Утопический социализм
А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна
Утопический социализм – это
предшествующее научному коммунизму теории
и учения о коренном преобразовании
и справедливом устройстве общества
на социалистических началах, не опирающиеся
на знание законов общественного
развития и его движущих сил.
Хотя идеи великих социалистов
– утопистов нередко представляли
собой фантастическое описание
будущего строя, тем не менее
были порождены условиями материальной
жизни общества, отражали стремление определенных
классов. В коренном переустройстве возникавшего
капиталистического способа производства
были заинтересованы трудящиеся массы
и рабочий класс, который к тому времени
уже сформировался.
Трудно сказать точно, когда
и кем впервые было употреблено
слово "социализм". Принято считать,
что это произошло в 1834 г., когда была опубликована
книга французского писателя Пьера Леру
"Об индивидуализме и социализме".
Тогда же воспользовался этим термином
и один из "героев" данной темы Роберт
Оуэн.
Слово социализм не имело
тогда строго определенного содержания.
Оно обозначало весьма пеструю
совокупность убеждения и надежд
на установление справедливого
общественного порядка, в котором
эгоизм и своекорыстие владельческих
классов будут преодолены на
началах, исключающих неравенство
в распределении собственности
и доходов.
Эту совокупность социалистических
теорий принято определять понятием
"утопических". Слово утопия впервые
было произнесено автором одноименной
книги Томасам Мором в 16 в. Он придумал
это слово, в буквальном переводе с греческого
оно означает - "место, которого нет".
Словом "утопический" характеризуют
идеи и представления, осуществление которых
либо невозможно, либо крайне затруднено.
Зарождение утопических идей можно
найти у всех народов в легенде
о прошлом «золотом веке», которая
идеализировала общинный строй и господствовавшее
в нем социальное равенство людей. В Древней
Греции мыслители вели дискуссии об общественном
неравенстве и «естественном» состоянии
общества, о легендарных уравнительных
реформах в Спарте и платоновской утопии
кастового рабовладельческого коммунизма.
Социалистический идеал возникает
в 19 веке, когда в экономике
развитых государств Европы утверждался
капитализм. Его первые шаги сопровождались
разрушением традиционных основ
жизни многих слоев населении
(крестьянства, мелких торговцев, дворянства).
Рождался рабочий класс положение которого
в те годы было чрезвычайно тяжелым. Погоня
за прибылью исключала саму мысль о необходимости
социальной поддержки обездоленных слоев
населения. Социалистический идеал возникал
как реакция на трудности и лишения значительных
масс европейского населения, из желания
создать общество, в котором гарантии
благополучия были представлены всем.
Роберт Оуэн
(1771-1858)
Роберт Оуэн считается главным
представителем утопического социализма
в Англии. Оуэн родился в мелкобуржуазной
семье. С десятилетнего возраста самостоятельно
зарабатывал себе средства к существованию.
К двадцати годам он был уже директором
фабрики. С 1800 Оуэн управлял в качестве
совладельца крупным текстильным предприятием
в Нью-Ланарке (Шотландия). Деятельность
Оуэна в Нью-Ланарке принесла ему широкую
известность фабриканта-филантропа. Оуэн
ввел на фабрике сравнительно короткий
для того времени рабочий день, в 10,5 часов,
создал ясли, детский сад и образцовую
школу для детей и рабочих, провел ряд
мер для улучшения условий труда и быта
рабочих. В 1815 Оуэн выступил с проектом
закона, который ограничивал рабочий день
для детей и устанавливал для работающих
детей обязательное школьное обучение.
В 1817 Оуэн составил докладную записку
парламентской комиссии, в которой выдвинул
идею трудовой коммуны как средства борьбы
с безработицей. К 1820 окончательно оформились
социальные идеи Оуэна: он пришел к убеждению
о необходимости радикальной перестройки
общества на началах общности владения,
равенства в правах и коллективного труда.
Утопические идеи Оуэна
Английский утопический социализм
имеет некоторые особенности по сравнению
с французским, так как в Англии капитализм
и классовая борьба пролетариата были
более развиты. Р. Оуэн выступал против
всех крупных частных собственников. Он
считал, что новый общественный строй
может существовать и без капиталистов,
ибо « частная собственность была и есть
причина бесчисленных преступлений и
бедствий, испытываемых человеком», она
причиняет «неисчислимый вред низшим,
средним и высшим классам».
Будущее “рациональное” общество
Оуэн представлял себе в виде свободной
федерации небольших социалистических
самоуправляющихся общин, включающих
не более 3 тысяч человек. Главный вид занятий
в общине - земледелие; но Оуэн был против
отделения промышленного труда от сельскохозяйственного
(община организует у себя также и промышленное
производство). При общности владения
и общем труде не может быть не эксплуатации,
ни классов. Работа распределяется между
гражданами в соответствии с потребностями.
Считая, вслед за французскими материалистами
18 в., что человеческий характер является
продуктом общественной Среды, окружающей
человека, Оуэн был убежден, что в его новом
обществе родится новый человек. Правильное
воспитание и здоровая Среда научат его
чувствовать и мыслить рационально, искоренят
в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы,
наказания станут не нужны.
Оуэн был убежден, что достаточно
основать одну общину, и ее
преимущества неизбежно вызовут
стремление к организации других.
Стремясь показать практическую
осуществимость и преимущества
трудовых коммун, Оуэн отправился
в 1824 в США, чтобы организовать
там опытную колонию на началах
общности владения. Однако все
опыты Оуэна в США послужили лишь доказательством
утопичности его планов. После ряда неудач
Оуэн вернулся в Англию, где принял активное
участие в кооперативном и профессиональном
движении.
Одновременно с реорганизацией
обращения Оуэн пропагандировал
широко задуманную утопичную
реорганизацию производства, также
в качестве мероприятия для
мирного перехода к социалистическому
строю. Оуэн предполагал, что
профессиональные организации рабочих
могут взять в свои руки
соответственные отрасли промышленности
и организовать в них производство
на кооперативных началах, не
прибегая ни к каким насильственным
мерам. В 1834 был организован
“Великий национальный объединенный
союз производств”, поставивший
себе задачей осуществление этого
оуэнского плана. Капиталистическая действительность
разбила утопичные надежды Оуэна. Ряд
организованных предпринимателей локаутов,
а также неудачные стачки, суровые судебные
приговоры привели к ликвидации “Великого
союза” в том же 1834.
Трудовая теория стоимости
Оуэна
Оуэн был противником классовой
борьбы, обращался с планами переустройства
общества к сильным мира сего. В разработке
проектов будущего общественного строя
Оуэн был очень скрупулезен. Он тщательно
продумывал, какие рационы питания должны
быть в будущем обществе, как должны распределяться
комнаты для женатых, холостых и т.д. Конечно,
в такой тщательной обстановке присутствовали
элементы фантастики. Но Роберт выдвинул
целый ряд практических предложений, стал
инициатором принятия фабричного законодательства
об ограничении рабочего дня, о запрещении
ночного труда женщин и детей, потребовал
от государства, чтобы оно активно вмешивалось
в экономическую жизнь в интересах трудящихся.
Фантастический элемент выражен в целом
слабее, чем в учении Сен-Симона и Фурье.
В своих произведениях Р.
Оуэн выступал как критик капитализма,
но в отличии от французских социалистов-утопистов
опирался на классическую буржуазную
политэкономию, в частности на трудовую
теорию стоимости Рикардо.
Оуэн был согласен с положением
Рикардо, что основным источником стоимости
является труд. Однако, в отличии от Рикардо
Оуэн считал, что в существующем обществе
этот важный закон не действует, ибо если
труд является источником богатства, то
оно должно принадлежать трудящимся. Р.
Оуэн отмечал, что в современном ему обществе
продукт труда не полностью попадает к
рабочем, а распределяется между рабочими,
капиталистами и земледельцами, причем
рабочим достается только ничтожная доля.
Такое распределения продуктов Оуэн считал
несправедливым, требовал реорганизации
общества, которая обеспечила бы производителю
получение полного продукта его труда.
В этом заслуга Р. Оуэна в том, что из теории
трудовой стоимости Рикардо он сделал
социалистический вывод и попытался, опираясь
на эту теорию, доказать необходимость
радикальных перемен в обществе.
Р.Оуэн и его последователи
утверждали, что стоимость товара
измеряются не трудом, а деньгами.
Деньги же искажают истинную
величину стоимости, являются
не естественными, а искусственным
мерилом, маскируют подлинные
затраты труда на производство
товаров, и это создает положение,
когда одни богатеют, а другие
разоряются и нищенствуют. «Правильно
понятые интересы общества, - писал
Оуэн, - требуют, чтобы человек,
производящий ценности, получал
справедливую и твердо установленную
их долю. Это можно сделать,
только установив такой порядок,
при котором естественное мерило
ценности будет применяться практически».
Таким естественным мерилом он
считал труд, полагая, что издержки
производства и ест количество
труда, заключенное в товаре. Обмен
одних предметов на другие
должен происходить с соответствии
с «издержками их производства», с помощью
такого средства, которое будет представлять
их ценность, и притом ценность «реальную
и неизменную». «Новое мерило, - писал Оуэн,
- быстро уничтожит в обществе бедность
и невежество… даст возможность постепенно
улучшить условия существования всех
социальных групп».
Одна из заслуг Оуэна а критике
капитализма состоит в том, что он указал
на ухудшение положения рабочих в связи
с ведением машин. По этому вопросу он
занимал правильную позицию, отмечая,
что мир насыщен богатством при наличии
огромных возможностей дальнейшего их
увеличения. Однако повсюду царит нищета.
Поскольку введение машин ухудшает положение
рабочих, Р. Оуэн усматривал причину экономических
кризисов перепроизводства в недопотреблении
трудящихся масс, падении их заработной
платы, сокращении внутреннего спроса
на предметы потребления.
Важной заслугой Оуэна стала
критика мальтузианского «закона
народонаселения». Опровергая концепцию
Мальтуса, Оуэн с цифрами в
руках доказывал, что рост производительных
сил значительно превосходил
рост населения, а причиной
нищеты является вовсе не недостаток
продуктов питания, а неправильное
распределение. Оуэн писал, что
«при правильном руководстве
физическим трудом Великобритания
и зависимые от нее страны
могут давать средства существования
безгранично возрастающему в
численности населению, притом
с большей выгодой».
Свою критику капитализма
и буржуазной политэкономии Р.Оуэн
доводил до признания необходимости
создания нового общественного
строя, в котором не будет
нищеты и безработицы. Этот
строй он назвал социалистическим,
а его ячейкой считал кооперативную
общину, в которой население будет
заниматься как сельским хозяйством,
так и промышленным трудом.
Хотя Р.Оуэн сыграл огромную
роль в пропаганде коммунистических
идей, его теория и практическая
деятельность носили противоречивый
характер. Ведь
Оуэн объективно боролся
за интересы рабочего класса,
но выступал при этом от
имени всего человечества. Он
считал, что материальные блага
создаются трудящимися, но отводил
им пассивную роль в преобразовании
общества. Оуэн клеймил буржуазные
порядки и в то же время
считал, что капиталисты в этом
не повинны, так как плохо
воспитаны.
Сен-Симон Клод Андри де Рувуа
(1760-1825)
Один из самых видных представителей
утопического социализма во Франции
- Сен-Симон Клод Андри де Рувуа, аристократ
по происхождению, современникВеликой
французской революции. Наиболее важными
из его работ являются «Письма женевского
обитателя к современникам»(1802), «О промышленной
системе»(1821), Новое христианство (1825).
Политической экономии Сен-Симон
предавал большое значение. Он
указывал, что до Адама Смита
эта наука была подчинена политике.
В дальнейшем политэкономия займет
свое истинной место, когда
политика будет на нее опираться.
И с этой позиции Сен-Симон
критиковал Сэя, который рассматривал
политэкономия экономическую политику
как отдельные науки.
Сен-Симона привлекали главным
образом социологические проблемы.
Тем не менее при исследовании методологических
вопросов истории человеческого общества
он вносит вклад и в политическую экономию.
Сен-Симон рассматривал историю общества
как процесс, в котором происходит смена
одного периода другим, более высокого
уровня. Буржуазной идее естественного
порядка Сен-
Симон противопоставлял идею развития.
На раннем этапе развития
общества главные усилия людей
были направлены на добывание пиши. Затем,
когда у них появился интерес к искусству
и ремеслу, наступает рабство. Последнее
по мнению Сен-Симона, в период своего
возникновения было «благодетельным»
для человечества и прогрессивным по сравнению
с предыдущим обществом, так как создало
условия для прогресса человеческого
разума.
Классификация общественных
слоев в теории Сен-Симона
Средневековье он считал
неизбежным и прогрессивным для
своего времени, так как люди
были освобождены от рабства.
Феодализм, согласно Сен-Симону,
характеризуется двумя особенностями:
деспотизм военного сословия и господством
духовенства. Промышленность тогда находилась
в «младенческом состоянии», а война являлась
главным средством обогащения и защиты
от нападения. Поэтому, военные обладали
полнотой власти, а промышленники играли
подчиненную роль.