Трансакционных издержек: сущность, виды, значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление экономических и социальных основ формирования трансакционных издержек в условиях рыночной экономики, обоснование необходимости их регулирования, а также анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием трансакционных издержек в переходный период, характерных для российской действительности.

Содержание

Введение 3
Теоретические аспекты трансакционных издержек 8
Понятие и сущность трансакционных издержек 8
Виды трансакционных издержек 13
Анализ трансакционных издержек в российской экономике 18
Динамика трансакционных издержек 18
Трансакционные издержки как экономические потери общества 28
Совершенствование образования трансакционных издержек в России 33
Заключение 38
Литература 40
Приложение 43

Работа содержит 1 файл

готовая к.р. эк. теор..doc

— 159.50 Кб (Скачать)

    Трансакционные  издержки могут иметь место только при определенных условиях. Речь идет об отношениях контрагентов по поводу специфических активов, ограниченной рациональности и оппортунизме. Специфические активы обладают особой ценностью для реализации конкретного проекта и в то же время завязывают контрагентов таким образом, что отказ одного из них выполнять условия контракта может принести большие убытки другому. Ограниченная рациональность не позволяет заранее предсказать необходимость адаптации условий контракта к новым обстоятельствам, а опасность оппортунизма заставляет искать «соответствующие контрактные гарантии». Таким образом, в контракте всегда есть слабые места с точки зрения его потенциальной гибкости. Когда изменившиеся обстоятельства дают повод одному из контрагентов отказаться от намеченного в соглашении хода проведения сделок, для второго это означает убытки, связанные с несоответствием намеченного в контракте хода сделки ее конкретной реализации. Данный тип издержек и относится к трансакционным и выявляет самую суть того, почему существуют институты в экономике. Их функция заключается в том, чтобы обеспечивать управление сделками таким образом, чтобы свести к минимуму возможности возникновения затрат описанного выше типа. Следует заметить, что в современной российской экономике условия существования трансакционных издержек имеют особенно яркое выражение по сравнению с развитыми странами. Специфичность активов в России проявляется в тесной зависимости поставщиков и потребителей, а также в узкой предметной специализации предприятий, что было унаследовано от плановой системы. Ограниченная рациональность имеет особенно яркое выражение благодаря характерной для российской переходной экономики нестабильности. Очевидно, что в таких условиях трансакционные издержки должны быть очень высоки. В развитых рыночных экономиках «минимизация трансакционных издержек достигается путем дифференцированного закрепления трансакций за структурами управления ими» Уильямсон О. К подобным структурам управления относятся вертикальная интеграция и достоверные обязательства. Однако в современной России, где отсутствует разработанная правовая база, институты, описываемые западными экономистами, не могли бы эффективно функционировать. Поэтому в российской переходной экономике в качестве своеобразного института, направленного на минимизацию трансакционных издержек, выступили денежные суррогаты, а именно бартер и неплатежи. Экономия трансакционных издержек в развитых странах осуществляется в рамках институтов, требующих разработанного законодательства, регулирующего экономическую деятельность. Поскольку в России нет условий для возникновения цивилизованных институтов, способствующих минимизации трансакционных издержек, в ней стихийно возникают специфические для переходного периода институты. К ним можно отнести денежные суррогаты. Снижение трансакционных издержек, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов, осуществляется развитием информационной инфраструктуры инвестиционного рынка, регулированием тарифов на услуги монополий, обеспечением защиты собственности и личности инвестора от криминальной сферы. Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений. В отношении защиты собственности инвесторов необходимо разработать единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией. Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов необходимо разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений. Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое, информационное укрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов. В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности необходимо содействие государства действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес- планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, заинтересованных в привлечении инвестиций, о ходе приватизации, продаже акций, конверсии производства. По инициативе Правительства России создана качественно новая структура - Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача - обеспечение постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательности образа России как страны, принимающей инвестиции. Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и др. 

Заключение

    В современных условиях российские предприятия  функционируют в обстановке высокой  рентабельности как экономической, так и законодательной. Глубокие преобразования, произошедшие в отечественной  экономике за последние годы, специфика нашего переходного периода к рыночным условиям, создали дополнительные сложности для выживания предприятий в такой ситуации. Полное риска развитие проявляется в таких тенденциях, как насыщение рынка, стремление к концентрации и интернациональности предприятий, сокращение технологических и жизненных циклов продукции, устранение барьеров для конкуренции. Поиску места издержек в системе рыночных отношений и было посвящено это исследование. Рассматривая теорию трансакционных и постоянных издержек, мы пришли к выводу, что в принципе трансакционные издержки - это те же постоянные издержки, часть их. Учитывая, что данными издержками, как и любыми другими, можно управлять, в данной работе мы предложили определить понятие трансакционных издержек с позиции управленческого учета. Трансакционные издержки - это издержки (денежные и не денежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров. А без понятия трансакционных издержек, невозможно понять работу экономической системы, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы. Существование трансакционных издержек будет подталкивать желающих торговать к введению различных форм деловой практики, обеспечивающих сокращение трансакционных издержек в том случае, когда затраты по выработке таких форм оказываются меньше, чем экономия на трансакционных издержках. Выбор партнеров, тип контракта, выбор предлагаемых продуктов и услуг - все может оказать влияние на уменьшение трансакционных издержек. В современных экономических учебниках, в основном, анализируется процесс установления рыночных цен, но сам рынок не рассматривается. Но это вполне объяснимо, потому что рынки представляют собой институты, существующие для облегчения обмена, т.е. они существуют для сокращения трансакционных издержек. Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующее заключение: в условиях рынка не только можно, а необходимо всегда управлять издержками. Идет перестройка экономического мышления, при этом прослеживается следующая логическая цепочка: изменение теории издержек влечет за собой необходимость обучения специалистов и использование этих новых теорий на предприятиях материального производства с целью прогрессивного управления ими.

Литература

  1. Гутник  В. Рыночные институты и трансформация  российской экономики // МЭиМО 1995. .№7. С. 33-39.
  2. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. М.: РГГУ, 2000, с. 91-115.
  3. Ляско А. Особенности бартерных обменов в переходной экономике. // Вопросы экономки, 2000, № 6. С. 42-54.
  4. Малахов С. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия (двухфакторная модель трансакционных издержек) //Вопросы экономики. 1996. № 10, с. 77-86.
  5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М., 1997. С.45.
  6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. - М.: Норма - Инфра-М, 2000. - 81-82, 421-422 с.
  7. Олейник А. Издержки и перспективы реформы в России: институциональный подход. // МЭиМО.-1998-№1, с. 18-29.
  8. Олейник А.Н. Институциональная экономика. Учебное пособие // Вопросы экономики. 1999. №1-12.
  9. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. №2. С. 47-60.
  10. Радаев В.В. Российский бизнес: структура трансакционных издержек // Общественные науки и современность. 1999. №6. С. 32-38.
  11. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998, с. 16.
  12. Радыгин А., Энтов Р. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. М., ИЭПП, 1999, с.65-66.
  13. Российская экономика: финансовая система. / Под ред. Герасименко В.В., Городецкого Д.Е. - М.: МГУ, ТЕИС, 2000. С. 334-341.
  14. Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов-на-Дону, 1996. С. 215.
  15. Тамбовцев В.Л. Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность. 1999. №5. С. 54-65.
  16. Теория переходной экономики. Микроэкономика. /Под ред. В.В. Герасименко. - М.: ТЕИС, 2001. С. 182.
  17. Экономика: Учебник /Под ред. Булатова А.С., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: изд-во БЕК, 1999. С. 154-178.
  18. Экономические реформы в России. Итоги первых лет 1991-1996. /Под ред. В. П. Логинова, А. В. Барышевой, Р. Лекача. - М., 1997. С. 41.
  19. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. - Спб., 1996. С. 52.
  20. Волков А., Привалов А. А ну-ка, отниму! // Эксперт, 2001, № 1-2, с.28-29.

 

Приложение

Таблица 1

    Изменения в структуре собственности средних  и крупных российских АО, 1994-2000 гг., % уставного капитала

  Инсайдеры Внешние акционеры Государство
1994 60-65 15-25 15-20
1996 55-60 30-35 9-10
1998 50-55 35-40 5-10
2000 30-35 50-55 10-12
 
 
 
 
 
 

    Таблица 2

    Приватизация  в 1995-2000 гг.

  Количество  приватизированных предприятий Утвержденный  бюджет Фактически  получено Дивиденды по федеральным  пакетам акций
1995 6000 4,991 трлн. 7,319 трлн. 115 млрд.
1996 5000 12,3 трлн. 1,532 трлн. 118 млрд.
1997 3000 6,525 трлн. 18,654 трлн. 270,7 млрд.
1998 2583 8,125 млрд. 14,005 млрд. 574,6 млн
1999 595 15 млрд. (всего 18,5) 8,33 млрд. (всего 17,3) 6,15 млрд.
2000     - 18 млрд. (всего 23,7) 31,4 млрд. (всего 50,6) 5,6 млрд.
 

    а - утвержденный бюджет скорректирован в декабре 1995 г., фактический доход  на 70,8% был обеспечен залоговыми аукционами.

    b - в том числе 1,875 млрд. долларов от продажи акций холдинга «Связьинвест».

    c - только от продажи имущества.

    d - скорректирован на уровне правительства  до 15 млрд. руб. в апреле 1998 г.

    e - в т.ч. 12,5 млрд. руб. от продажи 2,5% акций РАО “Газпром”.

    f - не включено в доходную часть  бюджета.

Информация о работе Трансакционных издержек: сущность, виды, значение