Трудовой потенциал: содержание понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:18, реферат

Описание работы

Трудовые ресурсы являются важнейшей и активной частью ресурсов общества. Это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, которая может производить материальные блага или оказывать услуги.

Работа содержит 1 файл

Трудовой потенциал.docx

— 27.50 Кб (Скачать)

     Кузьменко Елена Александровна

     «Трудовой потенциал: содержание понятия»

     Экономика общества представляет собой сложную  систему, одной из чувствительных точек  которой является трудовой потенциал. Неслучайно в условиях трансформации  экономики, реорганизации всей  экономической  системы, именно трудовые проблемы, и  в частности проблемы развития  трудового потенциала, приобретают  остроту и особую актуальность.

     Изучение  состояния трудового потенциала общества, территории или предприятия  имеет важное практическое значение для сбалансирования ресурсов труда  и числа рабочих мест с учетом изменений как в численности  и составе трудового потенциала, так и в сфере приложения труда, происходящих под влиянием социально-демографических  процессов, совершенствования структуры  экономики и производства, территориального размещения и других факторов.   

  Словом «потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники, которое могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановку

Во всем мире пришли к признанию решающей роли главной производительной силы — человека, возможностей и способностей каждого работника, отдельных групп  и общества в целом осуществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность. В этой связи возникает вопрос, почему же до 80-х годов наша экономическая наука не применяла данный термин? В первую очередь это связано с тем, что на протяжении длительного времени экономическая наука хотя и занималась проблемами трудовых ресурсов, но изучались только три группы населения: трудоспособные в трудоспособном возрасте, фактически занятые в сфере экономики, подростки и пенсионеры. Следовательно, охватывалась только часть трудового потенциала страны, да и то в основном с точки зрения укрупненных объемных характеристик.

     «Трудовой потенциал» и его понятие начали входить в государственные и правительственные документы с 90-х годов. Так, в мае 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ № 434 «О целевом проекте "формирования трудового потенциала для наукоемкого производства"». Оно было связано с поддержанием и развитием в этот сложный для России период космической отрасли промышленности.

     Вот что по этому поводу отмечает А.С. Панкратов: ««Трудовой потенциал» вошёл  в оборот в период перевода экономики  на рельсы интенсивного развития. Это  была своеобразная реакция науки  на потребность практики обеспечить качественное совершенствование всей системы формирования и использования  совокупной способности людей к  труду, выявить резервы и пути творческой активизации человека как субъекта производства и общественной жизни»1.

      Раскрытие содержания понятия «трудовой потенциал» невозможно без характеристики условий, вызвавших необходимость введения в научный оборот данной экономического понятия. Однако для начала более конкретно определимся с терминами, которыми мы будем оперировать, в ходе данной статьи.                                                                           

Мы остановимся  на трудовом потенциале человека. Традиционной для экономической науки является проблема влияния характеристик (качеств) человека на производительность труда. Так, Маршалл анализировал "условия, от которых зависят здоровье и сила населения — физическая, умственная, нравственная" [Маршалл. С. 268]. Он отмечал, что это соответствует "выдвинутой Энгелем великой классификации элементов производительности, в которой выделялись: а) "тело", б) "разум", в) "душа" (Leib, Verstand und Herz)" [Там же. С. 269].

      Для определения возможностей участия  человека в экономических процессах  обычно используются понятия "рабочая  сила" и "человеческий капитал". Под рабочей силой принято  понимать способность человека к  труду, т. е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые  могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал рассматривается  как совокупность качеств, которые  определяют производительность и могут  стать источниками дохода для  человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.

Набор характеристик, которые используются в литературе для определения возможностей эффективного труда, не в полной мере соответствует  реалиям современной экономики. Этот набор целесообразно расширить  на основе понятия трудового потенциала] Его компоненты должны характеризовать:

1) психофизиологические  возможности участия в общественно  полезной деятельности;

2) возможности  нормальных социальных контактов;

3) способности  к генерации новых идей, методов,  образов, представлений;

4) рациональность  поведения;

5) наличие знаний  и навыков, необходимых для  выполнения определенных обязанностей  и видов работ;

6) предложение  на рынке труда.

Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты трудового потенциала:

1) здоровье;

2) нравственность  и умение работать в коллективе;

3) творческий  потенциал;

4) активность;

5) организованность;

6) образование;

7) профессионализм;

8) ресурсы рабочего  времени.

Показатели, характеризующие  эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так  и к различным коллективам, в  том числе к персоналу предприятия  и населению страны в целом.

Трудовой потенциал  человека является частью его потенциала как личности, т. е. по отношению к  индивидууму трудовой потенциал — это часть потенциала человека, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта.

   

    Б.М. Генкин рассматривает трудовой потенциал  человека как  часть его потенциала как личности, который  формируется  на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта. По его мнению, трудовой потенциал в общем случае характеризует возможности участия человека, сотрудников предприятия, населения страны в производстве и обмене благ. Трудовой потенциал – вид экономических ресурсов2.

     Однако  если обобщить подходы различных авторов к толкованию понятия « трудовой потенциал», то можно выделить несколько в определении сущности и структуры данного понятия3. Наиболее распространенным является ресурсный подход, который, в свою очередь, делится на две ресурсные позиции.   

Анализ  подходов к токованию понятия  трудовой потенциал

Авторы Толкование
 
 
1
 Золотарев В. А,

Волик И.Н.,

Лукинов И., Савицкая Г.В

трудовой потенциал- ресурсы которыми располагает человек.
2  Анчишкин  А.И.,

Архипов В. М.,

Бердникова Т.Б.

трудовой потенциал- совокупность профессионально - технических, социально – экономических и организационных возможностей в процессе их реализации.
 
3
 Гарипов  З.Ф Гарипов Ф.Н.

Гизатулин Х.Н.

трудовой потенциал - трудоспособное население в единстве с техническими, социальными и экономическими условиями воспроизводственного процесса, предопределяющими качественные характеристики работника на  каждом этапе развития общества, региона.

     Сторонники  первой позиции рассматривают трудовой потенциал как совокупность ресурсов без учета их взаимосвязей и участия в процессе производства. Это наиболее часто встречающееся определение. Недостатком данного подхода является то, что исключается рассмотрение взаимодействия ресурсов, так как простое наличие ресурсов не предполагает их совместимость и применимость (используемость).

     Другая группа экономистов, предполагает  взаимодействие   всех возможностей работника в процессе производства.

     понятия4».

     Наряду  с  двумя, отмечают и третий подход к определению сути «трудовой потенциал5». Данный подход объединяет два» 

     Так  Е.В. Маслов  определяет «трудовой потенциал работника - это его возможная трудовая дееспособность, его ресурсные возможности в области труда6.» В общем виде трудовой потенциал характеризует определенные возможности, которые могут быть мобилизованы для достижения конкретной цели.

     Вместе  с тем, не смотря на разнообразие подходов к исследованию трудового потенциала, практически не отражена взаимосвязь трудового и экономического потенциала. А наряду с этим  экономический потенциал- трактуется как совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную и с.-х. продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению в определённый исторический момент. Экономический потенциал7определяется « количеством трудовых ресурсов и качеством их профессиональной подготовки, объёмом производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственными возможностями сельского хозяйства, протяжённостью транспортных магистралей и наличием транспортных средств, развитием отраслей непроизводственной сферы, достижениями науки и техники, ресурсами разведанных полезных ископаемых, т. е. элементами, составляющими в совокупности производительные силы общества; зависит от размеров национального богатства страны».

     Таким образом, трудовой потенциал является частью экономического, структура которого схематична, представлена на рисунке 1.

     Несмотря на достаточно большое количество точек зрения на понимание трудового потенциала, познание данной категории во многом еще не совершенно и требует дальнейшей разработки. В экономической литературе нередко встречается отождествление трудового потенциала и трудовых ресурсов, однако, неверно сводить трудовой потенциал к трудовым ресурсам. Трудовые ресурсы обладают трудовым потенциалом. И трудовые ресурсы, и трудовой потенциал имеют свойственные им количественные и качественные характеристики. Но трудовой потенциал является основным свойством трудовых ресурсов, потому что характеризует их преимущественно с качественной стороны. Трудовые ресурсы превращаются в производительную силу человека посредством трудового потенциала.

     Эти две экономические категории (трудовые ресурсы трудовой потенциал) находятся в сложном взаимодействии8. Изменение трудового потенциала не всегда связано с изменением численности трудоспособного населения, а в постиндустриальном обществе - это повсеместное явление. Увеличение трудового потенциала за счет совершенствования качественных характеристик занятого населения при его стабильной численности означает интенсификацию производства. Чтобы дать авторское определение категории «трудовой потенциал» необходимо обратиться к этимологии термина. «Потенциал (от лат. potentia - сила) - это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области9».

     Как следует из этимологии данного термина, трудовой потенциал - это прежде всего сила необходимая для осуществления процесса производства благ. Главной чертой всех сил является то, что в них находится своеобразный источник новых возможностей для производственной деятельности.

     На  наш взгляд, под «трудовым потенциалом» следует понимать совокупность природных, сформированных и накопленных сил для осуществления производительной трудовой деятельности в целях создания жизненных благ, удовлетворяющих потребности людей.

Информация о работе Трудовой потенциал: содержание понятия