Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 06:35, курсовая работа
Транснационализация – важнейшая составляющая и одновременно главный механизм общих процессов глобализации. Она представляется наиболее существенным элементом и одним из основных контуров-регуляторов, обеспечивающих единство функционирования мировой экономики. Через ТНК и связанные с ними транснациональные банки проходят финансовые и товарные потоки, определяющие развитие мирового хозяйства.
Целью исследования является изучение структуры и роли ТНК в современных международных экономических отношениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Дать понятие и проследить эволюцию развития ТНК.
2.Рассмотреть основные типы ТНК.
3.Выявить организационные структуры современных ТНК.
4.Проанализировать механизм функционирования ТНК в международных экономических отношениях.
5.Рассмотреть особенности деятельности российских ТНК за рубежом и зарубежных ТНК в России.
Объект исследования в курсовой работе – транснациональные корпорации.
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе деятельности ТНК в международных экономических отношениях.
Введение 3
Глава 1. Сущность и принципы деятельности транснациональных корпораций 6
1.1. Возникновение и развитие транснациональных корпораций, их основные типы 6
1.2. Организационные структуры современных ТНК 14
Глава 2. Тенденции развития ТНК в современных международных экономических отношениях 21
2.1. Механизм функционирования современных ТНК 21
2.2. Россия и ТНК 27
Заключение 35
Список литературы 37
Другие группы (в том числе «Морган», «Мелоун»), контролирующие предприятия тяжелого машиностроения, отличаются большей специализацией. Мощными кредитно-финансовыми центрами обладают и промышленные холдинги, например, «Дженерал электрик», до 35% доходов которого приходится на дочернюю компанию «Дженерал электрик кэпитал сервисна». В основном холдинги этой группы построены по принципу вертикальной интеграции, при этом головная компания контролирует тысячи фирм, связанных с ней по производственной цепочке. Дочерние предприятия создаются во всех частях света, - уже упомянутая «Дженерал электрик» владеет предприятиями в 25 странах мира, где расположено до ста заводов.
При
превалирующей сегодня сетевой
системе организации
Быстрое
увеличение числа ТСА - один из самых
существенных феноменов изменения
среды, в которой действуют
Выделяется пять основных этапов и форм интеграции, встречающихся в стратегических альянсах:
1) «стратегическая интеграция» с постоянным контактом высшего руководства партнеров для решения стратегических вопросов;
2) «практическая интеграция», основанная на взаимодействии среднего звена менеджеров по проблемам совместной деятельности;
3) «оперативная интеграция», обеспечивающая взаимный доступ рядовых сотрудников к общим информационным ресурсам;
4) «межличностная интеграция»;
5) «культурная интеграция», предполагающая взаимное стремление находить пути для преодоления различии в традициях, языке и т.д.11
В заключение данной главы подведём краткие итоги.
Итак, возникновение и развитие транснациональных корпораций, которое является закономерным результатом развития процессов общественного разделения труда и производственной кооперации, к рубежу XX – XXI вв. привело к качественно новому этапу. В числе ста крупнейших участников мирового хозяйства сегодня 52 компании и 48 государств. ТНК во все большей степени становятся определяющим фактором мировых хозяйственных связей, регулятором производства и распределения продукции на уровне международных экономических отношений. Корпорации, действующие на этом уровне, различаются по типам организации их деятельности и по отраслям производства, в которых они функционируют. Очевидны тенденции повышения степени вовлеченности ТНК в сферу услуг и технологически интенсивное производство.
К настоящему времени сложились некоторые типические организационные структуры современных ТНК, включающие дочерние компании, ассоциированные компании, зарубежные отделения. В большинстве случаев структуры ТНК строятся либо по региональному (страновому) принципу, либо по товарному (продуктному) принципу. В последнее время обозначились явные тенденции к повышению роли международных (трансграничных) слияний и поглощений в деятельности ТНК и созданию таких организационных форм, как стратегические международные альянсы. По своей социально-экономической организации большинство ТНК, прежде всего американских, представляют собой группы предприятий холдингового типа. Система сетевой организации современных ТНК позволяет держать корпоративную сеть открытой для присоединения новых элементов через механизмы международных стратегических альянсов (ТСА).
Основой механизма функционирования ТНК являются производственные связи (производственная кооперация) и экономические отношения, обеспечивающие слаженное взаимодействие транснациональных корпораций как единых экономических систем.
В
своем большинстве ТНК
Примером может служить американская ТНК «Форд», которая начала предпринимательскую деятельность в Европе в 60-х гг. XX в. с основания своего филиала в Великобритании. В 1990-е гг. эта корпорация осуществляла разработку новых моделей, производство компонентов и сборку машин в пяти европейских государствах, объединив технологические цепочки заводов каждой из этих стран в интегрированное производство автомобилей. В соответствии с чёткой схемой поставок, созданной с учётом квалификации и стоимости рабочей силы, наличия сырья, специализации страны и объема рынка сбыта, на сборочные заводы корпорации «Форд» в Великобритании, Испании и ФРГ карбюраторы и распределители системы зажигания поступают из Ирландии, трансмиссии - из Франции, отливки деталей двигателя и шестерни - из Германии.
Взаимоотношения ТНК со своими зарубежными филиалами очень разнообразны. Так, машиностроительные корпорации организовали «глобальные конвейеры», выбрасывающие на мировой рынок объединенную, т.н. унифицированную, продукцию. Значительное распространение получили схемы «замкнутого цикла», при которых из деталей и узлов, произведенных на предприятиях материнской компании, на зарубежных заводах той же ТНК происходит сборка изделия, затем ввозимого в страну, где расположена ее штаб-квартира. На такие сборочные цеха и другие внутрикорпоративные поставки, например, приходится более 10% общего товарооборота США.
Механизм функционирования ТНК основан также на расширении сферы их деятельности посредством следующих форм:
Транснациональные корпорации получают преимущества не только за счет расширения территории эксплуатации, но и вследствие извлечения выгоды из разницы в экономическом положении стран приложения своего капитала. Имея филиалы и дочерние компании в разных странах, корпорации могут предпринимать следующие меры:
Экономические преимущества ТНК во многом основаны на развитии разнообразных внутрифирменных отношений. Так, широкое распространение получила внутрифирменная торговля между отдельными филиалами и дочерними компаниями ТНК, расположенными в разных странах, которая вместе с тем по своей форме является международной торговлей. Внутрикорпоративный торговый обмен между различными подразделениями транснациональных фирм ограждает их от влияния международной конкуренции, тем самым оказывая большое воздействие на весь товарооборот.
Кроме
того, внутрифирменный обмен
Суть трансфертного ценообразования состоит в том, что ТНК устанавливает завышенные цены на товары и услуги, поставляемые своим фи лиалам, которые расположены в странах с высоким уровнем налогообложения, и наоборот — заниженные цены для филиалов в странах с низкими налогами. В результате филиалы ТНК в первой группе стран заносят в свои налоговые декларации данные о незначительных прибылях, а в других странах фиксируется искусственно завышенная прибыль. Таким образом, получается чистое сокращение сумм уплачиваемых налогов, поскольку прибыли ТНК как бы нелегально переводятся из филиалов компании в странах с высоким налогообложением в филиалы в странах с низкими налогами. В руках ТНК оказывается механизм, который обеспечивает «курсирование» прибылей внутри одной большой империи ТНК, подчиняясь стратегическим целям ее деятельности. Для налоговых служащих разных государств довольно сложно доказать факт уклонения от уплаты налогов THК13.
В условиях расширения производственной деятельности транснациональных корпораций роль внутрифирменных трансфертных цен как инструмента международного обмена неизменно увеличивается. По каналам международного внутрифирменного оборота в настоящее время проходит одна треть мировой торговли.
Совершенствуются
и механизмы межфирменного
Весьма важен также фактор «присутствия на рынке», который заставляет компании заключать союзы по всему миру. Например, повсеместное присутствие таких общеизвестных марок, как «Кока-Кола» (Coca-Cola), «Мальборо» (Marlboro), «Форд» (Ford) и т. д. дает их владельцам огромные рекламные преимущества. Ну и, конечно, ни один из конкурирующих олигополистов не может позволить себе отстать от конкурентов по доле на рынке. Это, как считается, надолго обеспечивает лидерство и преимущество в конкурентной борьбе.
Поэтому, например, нередко американские ТНК в зарубежной деятельности прибегают к созданию стратегических альянсов с компаниями зарубежных стран. В рамках этих формирований ТНК стремятся решить самые различные практические задачи. Так, американская компания «Америкэн Телефон энд Телеграф» (American Telephone and Telegraph) и английская фирма «Бритиш Телеком» (British Telecom) объединились и создали предприятие в области телефонной связи на территории, охватывающей Северную Америку, а также значительную часть Южной Америки, Европы, Азии и Океании (более 230 стран и территорий). Годовой оборот объединения составляет 10 млрд. долл., а ежегодная прибыль превышает 1 млрд. долл. «Мобил» (Mobil) и «Бритиш Петролеум» (British Petroleum) подписали договор, в результате которого образовался альянс, контролирующий 10% продаж бензина в Европе, где он успешно соперничает с «Шелл» (Shell) и «Экссон» (Exxon). Конкурирующие американские корпорации «Америкэн Телефон энд Телеграф» (American Telephone and Telegraph), «Ай-Би-Эм» (IBM), «Эппл Компьютер» (Apple Computer) и германская фирма «Сименс» (Simens) создали альянс, в рамках которого решили производить продукцию, «говорящую на одном языке», и разработать компьютерные стандарты по совместимости техники, выпускаемой различными конкурирующими фирмами14.
К основным технологическим факторам, способствующим расширению межфирменного сотрудничества, относятся следующие: