Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 09:14, курсовая работа
Цель работы: типология, функции и развитее рынка
Задачи:
1) изучение эволюции взглядов на рынок;
2) рассмотреть родовые черты, функции и роль в общественном производстве;
3) изучить основные направления развитие рынка в переходной экономики России.
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Определение понятие рынок…………………………………………………….5
1.1Эволюция взглядов на рынок ………………………………………………….5
2. Сущность рынка…………………….………………………………………….13
2.1Родовые черты, функции и роль в общественном производстве…………..13
3.Типология рынка……………………………….……………………………….21
3.1Основные направления развития рынка в переходной экономике России..21
Заключение………………………………………………………………………..29
Глоссарий………………………………………………………………………….31
Список используемых источников………………………………………………32
Теоретически доказано и мировым историческим опытом подтверждено, что механизм обратных связей есть непременное условие устойчивости и эффективности любой экономической системы. Попытки заменить обратные связи административным командованием неизбежно оборачиваются деформацией не только рынка, но и всей экономической системы, возникновением глубоких диспропорций, всеохватывающего дефицита, утратой экономическими интересами их роли движущей силы экономического развития.
Таким образом, можно выделить еще одно понимание рынка как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. В.В.Герасименко пишет, что обмен товаров через рынок становится формой системы экономических отношений рыночной экономики и организация системы обмена товаров, ее институты, процесс этого обмена, его субъекты, сами товары, которые функционируют в рамках этой системы все это приобретает имя рынка.
Иногда рынок определяют как сферу купли-продажи товаров и услуг. Но сфера рынка не ограничивается только этими отношениями.
Рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка). Это дает основании рассматривать рынок в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему. Вся экономическая система представляет собой совокупность различных подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости.
Как видим, в экономической системе в целом взаимодействуют три самостоятельные подсистемы, и, в зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: если преобладает рынок, то система – рыночная, так возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то система - административно-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и система в целом.
Все рассмотренные нами определения рынка свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления и раскрывают разные грани этого явления. Обобщающую характеристику рынка можно представить в таблице 1.(Приложение А).
Иногда под рынком ошибочно понимают условия реализации товаров. Действительно, на рынке складываются условия реализации товаров и услуг, определяемые соотношением спроса и предложения, которые относятся не столько к аспекту рынка, сколько к аспекту производства, распределения и потребления. Условия рынка характеризуют его состояние, а не сущность.
2.1 Родовые черты, функции и роль в общественном производстве.
Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. Мы уже знаем из анализа определений рынка, что он стал результатом естественноисторического развития обмена и условий, породивших товарное хозяйство. Рынок возник 6-7 тысячелетий назад, развивался и продолжает развиваться в настоящее время. Он есть результат цивилизации. В чем же единство и различия связанных с рынком категорий?
Обмен можно рассматривать с двух сторон: как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ; как процесс создания переделенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.
Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, то есть представляет собой экономические связи между людьми, как производителями и потребителями, по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.
Необходимо различать обмен в широком смысле - деятельностью, услугами, опытом, результатами и обмен в узком смысле - только результатами труда, или продуктообмен. Последний в условиях товарного хозяйства принимает форму товарного обмена.
Товарное обращение - более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.
Торговля - это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладельцев - продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляют суть торговой деятельности.
Торговые услуги - отношения посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю-продажу товаров. То обстоятельство, что операции по купле-продаже товаров (в чистом виде) не создают продукт и потому удовлетворяют общественные потребности в реализации товара не в качестве вещи, а в качестве самой деятельности, дает основание назвать эту деятельность услугой. Обособление торговой деятельности от производителя товаров (которому оказывают услугу по реализации его товара, более быстрому и экономичному возмещению затрат на производство этого товара) и от потребителей (им оказывают услуги по удовлетворению их платежеспособного спроса) - другое важное обстоятельство для появления торговых услуг, которые можно разделить на основные и дополнительные.
К основным торговым услугам относятся такие торговые операции, как изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных выставок, заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированной консультации, создание благоприятных условий для реализации товаров: прием, выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров, оформление различных документов, учет и контроль за движением товарной массы и многие другие.
К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение), существование которого обусловлено полным обособлением производства от сферы обращения.
В сфере обращения имеют место услуги финансовой и кредитной систем, которые удовлетворяют потребности самостоятельного движения стоимости в денежной форме и в строгом смысле не являются торговыми услугами. Такое представление о торговых услугах составлено на основе методологии К.Маркса, его анализа сущности торгового капитала, известного еще с древних времен.
Торговый капитал - капитал, функционирующий в сфере обращения, по ·Марксу, представляет собой обособившуюся часть промышленного (товарного) капитала. Практически это означает, что промышленник, вкладывающий свой капитал в производство товаров, сам не занимается их реализацией, а передает эту функцию специальным торговым предприятиям. Торговый капитал становится как бы агентом промышленного, осуществляет его торговое обслуживание. Экономический смысл такого обособления состоит в том, что торговец экономит промышленнику время и деньги, ибо осуществляет реализацию товаров быстрее (лучше знает условия реализации, спрос покупателей) и с меньшими затратами. Вступление торгового капитала в процесс реализации товаров служит основанием для участия его в дележе общей массы прибавочной стоимости и получении торговой прибыли. Движение торгового капитала характеризуется формулой Д-Т -Д', где Д - деньги, Т- товар, а Д' - деньги с приращением, с торговой прибылью. Торговая прибыль как расчетная категория выступает как разница между покупной и продажной ценой, получение которой является определяющим мотивом деятельности торговца.
Первоначальной формой торгового капитала был купеческий капитал, объективной основой возникновения которого послужили отделение ремесла от земледелия, а затем города от деревни. С возникновением денег и образованием местных рынков происходит выделение особой группы лиц - купцов, специализировавшихся на посреднических операциях в сфере товарного обмена.
Купеческий капитал служил одним из важных факторов первоначального накопления капитала (сравните с современностью в России). Его роль была сложной и противоречивой. С одной стороны, он способствовал накоплению денежного имущества в руках немногих, росту и концентрации производства, ибо в ряде случаев купцы переходили от простого посредничества к организации производства с целью получения прибыли. С другой стороны, наживая колоссальные прибыли за счет неэквивалентного обмена, купцы подвергали основную массу населения, приобретавшего у них товары, чудовищной эксплуатации.
В эпоху свободной конкуренции торговый капитал обособляется от промышленного довольно сильно. В настоящее время все заметнее начинает проявляться противоположная тенденция. Крупные промышленные компании создают часто собственную сбытовую сеть, стараясь держать под контролем реализацию и потребление своих товаров.
Рынок - это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он.
Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Единство
всех вышеназванных категорий
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиции) позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках.
Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность в таблица 2 (Приложение Б).
Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.
Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономическоro соглашения по созданию условий для функционирования единого всероссийского рынка.
Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить? На рынке действует регулирующая "невидимая рука", о которой писал А. Смит: "Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им".
Современный рынок регулируется не только "невидимой рукой", но и государством.
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. "Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей" (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.