Управление бюджетным процессом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:26, реферат

Описание работы

Очень часто российские компании действуют по старинке: тише едешь - дальше будешь. И к практике выбора средств автоматизации, направленных на поддержку процессов бюджетного управления, это имеет непосредственное отношение. Сегодня в российских компаниях существует множество мифов и заблуждений по поводу необходимости автоматизации процессов бюджетного управления и выбора соответствующей системы.

Содержание

Введение

Глава 1. Управление бюджетным процессом

1.1 Основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации

1.2 Структура системы автоматизации работ бюджетного процесса

1.3 Структура АИС управления бюджетом

Глава 2. АИТ органов государственной власти бюджетного процесса

2.1 АИТ бюджетного процесса федерального уровня

2.2 АИТ территориальных и региональных финансов

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Бюджетные организации  производят расходование бюджетных  средств согласно заложенным в их бюджете статьям и утвержденным сметам. Для автоматизации финансового и бухгалтерского учета и формирования отчетности на бюджетных предприятиях и организациях используются собственные программные разработки и часто встречающиеся продукты фирм "Галактика", "Парус", "1С", "Интеллект-сервис".

 

1.3 Структура  АИС управления бюджетом 

Управление бюджетом осуществляется в масштабах распределенной инфраструктуры — бюджетной сети. Поэтому, помимо автоматизации деятельности отдельных финансовых органов и  казначейских структур, стоит задача интеграции всех субъектов БП на некотором уровне бюджетной сферы и создания единого информационного пространства региона, города, района. Все участки БП должны быть автоматизированы программными системами, соответствующими перечню выполняемых функций и обеспечивающими электронный обмен данными в соответствии с порядком взаимодействия участников между собой. Поэтому разрабатываемая АИС должна быть выполнена на одной технологической базе, иметь каналы обмена данными и представлять интегрированный программный комплекс, на базе которого может быть создана единая многоуровневая распределительная система управления финансами. 

Только совместное, согласованное функционирование АИТ  бюджетных органов, межбанковской  расчетно-платежной системы и AT финансово-казначейских органов позволит повысить оперативность и контроль за исполнением бюджета, вести в режиме реального времени учет по существующей схеме сбора доходов, формировать бюджеты различных уровней и целенаправленно доводить средства ФБ до бюджетополучателей. 

Все современные программные продукты, предназначенные для комплексной автоматизации, создаются с использованием модульного подхода (принципа). Этот подход можно грубо сравнить с детским конструктором. То есть каждый отдельный модуль разрабатывается для решения конкретной узкой задачи, при этом обязательно предусматривается возможность обмена данными между модулями (их стыковка). Комбинируя наборы исходных модулей, можно создать программный продукт для решения комплекса задач определенного работника, структурного подразделения, предприятия в целом, отрасли и т.п. 

Модули АИС (основа структуры) — это программный  продукт, решающий конкретную задачу пользователя. Реализация конкретных модулей производится на АРМ специалистов, отвечающих за выполнение возложенных на них функций. Модули можно подразделить на: 

·  основные, имеющие собственный пользовательский интерфейс и способные функционировать  отдельно (модуль формирования проекта  бюджета; росписи и уточнения  плана бюджета; составления регламентированных отчетов; формирования кассового плана и т.д.); 

·  вспомогательные, расширяющие возможности основного  модуля и работающие под управлением  его интерфейса (модуль формирования печатных форм документов и отчетов; модуль конвертации данных и т.п.) 

Технологический процесс состоит в объединении модулей по технологии решаемых задач. На этом уровне, согласно задачам органи зации, формируются АРМ специалистов в соответствии с реализуемыми ими функциями и имеющимися у специалиста полномочиями. Благодаря стыковке модулей и использованию единого интерфейса системы возможна гибкая настройка АРМ сотрудника бюджетной сферы и его своевременная модификация и адаптация к реальным потребностям. Примерами являются АРМ администратора системы, АРМ казначея, АРМ налогового работника и т.д. 

Функциональная  подсистема — это совокупность АРМ, связанных между собой маршрутными  потоками передачи информации и предназначенная  для решения определенной функциональной задачи бюджетного органа (например, формирование доходной части бюджета, контроль за расходованием бюджетных средств и т.п.). Функциональные подсистемы работают на уровне отделов (подразделений). Приложения этого уровня позволяют работать со сводными результатами и отчетами по определенной функциональной задаче. 

Единая многоуровневая распределенная система управления финансами — это верхний уровень управления органа государственной власти бюджетного процесса. Она представляет собой совокупность функциональных подсистем, связанных в единое целое. Приложения на этом уровне реализуют хранение отчетных данных в базе данных, формируют стандартные формы выходных отчетов, позволяют проводить анализ и статистические исследования, организуют создание массивов данных для передачи в вышестоящие органы и т.п. 

Приведенные структурные  элементы должны иметь практическую реализацию на каждом уровне структуры органов государственной власти БП (федеральном, территориальном, региональном, местном). 

При практической реализации программных продуктов  для каждого субъекта бюджетного процесса не следует забывать об их возможной архитектурной организации — с открытой или закрытой (функционального типа) архитектурой. 

В программы  первой группы алгоритмы реализации учетных процедур, состав и формы  выходных документов жестко "зашиты" в алгоритм программы. Однако за счет настройки внешних параметров достигается гибкость этого вида продуктов. При выборе таких программ возникает необходимость в их дальнейшем сопровождении фирмой-разработчиком. 

Программные продукты второй группы имеют открытый алгоритм и средства его настройки. Конечный пользователь сам может настраивать реализацию учетных процедур, менять и разрабатывать состав и формы входных документов и отчетов. Продукты этой группы более универсальны и лучше адаптируются к резким изменениям, но их использование требует высокой квалификации обслуживающего персонала и учета совместимости с программными продуктами других уровней бюджетной сферы. 

Глава 2. АИТ органов  государственной власти бюджетного процесса

 

2.1 АИТ бюджетного  процесса федерального уровня 

В конце 1998 г. была принята концепция информатизации Министерства финансов РФ (теперь Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ), предусматривающая функционирование АИС "Финансы", реализующей на федеральном уровне следующие технологические процессы: 

·  расчет вариантов проекта бюджета, учет изменений и составление уточненного плана расходов ФБ; 

·  свод проекта  расходов ФБ на социально-культурную сферу  и науку, свод уточненных годовых  и квартальных планов по бюджетам субъектов РФ, свод проекта расходов ФБ на основе заявок министерств и ведомств; 

·  расчет сумм пособий на детей по регионам; 

·  обработка  и анализ статистической информации по промышленному комплексу, легкой промышленности, сфере услуг, предпринимательству, торговым предприятиям и организациям; 

·  свод годовых  отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и  служебных легковых автомобилей  по учреждениям и организациям, состоящим  на бюджетном финансировании; 

·  анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье "Неналоговые доходы"; 

·  ведение  реестра ценных бумаг, владельцев крупных  ценных бумаг, реестра архивных дел  и информационных институтов. 

Объединение этих технологических процессов по их функциональному назначению представляют функциональные подсистемы (ФП) АИС "Финансы". 

ФП "Бюджетный  процесс" реализует планирование и прогнозирование показателей  по статьям бюджета на предстоящий  год, подготовку бюджетных статей к  рассмотрению и утверждению, обеспечивает текущее слежение за выполнением  бюджетных показателей, формирует отчетные регистры об исполнении ФБ и КБ. 

ФП "Доходная часть бюджета" обеспечивает расчеты  планируемых и прогнозируемых показателей  доходной части бюджетов на всех уровнях  управления, бухгалтерский учет доходов  с выявлением возможных возвратов и зачетов переплат налогов в бюджет, формирование отчетов о кассовом исполнении бюджетов и др. 

ФП "Расходная  часть бюджета" реализует комплекс задач по исполнению ФБ и распределению  в установленных пропорциях до ходов  между ФБ и бюджетами субъектов  РФ. Подсистема сопоставляет операции бухгалтерского учета со всеми государственными федеральными ресурсами, обеспечивая информационное сопровождение этих процессов, и создает возможность осуществления оперативной проверки соответствия каждой операции конкретному бюджетному ассигнованию. 

ФП "Государственное  кредитование" реализует решение  задач по планированию государственного долга с учетом операций по его  погашению и обеспечивает информационное сопровождение проблем, связанных  с эмиссией ценных бумаг, разработкой валютно-кредитной политики и кредитных отношений и т.д. 

ФП "Финансовый контроль бюджета" автоматизирует процессы, связанные с информационно-аналитической  экспертизой и оценкой подготавливаемых и принимаемых решений в области  финансово-бюджетной деятельности, реализует контроль за расходованием рублевых и валютных финансовых ресурсов с проверкой соблюдения финансовой дисциплины. 

ФП "Финансирование отраслей народного хозяйства" отвечает за планирование финансовых показателей  на следующий бюджетный период, обеспечивая учет выделенных средств по отраслям народного хозяйства (социальное обеспечение, здравоохранение и физическая культура, государственный аппарат, оборонный комплекс, легкая промышленность и т.п.), формирует сводные отчеты для анализа по истекшему финансовому году и подготовке рекомендаций на предстоящий бюджетный год. 

Отдельные функциональные компоненты подсистемы АИС "Финансы" являются составными компонентами интегрированной  информационной системы, отражающей целостную  картину общей финансовой обстановки в стране, обеспечивающей ее комплексный анализ, помогающей в подготовке прогнозных оценок и поддерживающей процессы коллективного и индивидуального принятия решений. Связь функциональных компонентов осуществляется с помощью Единой телекоммуникационной сети (ЕТКС), основное назначение которой заключается в обеспечении внутриведомственной связи между центральным аппаратом службы и ее территориальными органами с целью повышения качества, защищенности и скорости передачи информации, эффективности функционирования центральных и территориальных органов службы в условиях рыночной экономики и снижения расходов на информационное взаимодействие.

 

2.2 АИТ территориальных  и региональных финансов 

Все большее  значение в экономическом развитии РФ и решении социальных вопросов придается субъектам РФ, для финансового обеспечения задач которых предназначены территориальные бюджеты. Территориальные финансовые органы — наиболее распространенная часть финансовой системы страны, в которой совершается наибольший документооборот, поэтому автоматизация данного уровня носит самый массовый характер. Процесс планирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов, что и процессы ФБ, при этом отличия заключаются в составе функциональных задач, связанных с особенностями структуры доходов и расходов территориальных бюджетов РФ. 

В территориальных  финансовых органах разработаны  и используются программные продукты, подготовленные научными и проектными организациями. В их числе программы  НПО "Криста" (г. Рыбинск), Регионально-вычислительного центра Налоговой службы Чувашской Республики, Регионально-вычислительного центра Налоговой службы Нижегородской области, АО "Финтех" и др. 

Внедрение АИС "Финансы" в территориальные финансовые органы позволяет повысить уровень управления территориальными финансами, региональным и местным администрациям принимать более обоснованные и своевременные решения по экономическому и социальному развитию территорий. При этом достигается ускорение получения отчетных данных об исполнении бюджета по доходам и расходам, повышение достоверности отчетных данных о поступлении и расходовании бюджетных средств, оперативность обработки отчетных данных об исполнении бюджета, расширение возможности для прогнозирования бюджетных показателей, разработка вариантов расчетов к проекту бюджета, усиление контроля за исполнением бюджета, сокращение трудозатрат, связанных с учетом бюджетных средств и передачей информации об исполнении бюджета в другие учреждения и организации. Система состоит из комплексов технологических задач, реализованных в виде АРМ. 

Заключение  

Таким образом, полноценное управление бюджетным  процессом Российской Федерации  возможно только при создании единой многоуровневой распределенной АИС, которая  должна обеспечить единство управления, предусматривая взаимодействие бюджетов различных уровней. Необходимость автоматизации отдельных органов бюджетной системы РФ с комплексной увязкой механизма взаимодействия на одном и разных уровнях иерархической бюджетной системы определяет сложность данного процесса. 

Информация о работе Управление бюджетным процессом