Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 22:15, реферат
Исходные основы возникновения рыночных отношений. В процессе общественного воспроизводства целостность народного хозяйства обеспечивается системой хозяйственных связей между его структурными подразделениями, с помощью которых осуществляется движение продуктов труда от производителя к потребителю. В результате происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями – с другой.
Обычно различают товарные, фондовые, валютные биржи и биржи труда.
Товарные биржи
– это коммерческо-
Фондовые биржи – это организационная форма рынка ценных бумаг, на котором осуществляются сделки по их купле-продаже по рыночным ценам.
Валютные биржи – это организационно оформленный и постоянно действующий рынок, на котором проводятся операции по обмену иностранной валюты.
Биржи труда – это учреждения, которые осуществляют посреднические операции между работниками и предпринимателями при совершении сделок по купле-продаже рабочей силы, регистрацию безработных и изучение спроса и предложения потенциальных работников.
К числу современных разновидностей бирж относится биржа фьючерсная.
Биржа фьючерсная – это разновидность товарной биржи. На фьючерсной товарной бирже осуществляются сделки по купле-продаже товаров, которых в момент сделки не существует. Фактически покупается не товар, а право на товар, который предстоит произвести в будущем (вырастить пшеницу, добыть золото, нефть, произвести бензин). В результате операции по купле-продаже имеют фиктивный характер. Связь между контрагентами осуществляется посредством хеджирования.
Хеджирование – это страхование от возможных потерь при изменении цены товара в момент фьючерсной сделки и его ценой при реализации через определенный срок, установленный в контракте. Назначение хеджирования заключается в том, чтобы компенсировать потери покупателей при повышении цен за время между фьючерсной сделкой и реализацией товара и потерей продавца – при понижении цен за этот же период времени.
Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах: а) принцип маржинального (предельного) анализа; б) принцип издержек альтернативного выбора; в) принцип экономической рациональности.
На основе принципа маржинального анализа строится поведение рыночных субъектов, на которых решающее влияние оказывают не средние, а предельные величины. В результате насыщенности рынка товарами, изменения рыночных цен переход рыночной экономики из одного состояния в другое осуществляется относительно плавно, что обусловлено тем, что появление нового, предельного субъекта не оказывает существенного влияния на рыночную экономику (на предложение или спрос). Маржинальный подход обеспечивает непрерывность функционирования рыночного пространства; исключает возможности возникновения резких колебаний со стороны спроса и предложения.
Принцип издержек альтернативного выбора. Издержки альтернативного выбора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов и деятельности предпринимателей. Построение рыночной экономики основывается на том, что из всего перечня упущенных возможностей выбирается наихудший с гарантированным доходом, хотя он будет и наименьшим. Отсюда следует, что выбранный таким образом вариант не является худшим из возможных, не обеспечивающим доход предпринимателю. Принцип издержек альтернативного выбора заставляет производителей искать более эффективное применение имеющимся ресурсам.
Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек. Рациональный выбор осуществляется из имеющихся вариантов, предельным из которых является тот, который обеспечивает гарантированный доход в виде минимально допустимой величины прибыли. В этих условиях фирмы стремятся к максимизации прибыли, а потребители – к максимальному улучшению благосостояния при ограниченном использовании своих капиталов.
Построение рыночной экономики на указанных нами принципах позволяет достигнуть равновесного состояния, основывающегося на использовании двух противоположных сил – спроса и предложения и рыночных цен.
При рассмотрении теоретических основ рыночной экономики одной из важнейших является проблема редкости. Понятие «редкость» используется многими экономистами как важнейшее методологическое положение при обосновании полезности товара. В частности, в теории предельной полезности понятие «редкость» выступает в качестве основополагающего момента и рассматривается как физическая реальность, не требующая каких-либо пояснений. Исследование проблемы редкости позволяет в определенной мере обосновать дефицитность отдельных благ.
Представители классической политической экономии Д. Рикардо и А. Смит связывали понятие «редкости» со стоимостью. Так, Д. Рикардо считал, что редкость наряду с количеством труда является важнейшим определяющим стоимость товара фактором.
В современной теории рыночных отношений понятие «редкость» подверглось определенной трансформации. Если прежде редкость связывалась с природными (вспомним парадокс воды и алмаза А. Смита: вода необходима всем, а цена низкая, алмаз имеет ограниченное использование, а цена высокая) и с социальными (как это делал Д. Рикардо при определении стоимости антикварных изделий) факторами, то в современных условиях редкость связывается с временными параметрами функционирования рынка. Новое, пользующееся повышенным спросом благо не может быть произведено мгновенно и полностью удовлетворить имеющиеся потребности. Для этого требуется определенное время. Отсюда делается вывод, что степень редкости тем выше, чем больше времени требуется для производства необходимого количества данных благ.
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы народного хозяйства.
Экономическая структура рынка определяется:
♦ функционирующими
в экономике формами
♦ структурой товаропроизводителей (государственные, кооперативные, арендные, частные предприятия, предприятия индивидуально-трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в народном хозяйстве той или иной формы функционирования хозяйствующих субъектов;
♦ особенностями сферы товарного обращения;
♦ уровнем приватизации
и разгосударствления структурных
подразделений народного
♦ видами торговли.
Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая за счет этих факторов (прежде всего многообразия форм собственности и многосубъектности хозяйствования) приобретает свои специфические черты.
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
♦ рынки предметов потребления и услуг;
♦ рынки средств производства;
♦ рынки научно-технических разработок;
♦ рынки ценных бумаг;
♦ рынки рабочей силы.
Формирование таких рынков предполагает коренное изменение всей системы взаимодействий предприятий; переход к реализации товаров на основе прямых связей. Важнейшим инструментом такого рынка является создание рыночных структур в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, системы предприятий оптовой торговли.
2. Рынки могут формироваться и по товарным группам:
♦ рынки товаров производственного назначения;
♦ рынки товаров народного потребления;
♦ рынки продовольственных товаров;
♦ рынки сырья и материалов и т. д.
Так, на рынке
сельскохозяйственного сырья
3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:
♦ внутрирегиональные;
♦ межрегиональные;
♦ республиканские;
♦ межреспубликанские;
♦ международные (мировые).
Формирование таких рынков особенно актуально в условиях приобретения республиками государственного суверенитета, заключения межреспубликанских договоров.
По степени ограничения конкуренции различают монопольный, олигополь-ный, межотраслевые рынки.
По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:
♦ рынки оптовой
торговли, когда в качестве покупателей
и продавцов выступают
♦ рынки розничной торговли, когда продавцами выступают предприятия и организации, а покупателями – отдельные граждане;
♦ рынки государственных
закупок сельхозпродукции, когда
покупателем выступает
Оптовая торговля существует в двух видах. Первый – это установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Обычно такого рода связи устанавливаются в рамках устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия).
Второй вид оптовой торговли – установление связей через оптовые базы, коммерческие центры, биржи, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями (предприятие, выпускающее различные подшипники, которые необходимы сотням и тысячам предприятий и организаций). Переход к оптовой торговле возможен при создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).
6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: легальные, официальные; нелегальные, «теневые».
Виды рынков. Исследование структуризации рынков позволяет выделить основные виды рынков:
Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки товаров потребительского назначения (продовольственные и непродовольственные товары); рынки услуг (бытовые, транспортные, коммунальные); рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
Рынки средств производства. В их состав входят рынки производственных зданий и сооружений, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов; полезных ископаемых.
Финансовые рынки. К их числу относятся рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
Рынки интеллектуального продукта – инновации, изобретения, информационные услуги; произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается в соответствии с законами рыночной экономики.
Региональные рынки. По территориальному признаку выделяются местные, региональные рынки; внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.
Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка – это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков).
Основные факторы сегментации рынка
Географические: по регионам – Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток; по административному делению – республика, край, область, район, город; по плотности населения – город, пригород, сельская местность; по климатическим условиям – умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.
Демографические: группировка населения по возрасту; по полу; размеру семьи; по уровню дохода; по профессиональному составу – научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные; по уровню образования; по религиозной принадлежности; по национальному составу.
Психографические: группировка населения по социальному составу – с низким, средним, высоким, очень высоким достатком; по стилю жизни – богемный, элитарный, молодежный, спортивный; по личным качествам – амбициозные, авторитарные, импульсивные.
Поведенческие: приобретение товаров имеет случайный характер; поиск выгод при покупке товаров – изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены; статус постоянного клиента, степень потребности в продукте – необходим постоянно, время от времени; эмоциональное отношение к продукции – положительное, безразличное, негативное.
Информация о работе Условия возникновения и социально-экономическое содержание рыночных отношений