Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:06, контрольная работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что экономическая система является неотъемлемой частью общей экономической теории, ее основой. Без полного ее понимания невозможно дальнейшее изучение предмета.
Введение
1. Общая характеристика
2. Традиционная экономическая система
3. Командная экономическая система (социализм)
4. Рыночная экономическая система
4.1. Рыночная экономическая система свободной конкуренции (чистый капитализм)
4.2. Современная рыночная экономика (современный капитализм)
4.3. Аргументы в пользу рыночной экономики
4.4. Аргументы против рыночной экономики
5. Смешанная система рыночной экономики
6. Переходная система экономики
7. Россия в условиях переходной экономики
7.1. Задачи переходной экономики в России
7.2. Основные черты и противоречия экономики переходного периода в России
Заключение
Список литературы
Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются мягкие методы финансового регулирования.
После
завершения макроэкономической стабилизации
и либерализации первоочередными проблемами
становятся вопросы, связанные с созданием
рыночных институтов, бюджетно-налоговой
политики.
7.2. Основные черты и противоречия экономики переходного периода в России
Специфика переходной экономики проявляется в ее особенных чертах:
Степень кризиса не соответствует трансформационному спаду, а является следствием ряда отклонений российской экономической политики от мировых рыночных стандартов, таких как:
Стабильность (устойчивость) экономической системы определяется:
1. Нагрузкой
– оптимальным удовлетворением
потребностей через
2. Структурой
системы – т.е. системой
3. Жесткостью
– способностью сопротивляться
деформациям. Она
4. Несовершенствами системы – отклонениями от нормы, ослабляющими устойчивость, но легко устраняемыми.
Степень неустойчивости переходной экономики, как уже отмечалось, объективно высока, что обусловлено тем, что уровень потребления (нагрузка) уменьшается (потребление мяса снизилось на 42%), но стабильность не восстанавливается, поскольку состояние экономической системы можно охарактеризовать как запредельное. Уменьшение объемов сельскохозяйственного производства и доходов большинства российских семей привели к сокращению и ухудшению структуры потребления продуктов питания. За 1990-1996 гг. увеличилось только потребление картофеля, остальных продуктов - снизилось. Причем, если накануне реформы (в 1990 г.) семьи рабочих и служащих (в основном городские семьи) потребляли молока и особенно мяса больше, чем семьи колхозников (сельские семьи), то к 1996 г. ситуация изменилась на противоположную, что объясняется большой ролью в продовольственном снабжении сельских семей личных подсобных хозяйств, потенциал которых возрос.
Дефицит отечественного продовольствия приходится восполнять за счет ввоза продуктов питания из-за рубежа. Доля продовольственного импорта, достигшая в СССР в 1980 г. 24% и снизившаяся до 16% в 1990 г., в России вновь стала расти. В 1991-1994 гг. она составила 28%. В последующие годы она немного снизилась. Стране приходится тратить на защиту продовольствия значительные валютные ресурсы.
Анализируя характер противоречий современной экономики переходного периода, следует учесть, что на смену диалектики двойственности приходит диалектика множественности. Поэтому по аналогии с диалектикой двойственности Гегеля, основным противоречием переходной к рынку экономики следовало бы считать противоречие между государственным и частным (частно-корпоративным) секторами, которое разрешается в процессе борьбы между ними. Однако, отказываясь от политического понятия борьбы, можно сказать, что эти сектора экономики должны не бороться за расширение своего масштаба, а занимать соответствующую экономической природе каждого из этих секторов экономическую нишу, т.е. охватывать те отрасли производства материальных благ и услуг, для нормального функционирования которых они обеспечивают наиболее благоприятные условия.
Основные противоречия переходной экономики обусловлены существованием следующих главных препятствий на пути становления рыночной экономики:
Собственником
всех своих природных ресурсов может
быть лишь территориальное образование,
способное к самостоятельному выживанию
в экономическом, политическом и
военном отношениях. Если этого нет,
то регион не может рассчитывать на
безнаказанность сепаратистских устремлений
(отделение, обособление). Экономический
сепаратизм исключает организацию рентной
системы налогообложения, в которой рента
с природных ресурсов, равным совладельцем
которых является каждый гражданин России,
выступает оптимальным источником пенсионных
и других социальных выплат гражданам.
Заключение.
На современном этапе экономическая система России нуждается в проведении ряда реформ. Основной задачей является создание таких условий, которые бы обеспечили экономический рост. Для этого, в первую очередь, необходимо модернизировать структуру народного хозяйства.
Основными
недостатками экономической
регуляции, которая не выступает в России частью исторического наследства. Право определяет отношения между равными - правила игры, одинаковые для всех и являющиеся предпосылками установления рыночного соглашения. Это именно то, что обычно называют конкуренцией. Напротив, российская вертикальная организация способствует тому, чтобы систематически избегать этого правила.
Каково возможное будущее российской экономики? Первый путь состоит в следовании традиционной схеме, согласно которой модернизация российского общества осуществляется "сверху", государством или правящей верхушкой. Это как раз путь, выбранный российскими реформаторами, но "завязший" в олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием реализации такого сценария является усиление центральной государственной власти, которое может быть достигнуто только путем эволюции в сторону авторитарности.
Второй сценарий ведет к формированию слабого государства и победе финансовой олигархии. Это катастрофический сценарий с экономическим застоем и огромной социальной дифференциацией за счет перераспределения ренты, что наблюдалось в Латинской Америке, Азии или даже в Африке. Вполне возможно вмешательство армии для обеспечения социального мира. Способна ли в таком случае финансовая олигархия изменить свое поведение и стать основным субъектом модернизации страны, борясь с установками на получение ренты? Подобное возможно лишь при угрозе наступления политических изменений, опасных для олигархии, которая решит тогда объединить силы реформаторов, чтобы выжить, и революционизировать общество, чтобы предотвратить угрозу.
Может быть, Россию спасет третий
сценарий, к сожалению
маловероятный. Это - демократический
вариант, требующий прихода
к власти новых людей, способных
предложить план развития, который
найдет отклик у населения. Основным
условием является "освобождение"
бюджета от финансовой олигархии.
Сценарий был бы в данном случае
близким к польскому: инициатива
мелких предпринимателей постепенно
изменила бы соглашения и
правила игры, действующие в
экономике, которые затем
распространяется на крупные
приватизированные предприятия, враждебно
относящиеся к изменениям. Можно
поручиться, что при таком сценарии
впервые в своей истории
российское общество может модернизироваться
"снизу".
Список литературы: