Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи:

Определить различия между уровнем и качеством жизни

Выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни

Определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни

Изучить мировые проблемы уровня жизни

Проследить динамику уровня жизни в Республики Беларусь за последнее десятилетие
Ознакомиться с государственными программами и дать оценку социальной политики нашей страны

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Уровень жизни и его характеристика 6

1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6

1.2 Показатели уровня жизни 8

1.3 Уровень и качество жизни 11

2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13

3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16

3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16

3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа содержит 1 файл

Пример курсовой рабоы.docx

— 38.19 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

 

 КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Уровень жизни  и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 Студент

ФФБД, 2-й курс, ДФФ-2 С.В. Буляк

 

 

 

 Руководитель

 канд. экон. наук, доцент  Л. Н. Новикова

 

 

 

 

 

 

 МИНСК 2009

 

Реферат

 

 Курсовая работа: 26 страниц; 30 источников; 4 иллюстрации; 4 таблицы.

 

^  УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО  ЖИЗНИ, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ,  КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ, БЕДНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Объект исследования –  уровень жизни, как результат  экономической деятельности индивидов, национальных экономик и мира в целом.

 

^ Предмет исследования  – уровень жизни в Республике  Беларусь, острейшие мировые проблемы.

 

Цель работы – на основе анализа уровня жизни в мире в  целом и в Республике Беларусь в частности, выявить проблемы свойственные нашей стране.

 

^ Методы исследования  – сравнительный анализ, качественный  и количественный анализ, дедукция, системный анализ, предельный анализ, графический, статистический.

 

 Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно  отражает состояние исследуемого  процесса, а все заимствованные  из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

__________________

 

(подпись студента)

 

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ 4

 

1. Уровень жизни и его  характеристика 6

 

1.1 Понятие и составляющие  уровня жизни  6

 

1.2 Показатели уровня жизни  8

 

1.3 Уровень и качество  жизни 11

 

2. Глобальные проблемы  повышения уровня жизни 13

 

3. Уровень жизни в Республике  Беларусь 16

 

3.1 Динамика уровня жизни  в Республике Беларусь 16

 

3.2 Пути и проблемы повышения  уровня жизни населения Республики  Беларусь 25

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

 

^  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ 30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Тема данной работы  выбрана не случайно. Выражение  « уровень жизни» прочно вошло  в нашу повседневную лексику  и начало постепенно терять  свой истинный смысл. Зачастую  это понятие трактуется как  высокообеспеченная жизнь для  себя и своих родственников.  Популяризация американского образа  жизни и вместе с тем частое  явление социальной несправедливости, сложили у людей впечатление,  что уровень жизни может быть  только высоким, а обеспечить  себе такую жизнь может либо  очень предприимчивый человек,  либо мошенник. Правы они только  в одном – в предприимчивости  человека. Но не всем удалось  родится предприимчивыми, кто-то  оказался в трудной жизненной  ситуации, но все же как-то живут.  Если говорить просто, то как  живёт человек – это и есть  уровень его жизни, и быть  он может как высоким, так  и низким. Люди не машины, которые  можно выкинуть, если те сломались,  поэтому государство и все  члены общества ответственны  за тех, кто имеет низкий  уровень жизни. Ведь эти люди  скорее всего в прошлом старательно  трудились на благо общества, исправно платили налоги, или  готовы делать всё это сейчас, но у них возникли препятствия.

 

 Образовательная и  культурная сфера, здравоохранение,  производство и потребление –  всё это взаимосвязано как  прямо, так и обратно. Экономическая  деятельность и личная жизнь  людей тесно переплелись, что  возникла новая сфера социально-экономического  развития. Эта сфера является  главным объектом деятельности  любого государства, ведь высшей  ценностью считается человек  с его правами и свободами,  а государства создаются для  защиты людей и регулирования  взаимоотношений между ними. И  ответственность за такие явления  как голод и нищета лежит  на плечах государства, именно  проводимую им политику будут  обвинять во всех проблемах.  Поэтому изучение динамики уровня  жизни населения, его прогнозирование  чрезвычайно важно для устойчивого,  сбалансированного и поступательного  развития каждого государства  и общества в целом.

 

 Достаточно часто в  нашей стране можно слышать  жалобы населения на низкие  зарплаты и пенсии, невозможность  найти работу, высокие цены и,  неподтверждённые никакими фактами,  доводы, что в России жить гораздо  лучше. Отличия в доходах и  уровне жизни различных слоёв  населения приводят к конфликтам  в обществе, социальной отчуждённости,  агрессии к государству и проводимой  им политике. Поэтому проблема  уровня жизни в нашем государстве  стоит так же остро, как и  в любом другом.

 

 Цель данной работы  определить конкретно, что же  такое уровень жизни, и, что  необходимо сделать чтобы он  был высоким. Поэтому можно  выделить следующие задачи:

 

 Определить различия  между уровнем и качеством  жизни

 

 Выявить факторы, определяющие  и имеющие влияние на уровень  жизни 

 

 Определить компоненты, по которым изучается уровень  жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе  уровня жизни

 

 Изучить мировые проблемы  уровня жизни

 

 Проследить динамику  уровня жизни в Республики  Беларусь за последнее десятилетие

 

 Ознакомиться с государственными  программами и дать оценку  социальной политики нашей страны

 

 В соответствии с  поставленными задачами, работа  состоит из трёх частей. Первая  часть – теоретическая. В ней  подробно рассмотрены явления  уровня и качества жизни, дана  характеристика основным методологиям  изучения уровня жизни и его  показателям. Вторая часть посвящена  мировым проблемам бедности. Так  же она содержит некоторую  методологическую информацию и  проектные разработки международных  организаций по преодолению глобальных  проблем. Третий раздел полностью  посвящён нашему государству:  прослеживается динамика социально-экономических  явлений за различные временные  периоды, дана оценка теперешнему  состоянии государства в сравнении  с произошедшими изменениями  и в сравнении с соседними  государствами и мировым уровнем,  так же уделено внимание социальной  политике, которую проводит наше  государство – её роли и  эффективности.

 

 Для написания работы  использовалось множество научной  и учебной литературы, статьи  в журналах и газетах, новостная  сводка. Так же много использовано  статистических источников и  проведён небольшой опрос среди  знакомых как в нашей стране, так и в России и Украине.

 

^ 1. Уровень жизни и его  характеристика

 

1.1 Понятие и составляющие  уровня жизни

 

 Понятие «уровень жизни»  является характеристикой, которая  отображает социально-экономическое  состояние общества, его уровень  развития, а так же эффективность  государства. 

 

 Различные источники  дают множество определений этого  понятия, нередко и противоречивых. Общее мнение всех авторов  лишь в том, что уровень жизни  – это степень удовлетворения  основных человеческих потребностей  материальными благами. Но проанализировав  их все, можно дать следующее  определение:

 

^ Уровень жизни – это  условия жизнедеятельности людей  и степень удовлетворения их  потребностей, которые фактически  сложились на определённый исторический  период.

 

 Уже из определения  видно насколько это сложное  и ёмкое понятие. Оно затрагивает  не только экономические аспекты  человеческой жизни, но также  и социальные, психологические, исторические  и многие другие. При анализе  уровня жизни пользуются большой  совокупностью различных показателей,  так как человеческая жизнь  состоит из множества аспектов, и тем более, из ещё большего  количества потребностей, точное  количество которых нельзя определить  даже приблизительно.

 

 Анализ любого явления  подразумевает, что это явление  будет сравниваться с другими  похожими на него явлениями,  что будут разыскиваться факторы,  влияющие на него, что, в конце  концов, будет изучаться не только  одно это явление, но ещё  и множество других взаимосвязанных  с ним. 

 

 Оценивая уровень жизни,  необходимо учитывать множество  факторов. Во-первых, это исторические  факторы. Нелогично сравнивать  современные данные статистики  с данными столетней давности  и делать выводы, ориентируясь  только на количественное изменение.  Жизнь и прогресс не стоят  на месте, потребности людей  постоянно растут и изменяются, как увеличивается и само количество  живущих на планете. Блага,  которые ещё недавно могли  быть роскошью, сегодня могут  быть уже не востребованными  либо вообще оказаться вредными  для человечества. Или за какой-либо  период продуктов станет вдвое  больше, но при этом нельзя  будет говорить, что уровень жизни  увеличился на 100%, если население  возрастёт в три раза.

 

 Во-вторых, это географические  факторы. Условия, в которых  живут люди, могут существенно  отличаться по всей планете.  Соответственно этим условиям  будут отличаться и потребности.  Так, в засушливых регионах  люди будут более нуждаться  в чистой воде, пище и в каком-либо  простом жилище, которое защищая  от жары, при этом не будет  накапливать тепло. В тоже время,  в другой части планеты, где  более восьми месяцев в год  стоит отрицательная температура,  люди будут иметь немного другие потребности. Они будут так же нуждаться в пище и воде, но им будут нужны крепкие дома, устойчивые к низким температурам, и значительная часть их доходов будет уходить на отопление, теплую одежду и тому подобное.

 

 В-третьих, это социально-культурные  факторы. В каждой культуре  существуют свои особенности.  Если в одной стране естественна  дискриминация женщин; большая часть  населения не имеет даже начального  образования и не желает его  получать; приняты ранние браки  и многодетные семьи, то в  другой стране, считающей себя  высокоразвитой, всё это будет  казаться дикостью.

 

 Как бы не был  сложен анализ уровня жизни,  но он все таки упорядочен  в четкую структуру и имеет  свои основные компоненты, что  обеспечивает большую объективность  и комплексность анализа.

 

В структуре уровня жизни  выделяют следующие компоненты:

 

 Условия жизни человека

 

 Условия труда

 

 Условия развития человека

 

 Экологическая безопасность.

 

Условия жизни. Здесь учитываются  самые первостепенные потребности  человека, такие как потребление (как продовольственных благ, так  и непродовольственных и услуг), обеспечение достойными жилищными  условиями и состояние здоровья.

 

^ Условия труда. Это  все те факторы и условия,  с которыми человек сталкивается  в процессе своей трудовой  деятельности. Тут подразумевается  охрана труда, возможность травматизма  и приобретения профессиональных  заболеваний и санитарно-гигиенические  условия на рабочем месте в  целом.

 

^ Условия развития. Самая  широкая составляющая. Включает  в себя множество показателей,  которые отображают практически  все моменты современной человеческой  жизни. К условиям жизни относят уровень дохода и структуру его распределения на расходы; уровни рождаемости, смертности и продолжительности жизни; развитие социальной сферы; наличие прав человека и уровень их соблюдения.

 

^ Экологическая безопасность. Компонент, возникший сравнительно  недавно. Описывает состояние  окружающей среды и степень  её взаимовлияния с человеком. 

 

 Все эти компоненты  существенно зависимы и пересекаются  друг с другом и поэтому  сложно судить о таком строгом  их разграничении. И в практической  жизни для более точной оценки  в рамках каждой составляющей  выделен ряд статистических показателей,  которыми и целесообразней пользоваться.

 

 

^ 1.2 Показатели уровня  жизни

 

 Как уже было сказано  ранее, в экономическом анализе  уровня жизни оперируют совокупностью  из многих показателей. Их все  можно разделить на две большие  группы:

 

Реальные показатели. Отражают реальное положение ситуации. Чаще всего имеют сравнительный характер, так как сравнивается одно и то же явление в различные годы его  проявления или в различных странах.

 

^ Научно обоснованные  показатели. Выполняют роль нормативов, т.е. указывают рамки, за которые  не должны выходить реальные  показатели. Они более субъективны,  так как учитывают различие  потребностей у людей различного  возраста, различного рода деятельности, проживающих в различных условиях.

 

 Для удобства международного  сравнения ООН классифицировала  основные показатели и выделила  их в 12 групп:

 

Демографическая ситуация (рождаемость, смертность)

 

 Санитарно-гигиенические  условия жизни

 

 Потребление продовольственных  товаров

 

 Жилищные условия

 

 Образование и культура

 

 Условия труда и  занятости

 

 Доходы и расходы  населения

 

 Стоимость жизни и  потребительские цены

 

 Наличие транспортных  средств

 

 Организация отдыха

 

 Социальное обеспечение

 

 Права человека 

 

 При анализе всех  этих показателей в различных  странах, не стоит забывать  о том, что количество их  очень велико и уровень социально-экономического  развития может существенно отличаться. Поэтому системы показателей  уровня жизни всегда имеют  страноведческую специфику и  могут отличаться как составом  показателей, так и их иерархией.  В высокоразвитых странах на  первых местах окажутся показатели  безработицы, уровня доходов,  наличия и количества социальных  трансфертов. Для стран с переходной  экономикой большее значение  будут иметь показатели ВВП,  доходов и структуры расходов, инфляции, безработицы. В развивающихся  странах важнейшими параметрами  будут душевое потребление, демографические  показатели, санитарно-гигиенические  условия. Специфика последней  группы стран объясняется тем,  что значительная часть их  населения находится за чертой  бедности и фактически борется  за выживание.

Информация о работе Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь