Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:07, доклад
Экономика СССР, которая существовала до перестройки, была создана еще при И.В. Сталине, и претерпела лишь незначительные изменения в период с 1953 по 1987 год. План на пятилетку и годовые планы были основными механизмами, позволявшими трансформировать экономическую политику государства в экономические программы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ИНСТИТУТ
ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Трансформация
экономической системы в России в ХХ веке.
(доклад
по дисциплине Микроэкономика)
Выполнила работу:
студентка 1 курса
группа 26э114
Е. А. Комарова
Проверила:
Обухович
. .
Экономика СССР,
которая существовала до перестройки,
была создана еще при И.В. Сталине,
и претерпела лишь незначительные изменения
в период с 1953 по 1987 год. План на пятилетку
и годовые планы были основными
механизмами, позволявшими трансформировать
экономическую политику государства в
экономические программы. В соответствии
с экономической политикой, Государственный
комитет по планированию - Госплан формулировал
производственные планы на заранее определенные
периоды. Региональные комитеты затем
делали конкретные планы по выпуску определенного
количества единиц продукции для каждого
государственного предприятия и по сельско-хозяственной
продукции для каждого колхоза или совхоза.
Централизованная плановая система базировалась
на предположении если по каждому виду
продукции будет выполнен или перевыполнен
план, то спрос и предложение будут сбалансированы.
Роль правительства заключалась в том,
чтобы обеспечивать выполнение этих планов.
Ответственность за выполнение планов
шла от самых высших чинов до простых работников.
На государственном уровне, около семидесяти
министерств и государственных комитетов,
отвечали за свои отрасли экономики, контролировали
экономическую активность в им подчиненных
секторах. Региональные комитеты отчитывались
перед государственными за выполнение
планов в им подчиненных регионах.
Планы устанавливались как на добычу полезных
ископаемых, так и на производство конечных
товаров и услуг для потребления. Теоретически,
но не практически, централизованная плановая
система обеспечивала баланс выпуска
продукции между секторами экономики.
При плановой экономике государство выполняло
распределяющую функцию, которую выполняют
цены при рыночных отношениях. В Советском
союзе цены фактически нужны были только
для обеспечения учета. Правительство
устанавливало цены на все продукты, базируясь
на роли каждого такого продукта в экономике
и, реже, исходя из себестоимости производства,
но никак не на основе экономических критериев
(спроса и предложения). Такая система
приводила к появлению аномалий. Так, например,
цены на хлеб были значительно ниже себестоимости
его производства, а промышленность обеспечивалась
сырьем и топливом по ценам ниже рыночных.
Плановая система позволила советским
лидерам эффективно перераспределять
ресурсы во время кризисов, а также быстро
восстановить экономику СССР после второй
мировой войны. Быстрое восстановление
экономики после войны, а также преимущественное
развитие оборонной промышленности в
последующие годы сделали Советский союз
супердержавой.
Российские экономические реформы, претворенные
в жизнь до середины 1990-х годов не поддаются
однозначной оценке. Попытки преобразить
советскую экономику, сделанные М.С. Горбачевым
(в 1985-1991 гг.), и последовавший за этим полный
провал перестройки только засвидетельствовали
всю серьезность проблемы перехода к рыночным
отношениям. Начиная с 1991 года, под руководством
Б.Н. Ельцина, страна сделала большой шаг
в направлении рыночных отношений, перейдя
к рыночному регулированию цен. Однако
первые годы развития экономики постсоветской
России были отмечены такими неправильными
действиями как приватизация (часто за
гроши) ведущих промышленных предприятий
и политика поощрения импорта, а также
заключение контрактов с иностранными
партнерами на заведомо невыгодных условиях,
что больно ударило по отечественной промышленности.
Также, вплоть до 1996 года практически полностью
отсутствовала законодательная база для
новых рыночных отношений. Поэтому, хотя
возращение к плановой советской системе
к середине 1990-х годов уже было маловероятно,
конфигурация и перспективы развития
экономики России оставались неопределенными.
Кроме того, курс рубля по отношению к
доллару США постоянно падал, и темпы инфляции
в стране были очень высокими. Такое состояние
экономики делало очень сложным оценить
размер ВВП России в долларах США для сравнения
с ВВП других стран.
По официальным данным, в 1994 году ВВП России
составил 604 триллиона рублей (примерно
207 млрд долларов) или около 4% ВВП США за
этот же год. Но эта цифра не отражала истинного
экономического положения в стране. ВВП
России, рассчитанный по паритету покупательной
способности, в 1994 году составил 678 млрд
долларов, что равнялось примерно 10% американской
экономики. На душу населения рассчитанный
таким образом ВВП России составил 4573
долларов или примерно 19% аналогичного
показателя в США. В то же время, размер
теневой экономики в России составлял
в те годы приблизительно 50% всей экономики
и 40% денежного оборота.
Экономические реформы 1990-х годов преследовали две цели — макроэкономическую стабилизацию и реструктуризацию экономики, объединенные одним общим названием — переходом от плановой к рыночной экономике. Для перехода к рыночной экономике в России необходимо было практически с нуля создавать банковскую систему, восстанавливать институт частной собственности и коммерческих отношений, которые бы обеспечивали более эффективное развитие экономики. Открытие внутреннего рынка для международной торговли и притока иностранных инвестиций, т.е. интегрирование экономики России в мировую экономику, было также очень важной составляющей для достижения вышеописанных целей. Режим М.С. Горбачева в середине и конце 1980-х годов не смог воплотить в жизнь именно эти очень важные составляющие, необходимые для реструктуризации экономики. Однако, когда начался развал СССР, правительство Б.Н. Ельцина, принялось осуществлять вышеописанные мероприятия, однако результаты их вплоть до 1996 года казались весьма сомнительными.
В октябре 1991 года,
за два месяца до официального распада
СССР и два месяца после августовского
путча, Ельцин и его соратники, включая
Е.Т. Гайдара, приступили к осуществлению
программы радикальных
Программа макроэкономической стабилизации. Программа
предусматривала проведение большого
количества мероприятий для достижения
экономической стабильности в стране.
Правительство существенно ограничивало
государственные расходы, сосредотачивая
усилия исключительно на реализации национальных
проектов, обороне, и субсидиях организациям
и частным лицам. Программа была направлена
на уменьшение дефицита государственного
бюджета с 20% ВВП в 1991 году до 9% ВВП ко второй
половине 1992 года и 3% к 1993 году. Правительство
ввело новые налоги, и обновило систему
сбора налогов, чтобы увеличить государственные
доходы. В денежно-кредитной сфере, экономическая
программа требовала, чтобы Центральный
Банк России урезал субсидируемые кредиты
предприятиям в целях ограничения роста
денежной массы. Программа правительства
была направлена на сокращение темпов
инфляции от 12% за месяц в 1991 году до 3% за
месяц в середине 1993 года.
Экономические реформы. Сразу после
ликвидации Советского Союза было объявлено,
что правительство отменяет государственное
регулирование цен на 90% товаров широкого
потребления и 80% из промежуточных товаров.
Тем не менее, государственный контроль
сохранился в отношении цен на электроэнергию
и главные продовольственные товары, такие
как хлеб, сахар, водка и молочная продукция.
Эти меры должны были восстановить баланс
между производством и потреблением, которого
недоставало при плановой экономике.
Чтобы поощрять развитие частного сектора,
фундаментальные изменения были сделаны
в налоговой системе, включая введение
налога (ЧАН) на добавленную стоимость
28% на большинство сделок, прогрессивного
налога на прибыль, и налога на доход от
бизнеса; изменения произошли в системе
импортных и экспортных пошлин; новые
налоги на внутреннее потребление электроэнергии
поощряли ее сохранение (необходимый шаг,
потому что цены на электроэнергию все
еще находились под контролем государства);
и новые экспортные пошлины на нефть и
природный газ были введены для того, чтобы
уменьшить разницу между субсидируемыми
местными ценами и мировыми ценами и, чтобы
предотвратить дефицит энергоресурсов.
Для рубля был установлен рыночный обменный
курс, который в последствии позволил
отечественной валюте стать конвертируемой.
Много ограничений на внешнюю торговлю
и инвестиции также были сняты в целях
обеспечения перехода экономики России
на мировые цены.
В 1992 году, в первый
год экономических реформ, розничные
цены в России, увеличились на 2520%. Главной
причиной увеличения было освобождение
от государственного контроля большинства
цен в январе 1992 года, шаге, который привел
к повышению средних цен на 245% только в
течение января. К 1993 года годовая инфляция
снизилась до 240%, однако оставалась все
еще очень высокой. В 1994 году темпы инфляции
составили 224%.
В общем можно
выразить три этапа развития экономики
России.
Первый (1992-1996 гг.) - период ухудшения всей
макроэкономической ситуации в стране.
Это время, когда происходит либерализация
экономики, осуществляется приватизация,
создаются основные правовые и организационные
рыночные институты. Нарастание макроэкономической
нестабильности заставляет государство
предпринимать меры, направленные, прежде
всего на борьбу с инфляцией, которые постепенно
дают свои результаты. В России 1997 г. становится
переломным, и впервые за ряд лет происходит
улучшение основных макроэкономических
показателей.
Второй (1998 г.) - кризис, нарушивший положительную
тенденцию в развитии экономики страны.
Его причиной стали не только неблагоприятные
внешние обстоятельства, но глубокие диспропорции,
накопившиеся в течение 1992-1997 гг. Однако
кризис 1998 г. создал условия для развития
отечественного производства. Резкое
падение курса рубля снизило эффективность
импорта (в 90-е годы товарные рынки наполнялись
преимущественно импортной продукцией)
и создало условия для расширения производства
отечественных товаров.
Третий, начавшийся в 1999 г., - период перехода
к экономическому росту, улучшения всех
макроэкономических показателей. Однако
достигнутый рост позволил к началу 2004
г. компенсировать лишь около 40% падения
производства (за время экономического
кризиса Россия потеряла почти половину
своего экономического потенциала), и
в России пока не достигнут предкризисный
уровень. Однако очевидно, что низшая точка
развития пройдена, и экономика России
развивается по восходящей линии. Только
наращивая темпы экономического роста,
Россия сможет обеспечить достижение
основной цели, которая и вызвала необходимость
смены экономического механизма, - повышение
эффективности общественного производства
и на этой основе повышение уровня жизни.
Список литературы:
Информация о работе Трасформация экономической системы в России в 20 веке