Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:24, реферат
Школа физиократов возникла во Франции в период перехода от феодализма к капитализму, в XVIII веке. К этому времени уже окреп промышленный и финансовый капитал, но еще 80% пахотной земли принадлежало духовным и светским феодалам. Сложились национальные рынки, и намечается появление европейского рынка, однако большинство населения по-прежнему вело натуральное хозяйство. Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле представители физиократизма исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства. Основоположником и главой школы являлся Ф. Кенэ, также в нее входила большая группа экономистов: А. Тюрго, В. Мирабо, В. Дюпон де Немур, Г. Летрон и др.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Экономическое учение Ф. Кенэ…………………………………………4
2. Принципы методологии………………………………………………....6
3. Учение о «естественном продукте»……………………………………8
4. Учение о «чистом продукте»…………………………………………..10
5. Теория капитала…………………………………………………………13
6. Теория воспроизводства. «Экономическая таблица»………………...18
Список использованной литературы……………………………………...22
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
профессионального образования
«Сибирская государственная
(ФГБОУ ВПО «СГГА»)
По дисциплине История экономических учений
На тему: Учения Ф.Кене
Введение…………………………………………………………
1. Экономическое учение Ф. Кенэ…………………………………………4
2. Принципы методологии……………………………………………….
3. Учение о «естественном продукте»……………………………………8
4. Учение о «чистом продукте»…………………………………………..10
5. Теория капитала…………………………………………………………
6. Теория воспроизводства. «Экономическая таблица»………………...18
Список использованной литературы……………………………………...22
ВВЕДЕНИЕ
Школа физиократов возникла во Франции в период перехода от феодализма к капитализму, в XVIII веке. К этому времени уже окреп промышленный и финансовый капитал, но еще 80% пахотной земли принадлежало духовным и светским феодалам. Сложились национальные рынки, и намечается появление европейского рынка, однако большинство населения по-прежнему вело натуральное хозяйство. Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле представители физиократизма исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства. Основоположником и главой школы являлся Ф. Кенэ, также в нее входила большая группа экономистов: А. Тюрго, В. Мирабо, В. Дюпон де Немур, Г. Летрон и др.
В XVII веке Франция, несмотря на значительное развитие промышленности, продолжала оставаться аграрной страной. Гнет феодальных повинностей усиливался. Упадок сельского хозяйства достиг своего предела. Тяжелое положение крестьянства вызвало крупные крестьянские волнения. Финансы страны находились катастрофическом состоянии. Производительные силы пришли в глубокое противоречие с феодальными производственными отношениями. Быстро назревали предпосылки буржуазной революции. Франсуа Кенэ был всесторонне образованным человеком с широкими научными интересами. Ему принадлежит ряд работ в области медицины и биологии. Вопросами политической экономии он стал заниматься в возрасте 60 лет. В «Энциклопедии», издававшейся Дидро и Д’Аламбером, были помещены его первые статьи на экономически темы: «Фермеры» и «Зерно». В 1759 году вышло в свет главное и наиболее выдающееся произведение Кенэ – «Экономическая таблица». Созданная Кенэ и его последователями система физиократов «…является первой систематической концепцией капиталистического производства».
1. Экономическое учение Ф. Кенэ.
Франсуа Кенэ (1664-1774) – признанный лидер учения физиократов. Как и другие авторы первого этапа развития классической политической экономиии, он не является профессиональным экономистом. Уроженец одного из пригородов Версаля, восьмой из тринадцати детей крестьянина – мелкого торговца, Ф. Кенэ исключительно благодаря своим природным дарованиям достиг профессии врача, которая всегда оставалась для него основной. Чтобы стать медиком он в 17 лет уехал в Париж, где одновременно практиковал в госпитале и подрабатывал на жизнь в одной из граверных мастерских. Через 6 лет получил диплом хирурга и приступил к врачебной практике вблизи от Парижа в городке Мант.В 1734г. популярнейшему к тому времени врачу Ф. Кенэ предложил постоянную работу в качестве медика в своем доме герцог Виллеруа. В 1749 г. После аналогичной «просьбы» маркизы Помпадур Ф. Кенэ обретает еще более почетную службу и, наконец, с 1752 г. он удостаивается положения лейб-медика короля Людовика XV.
По мере улучшения и упрочения своего материального положения Ф. Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Свободное время он начинает посвящать философской науке, а затем целиком экономической теории. С 1756 г., будучи немолодым, он дает согласие участвовать в «Энциклопедии», издававшейся Дидро, в которрой и были опубликованы его основные экономические произведения (статьи): «Население»(1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757).
Физиократы выступили с решительной критикой меркантилизма. В противоположность меркантилистам, сосредоточившим свое внимание на анализе явлений в сере обращения, физиократы совершили поворот от анализа обращения к анализу производства. Они перенесли исследование вопроса о происхождении прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства. В этом состоит главная научная заслуга физиократов. Метод естественных наук, перенесенный У.Петти в политическую экономию, получил дальнейшее развитие у Кенэ. Он выдвинул концепцию «естественного порядка», исходящую из признания определенных объектных законов не только в природе, но и в общественной жизни. «Естественный порядок», под которым Кенэ понимал буржуазный строй, предполагал развитие экономики на основе свободной конкуренции, стихийной игры рыночных цен, исключающей вмешательство государства. Признание того, что экономическое развитие представляет собой естественный процесс, подчиненный определенным законам, не зависящим от воли людей, является бесспорным научным достижением физиократов. Однако метафизический подход к явлениям общественной жизни привел их к отождествлению законов природы с законами развития общества. Последние рассматривались ими как неисторические, вечные законы. Поэтому капиталистическую форму производства они считали естественной и вечной формой производства. Кенэ выдвинул учение об эквивалентности обмена. Он доказывал, что «обмен или торговля не порождают богатств, совершение обмена ничего, стало быть, не производит», и объяснял это тем, что в сфере обмена, в условиях свободной конкуренции происходит обмен равновеликих стоимостей, которыми товары обладают еще до того, как они поступают на рынок. Отсюда следовало, что в обмене богатство не создается и прибыль не возникает. Учение об эквивалентности обмена явилось, таким образом, теоретической основой для опровержения взглядов меркантилистов. В то же время он побуждало физиократов искать источник богатства вне сферы обращения. Вместе с тем Кенэ не мог правильно объяснить причину обмена равновеликих стоимостей, так как была недостаточно разработана теория стоимости, и он фактически отождествлял стоимость с издержками производства.
2. Принципы методологии.
В сочинениях Ф. Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что по сути явилось отражением нараставшей в стране на протяжении ряда десятилетий неудовлетворенности состоянием сельского хозяйства, к которому привел его так называемый кольбертизм времен короля Людовика XIV (это отмечал и А. Смит, характеризуя физиократию как реакцию на меркантилистскую политику Ж.Б. Кольбера). В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.
Методологической платформой экономического исследования Ф. Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. Как утверждает ученый, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Поэтому, по его мысли, желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию. Одновременно Ф. Кенэ предупреждает, что верховная власть не должна быть аристократической или предоставленной крупным земельным собственникам; последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию, причинить своими честолюбивыми и жестокими распрями разорение, неустройства, несправедливости, наиболее зверские насилия и создать самую разнузданную анархию. Он считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов – естественного порядка, – необходимых для осуществления государственного руководства.
Оценивая методологию исследования Ф. Кенэ и его последователей, Н. Кондратьев отмечал, что физиократы не провели методологической грани между чисто теоретическими и практическими (экономико-политическими) суждениями. Провозглашенная физиократами экономическая наука, по его мнению, изучает физические и моральные законы «наиболее совершенного строя», который вызывает у них вдохновение и энтузиазм, до известной степени сектантский характер всего их течения и мессионизм во взглядах на свою роль.
3.Учение о «естественном продукте».
Учение о естественном порядке, отвергает типичную регламентацию для абсолютистской Франции – как технологическую, экономическую, так и политическую. Она нарушает сословность, монополию мануфактур, ремесленных и торговых коллегий. Уважение к собственности и власти – очевидны принципы естественного порядка, а это – важнейший элемент свободной предпринимательской деятельности.Права людей основываются не на их истории, а на их природе. Они видели, что естественный порядок нарушается в том же ценообразовании. «Рыночная цена определяется редкостью или достатком и конкуренции, – говорил Кенэ, – изобилие и дешевизна не представляют богатства. Недостаток и дороговизна означают бедность. Обилие и дороговизна создают богатство ».
Наличие классов в обществе – все тот же природный порядок. Он отражен в так называемой таблице Кенэ – первой попытке макроэкономического анализа. Кене рассматривает процесс производства, оперируя цифровыми данными. Класс фермеров имеет годовой продукт в 5 млн франков, в которые входят: 2 млн чистого продукта, на 1 млн производственных ресурсов, на 2 млн предметов потребления. Чистый продукт (2 млн) он передает классу собственников, это их годовой доход; класс бесплодный имеет готовый продукт 2 млн франков, класс собственников тратит 1 млн на покупку продуктов питания у фермеров и 1 млн на покупку промышленных товаров и предметов роскоши в бесплодного класса, 1 млн, полученный от владельцев, фермеры тратят на необходимое им для производства товара. Бесплодный класс за эти деньги, полученные от продажи товаров владельцам фермеров покупает у фермеров необходимые продукты питания. В итоге круговорот может начинаться снова.
Таблица Кенэ представляет закономерности межотраслевой связи и несет отпечаток своего времени. Через два века В. Леонтьев в концепции «затраты – выпуск» дал этим закономерностям научное объяснение. Влияние христианства состоит в постулате, что класс собственников – также творение Бога, и он получает чистый продукт – результат соединения Богом созданной природы и труда человека. Он также агент обмена, обращения, воспроизведения. Поэтому таблица Кенэ – оружие огромной социальной силы. Класс бездействует получал 2/5 валового дохода страны. Но у физиократов этот доход служит и налоговой базой, и налоги должен платить только класс собственников. «Совершенство хозяйственной деятельности состоит в том, чтобы наибольшее сокращение расходов получить наибольшую прибыль», – заключает Кене. «Учение о естественном порядке гласит, что частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой! Желание наслаждаться добавляет обществу движения, которое становится постоянной тенденцией к возможному лучшему состоянию ». Идею свободы предпринимательской деятельности провозгласил Адам Смит. Однако у физиократов она происходит от естественного порядка, а у Смита – с «экономического человека». Соблюдение "естественного порядка" обязательно для всех людей уже потому, что представляющее его "естественное право" признаётся "светом разума". Кенэ не разделял выводов просветителей. Он считал, что человек не может претендовать "на всё" (это равносильно праву ласточки на всех летающих мошек), а должен исходить из того, что в состоянии обеспечить своим трудом. Физиократы опирались на идею "естественного права" для определения существующих норм поведения человека. В соответствии с учением о "естественном порядке" Кенэ и его коллеги признавали экономические и политические законы в качестве естественных (не зависящих от людей и политической власти). Такие законы трактовались как вечные.
4. Учение о «чистом продукте».
Центральное место в учении физиократов занимала проблема "чистого продукта" и его производства. Это избыток над той частью, которая возмещала заработную плату. Иными словами, под "чистым продуктом" имелся в виду прибавочный продукт. Исходя из того, что "земля есть единственный источник богатства", Кенэ полагал, что "чистый продукт" производится только в земледелии. С этой точки зрения промышленность оказывалась "бесплодной". Единственной формой чистого продукта считалась рента. Физиократы противоречиво толковали производство "чистого продукта". С одной стороны, он представлялся как результат естественного процесса роста, свойственного земледелию, следовательно, как дар природы. Вместе с тем "чистый продукт" выступает у них и как результат земледельческого труда, избыток над заработной платой. Прибыль рассматривалась как разновидность заработной платы.
В соответствии со своим пониманием производства Ф.Кенэ делил все общество на три класса: производители – все люди занятые в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров; собственники – землевладельцы т.е. дворянство (включая короля), духовенство, чиновничество; «бесплодные» - все граждане вне земледелия т.е. в промышленности, торг. Центральное место в экономической системе физиократов заминало учение о «чистом продукте», под которым Кенэ понимал разницу между совокупным общественным продуктом и издержками производства, или, иначе, избыток продукта на издержками производства. Кенэ утверждал, что «чистый продукт» создается только в земледелии, где под воздействием сил природы увеличивается количество потребительских стоимостей. В промышленности, полагал он, лишь различным образом комбинируются потребительные стоимости, в процессе труда видоизменяется форма созданного в земледелии вещества. Но не увеличивается его количество, а потому «чистый продукт» не возникает и богатство не создается. Физиократы сводили стоимость к потребительной стоимости и даже к веществу природы. Их интересовала только количественная сторона, величина избытка полученных в процессе производства потребительных стоимостей над теми, которые в нем потреблены, а это наиболее осязательно обнаруживалось именно в земледелии. Но в учении Кенэ была другая сторона. Величина «чистого продукта», с его точки зрения зависела от размера издержек производства, в состав которых входили расходы на сырье, материалы и заработная я плата. А так как стоимость материалов дана, а заработная плата сведена им к минимуму средств существования, то «чистый продукт» (прибавочная стоимость), по существу, выступает как порождение прибавочного труда. Таким образом, понимание прибавочной стоимости физиократами носило противоречивый характер. Они рассматривали ее как чистый дар природы, и как результат прибавочного труда земледельцев. Причиной такой двойственности было непонимание общественной природы стоимости и смешение последней с потребительной стоимостью. Прибыль не выделялась в самостоятельную категорию и даже игнорировалась ими. Поскольку единственной формой прибавочной стоимости признавалась рента, прибыль могла быть лишь составной частью издержек производства. Она рассматривалась физиократами как разновидность заработной платы, которая якобы отличалась от обычной лишь своим более высоким уровнем и полностью потреблялась капиталистами как доход.Учение физиократов о производительном и «бесплодном» труде навидится в тесной связи с учением о «чистом продукте» и является его продолжением. В отличие от меркантилистов физиократы утверждали, что производительным является труд, создающий «чистый продукт», то есть фактически прибавочную стоимость. Это была принципиально правильная постановка вопроса о природе производительного труда. Но так как единственной конкретной формой прибавочной стоимости физиократы признавали ренту, то единственно производительным трудам они читали земледельческий труд, а труд в других отраслях производства объявляли «бесплодным», то есть непроизводительным. Такое противопоставление земледельческого труда всем другим видам труда несостоятельно, как труд независимо от того, какой отрасли производства он применяется, создает прибавочную стоимость и, следовательно, является трудом производительным.