выделять эти элементы в отдельные звенья.  

    

Финансы являются одной из важнейших экономических  категорий, отражающей экономические  отношения в процессе создании и  использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

    

 

В связи с  тем, что финансы являются сложной, специфической экономической категорией, производной от другой, более общей категории – денег, и в связи с невозможностью четко очертить границы действия данной экономической категории, ее глубоким проникновением во все сферы общественно-политической и экономической жизни, вопрос о функциях финансов до сих пор является дискуссионным – мнением ученых-теоретиков по этому поводу разделились.

    

Финансы выполняют  две функции: распределительную и контрольную.

    

С помощью распределительной функции распределяется и перераспределяется валовой (совокупный) общественный продукт, и его важнейшая часть – национальный доход, а также часть национального богатства (например, при изъятии оборотных средств, операций по реализации государственного имущества).

    

Контрольная функция финансов признается представителями почти всех научных концепций. Все ранее перечисленные функции финансов, несмотря на их многогранность, не раскрывают полностью те свойства, которые присущи финансам как экономической категории. Поскольку финансы связаны с движением денежной формы стоимости общественного продукта, они обладают свойством количественно отображать, воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через движение доходов, накоплений, фондов.

Информация о работе Валютный курс и его регулирование