МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической
теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Уровень жизни
и его составляющие. Динамика уровня
жизни в Республике Беларусь
Студент
ФФБД, 2-й курс, ДФФ-2 С.В. Буляк
Руководитель
канд. экон. наук, доцент
Л. Н. Новикова
МИНСК 2009
Реферат
Курсовая работа: 26 страниц;
30 источников; 4 иллюстрации; 4 таблицы.
^ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО
ЖИЗНИ, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ,
КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ, БЕДНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Объект исследования –
уровень жизни, как результат
экономической деятельности индивидов,
национальных экономик и мира в целом.
^ Предмет исследования
– уровень жизни в Республике
Беларусь, острейшие мировые проблемы.
Цель работы – на основе
анализа уровня жизни в мире в
целом и в Республике Беларусь
в частности, выявить проблемы свойственные
нашей стране.
^ Методы исследования
– сравнительный анализ, качественный
и количественный анализ, дедукция,
системный анализ, предельный анализ,
графический, статистический.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней расчетно-аналитический
материал правильно и объективно
отражает состояние исследуемого
процесса, а все заимствованные
из литературных и других источников
теоретические, методологические и методические
положения и концепции сопровождаются
ссылками на их авторов.
__________________
(подпись студента)
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Уровень жизни и его
характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие
уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни
8
1.3 Уровень и качество
жизни 11
2. Глобальные проблемы
повышения уровня жизни 13
3. Уровень жизни в Республике
Беларусь 16
3.1 Динамика уровня жизни
в Республике Беларусь 16
3.2 Пути и проблемы повышения
уровня жизни населения Республики
Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 30
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы
выбрана не случайно. Выражение
« уровень жизни» прочно вошло
в нашу повседневную лексику
и начало постепенно терять
свой истинный смысл. Зачастую
это понятие трактуется как
высокообеспеченная жизнь для
себя и своих родственников.
Популяризация американского образа
жизни и вместе с тем частое
явление социальной несправедливости,
сложили у людей впечатление,
что уровень жизни может быть
только высоким, а обеспечить
себе такую жизнь может либо
очень предприимчивый человек,
либо мошенник. Правы они только
в одном – в предприимчивости
человека. Но не всем удалось
родится предприимчивыми, кто-то
оказался в трудной жизненной
ситуации, но все же как-то живут.
Если говорить просто, то как
живёт человек – это и есть
уровень его жизни, и быть
он может как высоким, так
и низким. Люди не машины, которые
можно выкинуть, если те сломались,
поэтому государство и все
члены общества ответственны
за тех, кто имеет низкий
уровень жизни. Ведь эти люди
скорее всего в прошлом старательно
трудились на благо общества,
исправно платили налоги, или
готовы делать всё это сейчас,
но у них возникли препятствия.
Образовательная и
культурная сфера, здравоохранение,
производство и потребление –
всё это взаимосвязано как
прямо, так и обратно. Экономическая
деятельность и личная жизнь
людей тесно переплелись, что
возникла новая сфера социально-экономического
развития. Эта сфера является
главным объектом деятельности
любого государства, ведь высшей
ценностью считается человек
с его правами и свободами,
а государства создаются для
защиты людей и регулирования
взаимоотношений между ними. И
ответственность за такие явления
как голод и нищета лежит
на плечах государства, именно
проводимую им политику будут
обвинять во всех проблемах.
Поэтому изучение динамики уровня
жизни населения, его прогнозирование
чрезвычайно важно для устойчивого,
сбалансированного и поступательного
развития каждого государства
и общества в целом.
Достаточно часто в
нашей стране можно слышать
жалобы населения на низкие
зарплаты и пенсии, невозможность
найти работу, высокие цены и,
неподтверждённые никакими фактами,
доводы, что в России жить гораздо
лучше. Отличия в доходах и
уровне жизни различных слоёв
населения приводят к конфликтам
в обществе, социальной отчуждённости,
агрессии к государству и проводимой
им политике. Поэтому проблема
уровня жизни в нашем государстве
стоит так же остро, как и
в любом другом.
Цель данной работы
определить конкретно, что же
такое уровень жизни, и, что
необходимо сделать чтобы он
был высоким. Поэтому можно
выделить следующие задачи:
Определить различия
между уровнем и качеством
жизни
Выявить факторы, определяющие
и имеющие влияние на уровень
жизни
Определить компоненты,
по которым изучается уровень
жизни и изучить основные показатели,
используемые в современном анализе
уровня жизни
Изучить мировые проблемы
уровня жизни
Проследить динамику
уровня жизни в Республики
Беларусь за последнее десятилетие
Ознакомиться с государственными
программами и дать оценку
социальной политики нашей страны
В соответствии с
поставленными задачами, работа
состоит из трёх частей. Первая
часть – теоретическая. В ней
подробно рассмотрены явления
уровня и качества жизни, дана
характеристика основным методологиям
изучения уровня жизни и его
показателям. Вторая часть посвящена
мировым проблемам бедности. Так
же она содержит некоторую
методологическую информацию и
проектные разработки международных
организаций по преодолению глобальных
проблем. Третий раздел полностью
посвящён нашему государству:
прослеживается динамика социально-экономических
явлений за различные временные
периоды, дана оценка теперешнему
состоянии государства в сравнении
с произошедшими изменениями
и в сравнении с соседними
государствами и мировым уровнем,
так же уделено внимание социальной
политике, которую проводит наше
государство – её роли и
эффективности.
Для написания работы
использовалось множество научной
и учебной литературы, статьи
в журналах и газетах, новостная
сводка. Так же много использовано
статистических источников и
проведён небольшой опрос среди
знакомых как в нашей стране,
так и в России и Украине.
^ 1. Уровень жизни и его
характеристика
1.1 Понятие и составляющие
уровня жизни
Понятие «уровень жизни»
является характеристикой, которая
отображает социально-экономическое
состояние общества, его уровень
развития, а так же эффективность
государства.
Различные источники
дают множество определений этого
понятия, нередко и противоречивых.
Общее мнение всех авторов
лишь в том, что уровень жизни
– это степень удовлетворения
основных человеческих потребностей
материальными благами. Но проанализировав
их все, можно дать следующее
определение:
^ Уровень жизни – это
условия жизнедеятельности людей
и степень удовлетворения их
потребностей, которые фактически
сложились на определённый исторический
период.
Уже из определения
видно насколько это сложное
и ёмкое понятие. Оно затрагивает
не только экономические аспекты
человеческой жизни, но также
и социальные, психологические, исторические
и многие другие. При анализе
уровня жизни пользуются большой
совокупностью различных показателей,
так как человеческая жизнь
состоит из множества аспектов,
и тем более, из ещё большего
количества потребностей, точное
количество которых нельзя определить
даже приблизительно.
Анализ любого явления
подразумевает, что это явление
будет сравниваться с другими
похожими на него явлениями,
что будут разыскиваться факторы,
влияющие на него, что, в конце
концов, будет изучаться не только
одно это явление, но ещё
и множество других взаимосвязанных
с ним.
Оценивая уровень жизни,
необходимо учитывать множество
факторов. Во-первых, это исторические
факторы. Нелогично сравнивать
современные данные статистики
с данными столетней давности
и делать выводы, ориентируясь
только на количественное изменение.
Жизнь и прогресс не стоят
на месте, потребности людей
постоянно растут и изменяются,
как увеличивается и само количество
живущих на планете. Блага,
которые ещё недавно могли
быть роскошью, сегодня могут
быть уже не востребованными
либо вообще оказаться вредными
для человечества. Или за какой-либо
период продуктов станет вдвое
больше, но при этом нельзя
будет говорить, что уровень жизни
увеличился на 100%, если население
возрастёт в три раза.
Во-вторых, это географические
факторы. Условия, в которых
живут люди, могут существенно
отличаться по всей планете.
Соответственно этим условиям
будут отличаться и потребности.
Так, в засушливых регионах
люди будут более нуждаться
в чистой воде, пище и в каком-либо
простом жилище, которое защищая
от жары, при этом не будет
накапливать тепло. В тоже время,
в другой части планеты, где
более восьми месяцев в год
стоит отрицательная температура,
люди будут иметь немного другие
потребности. Они будут так же нуждаться
в пище и воде, но им будут нужны крепкие
дома, устойчивые к низким температурам,
и значительная часть их доходов будет
уходить на отопление, теплую одежду и
тому подобное.
В-третьих, это социально-культурные
факторы. В каждой культуре
существуют свои особенности.
Если в одной стране естественна
дискриминация женщин; большая часть
населения не имеет даже начального
образования и не желает его
получать; приняты ранние браки
и многодетные семьи, то в
другой стране, считающей себя
высокоразвитой, всё это будет
казаться дикостью.
Как бы не был
сложен анализ уровня жизни,
но он все таки упорядочен
в четкую структуру и имеет
свои основные компоненты, что
обеспечивает большую объективность
и комплексность анализа.
В структуре уровня жизни
выделяют следующие компоненты:
Условия жизни человека
Условия труда
Условия развития человека
Экологическая безопасность.
Условия жизни. Здесь учитываются
самые первостепенные потребности
человека, такие как потребление
(как продовольственных благ, так
и непродовольственных и услуг),
обеспечение достойными жилищными
условиями и состояние здоровья.
^ Условия труда. Это
все те факторы и условия,
с которыми человек сталкивается
в процессе своей трудовой
деятельности. Тут подразумевается
охрана труда, возможность травматизма
и приобретения профессиональных
заболеваний и санитарно-гигиенические
условия на рабочем месте в
целом.
^ Условия развития. Самая
широкая составляющая. Включает
в себя множество показателей,
которые отображают практически
все моменты современной человеческой
жизни. К условиям жизни относят
уровень дохода и структуру его распределения
на расходы; уровни рождаемости, смертности
и продолжительности жизни; развитие социальной
сферы; наличие прав человека и уровень
их соблюдения.
^ Экологическая безопасность.
Компонент, возникший сравнительно
недавно. Описывает состояние
окружающей среды и степень
её взаимовлияния с человеком.
Все эти компоненты
существенно зависимы и пересекаются
друг с другом и поэтому
сложно судить о таком строгом
их разграничении. И в практической
жизни для более точной оценки
в рамках каждой составляющей
выделен ряд статистических показателей,
которыми и целесообразней пользоваться.
^ 1.2 Показатели уровня
жизни
Как уже было сказано
ранее, в экономическом анализе
уровня жизни оперируют совокупностью
из многих показателей. Их все
можно разделить на две большие
группы:
Реальные показатели. Отражают
реальное положение ситуации. Чаще
всего имеют сравнительный характер,
так как сравнивается одно и то
же явление в различные годы его
проявления или в различных странах.
^ Научно обоснованные
показатели. Выполняют роль нормативов,
т.е. указывают рамки, за которые
не должны выходить реальные
показатели. Они более субъективны,
так как учитывают различие
потребностей у людей различного
возраста, различного рода деятельности,
проживающих в различных условиях.
Для удобства международного
сравнения ООН классифицировала
основные показатели и выделила
их в 12 групп:
Демографическая ситуация (рождаемость,
смертность)
Санитарно-гигиенические
условия жизни
Потребление продовольственных
товаров
Жилищные условия
Образование и культура
Условия труда и
занятости
Доходы и расходы
населения
Стоимость жизни и
потребительские цены
Наличие транспортных
средств
Организация отдыха
Социальное обеспечение
Права человека
При анализе всех
этих показателей в различных
странах, не стоит забывать
о том, что количество их
очень велико и уровень социально-экономического
развития может существенно отличаться.
Поэтому системы показателей
уровня жизни всегда имеют
страноведческую специфику и
могут отличаться как составом
показателей, так и их иерархией.
В высокоразвитых странах на
первых местах окажутся показатели
безработицы, уровня доходов,
наличия и количества социальных
трансфертов. Для стран с переходной
экономикой большее значение
будут иметь показатели ВВП,
доходов и структуры расходов,
инфляции, безработицы. В развивающихся
странах важнейшими параметрами
будут душевое потребление, демографические
показатели, санитарно-гигиенические
условия. Специфика последней
группы стран объясняется тем,
что значительная часть их
населения находится за чертой
бедности и фактически борется
за выживание.