Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 20:57, реферат
Предельный анализ впоследствии применялся при построении других ключевых маржиналистских теорий – издержек производства распределения, общего равновесия и т.д. Однако было бы неверно думать, что приверженность предельным величинам составляет суть маржинализма.
Введение………………………………………………………………………..2
Теория предельной полезности………………………………………………...3 – 4
Основоположники теории предельной полезности.......................................................5 – 9 Революция в теории стоимости………………………………………………...5 – 6
Австрийская школа…………………………………………………………….6
Теория К. Менгера …………………………………………………….......7 – 8
Теория Е. Бем-Баверка …………………………………………….............8 – 9
Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости………….10 – 11
Стоимость и маржинализм……………………………………………….10
Парадокс Смита…………………………………………………………..10 – 11
Ценность и предельная полезность………………………………………....11
Стоимость – общественное явление………………………………………....11
Закон убывающей предельной полезности……………………………………...12 – 21
Предельная полезность……………………………………………….…...12 – 13
Кривые безразличия……………………………………………….……...16 – 19
Законы Госсена…………………………………………………………...19 – 20
Измерение величины полезности……………………………………...…...20 – 21
Аксиомы поведения потребителя……………………………………...…..21
Временной аспект в теории потребительского поведения……………………
Максимизация общей полезности……………………………………………...22 – 24
Правило максимизации полезности………………………………………...22 – 23
Максимизация полезности и благосостояние……………………………......23
Принцип равенства предельной нормы замещения………………....…...…....23 – 24
Заключение…………………………………………………………………....25
Литература…………………………………………………………….….....
Представители теории предельной полезности исходили из того, что анализ экономических процессов следует начинать с изучения потребностей людей, с поиска критерия полезности благ. Под полезным эффектом благ понимается удовлетворение, которое получают люди от их потребления, т.е. полезность благ определяется их способностью удовлетворять какие-либо потребности человека.
Теория
предельной полезности рассматривает
не полезность потребительских благ вообще,
а ту конкретную полезность, которую эти
блага способны принести данному индивиду.
Например, если потребитель А приобретает
товар X, то он делает это для удовлетворения
каких-то своих нужд, т.е. товар Х имеет
определенную полезность для А. Когда
потребитель покупает последовательно
единицы товара Х (например, книги),
то каждая новая покупка будет увеличивать
полезность, получаемую А от товара
X. Сумма полезностей всех приобретенных
единиц товара А (положим 5 книг) называется
общей или совокупной полезностью (total
utility – U) товара Х (в нашем случае 5
книг). Если А приобретает еще одну
единицу товара Х (6-ю книгу), то общая
полезность возрастет на величину, которую
называют предельной полезностью (marginal
utility – MU). Иными словами, предельная полезность
– это полезность, равная приращению общей
полезности при увеличении потребления
товара на одну дополнительную единицу.
Парадокс
Смита.
Новая
теория стоимости учитывала
Маржинализм нашел иное решение «парадокса Смита». Действительно, вода ценится в нормальных условиях значительно ниже бриллиантов, но так бывает только тогда, когда речь идет об удовлетворении конкретной, не очень острой (в нормальных условиях) потребности с помощью, допустим, одного литра воды, сравнительно с удовлетворением конкретной потребности посредством одного бриллианта. Если же представить себе весь запас пресной воды в мире, противостоящий всему мировому запасу бриллиантов, первый будет иметь бесконечно более высокую ценность, чем последний.
В
таком разграничении совокупной
полезности блага (т.е. полезности всего
запаса или всего доступного данному
индивиду количества блага) и его
предельной полезности (т.е. полезности
последней единицы из этого запаса
или из этого доступного количества)
– важнейшее концептуальное новшество,
привнесенное в теорию стоимости.
Ценность
и предельная полезность.
Ценность определяется субъективной предельной полезностью последней единицы имеющегося в наличии блага. Если благо имеется в изобилии, то, сколь бы ни была велика его совокупная полезность, полезность последней единицы будет равна нулю, и, поскольку безразлично, какую именно единицу считать последней, нулю будет равна полезность любой единицы. Данное благо, в терминологии Менгера, будет неэкономическим. Если совокупная полезность всего количества блага (например, бриллиантов) не столь велика, то ограниченность их количества приводит к тому, что последняя единица ценится достаточно высоко, это благо приобретает экономический характер и ценность (стоимость).
Изложенное
позволяет сделать вывод: в своем
самом первоначальном виде стоимость
есть не что иное, как потребительская
оценка относительного полезного эффекта
данного вида экономического блага для
конкретного индивидуума.
Стоимость
– общественное явление.
Нужно
учесть, что, во-первых, блага не падают
с неба, а производятся с использованием
труда и других ресурсов и, во-вторых,
что в развитой хозяйственной системе
стоимость носит общественный, а не индивидуальный
характер. Происходит рыночное согласование
индивидуальных оценок. Выведение общественной
предельной полезности блага рынок осуществляет
по принципу равнодействующей оценок
разных индивидуумов. Эта равнодействующая
складывается стихийно, под воздействием
стремления каждого участника обмена
к максимальному удовлетворению своих
потребностей. При наличии значительного
числа участников обмена цена, при которой
может состояться обмен, оказывается заключенной
в значительно более узкие границы, чем
при изолированном обмене между двумя
индивидами. И чем больше участников обмена
(каждый из которых приносит на рынок свои
собственные субъективные оценки), тем
уже эти границы, и, в конечном счете, ряд
субъективных ценностей сходится к единой
общественной, рыночной ценности блага.
Закон
убывающей предельной
полезности.
Предельная полезность.
Очевидно, что покупатель приобретает товар ради его потребительной стоимости, потому что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребностей. Это общее и совершенно бесспорное положение не дает нам почти ничего для понимания поведения покупателя на рынке, если не рассмотрим некоторые закономерности самого процесса потребления.
Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т.е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо.
Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.
Но если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя также должна убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наибольшую полезность, то по мере утоления голода каждая последующая порция еды будет иметь все меньшую полезность.
Для более точного описания процесса убывания полезности в экономической науке используется понятие предельная полезность, т.е. добавочная полезность, прибавляемая каждой последней порцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
На абсциссе отложим количество потребляемого товара Q, на ординате – общую полезность U. По мере увеличения количества потребленного товара общая (суммарная) полезность возрастает, но прирост полезности (не заштрихованные прямоугольники) с каждой новой порцией товара сокращается, пока не дойдет до нуля. Если предположим, что благо можно разделить на бесконечно малые порции, то замедляющийся рост общей полезности может быть изображен не в виде ступенчатой диаграммы, а как непрерывная выпуклая линия. В виде прямоугольников отложена только предельная полезность MU, которая по мере увеличения количества товаров убывает.
Таким образом, можно сделать вывод; что величина предельной полезности зависит от количества данного товара и степени потребности в нем.
Вместе с тем, у человека существует множество потребностей, которые характеризуются различной степенью интенсивности. Хотя оценка интенсивности потребности субъективна, но можно и объективно отделить первичные, неотложные потребности от менее насущных потребностей. Во всяком случае ясно, что каждый человек располагает свои потребности, а следовательно, и свой спрос на рынке в соответствии с определенной шкалой, на которой первые места занимают самые неотложные потребности, за ними располагаются остальные.
Каково основное условие равновесия, которое должно быть выполнено, чтобы, приобретая различные товары, человек максимизировал получаемую полезность? При удовлетворении потребностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что в конце концов предельные полезности употребленных благ станут одинаковы.
Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы денег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если разделим предельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную предельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полезности. Проще говоря, последний рубль, затраченный, например, на мясо, должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на хлеб или апельсины.
Это условие потребительского равновесия может быть выражено» следующим образом:
где MU – предельная полезность отдельных товаров, а P – их цена.
Мы уже отмечали, что в маржиналистской теории важное место занимала проблема количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. Что считать таким измерителем, т.е. в каких единицах будут оцениваться и сопоставляться предельные полезности благ? Возможно ли вообще найти такой показатель? В зависимости от ответа на эти вопросы, сторонники теории предельной полезности разделялись на два направления: кардиналистов и ординалистов. Первые были заняты поиском измерителя абсолютных величия предельной полезности. (У. Джевонс, А. Маршалл, Д. Робертсон и др.). Однако эти поиски не увенчались успехом и чаще всего при сравнении использовались денежные оценки полезности. Ординалисты же в принципе отказались от поиска такой универсальной единицы и предложили иной подход (В. Парето, Дж. Хикс и др.). Так, В. Парето высказал идею о том, что вместо абсолютных измерений предельной полезности плодотворнее было бы перейти к анализу относительному, а именно: определить предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров.
Предпочтение людей есть их оценки товаров и услуг независимо от цен и собственного бюджета. Предпочтения изменяются со временем. Когда появились синтетические ткани, покупатели предпочитали одежду из них, поскольку ее легко стирать, она не сминается, и не требует глажки. Но по мере того как обнаружились отрицательные свойства синтетических тканей, люди стали предпочитать изделия из натуральных волокон, несмотря на более высокую цену.
Очень
сильно влияют на предпочтения новые
технологии, изменяющие вид продукта или
дающие возможность производить новый
продукт, который становится преимущественным
объектом спроса по сравнению с прежними
товарами.
Закон
убывающей предельной
полезности.
Как-то измерить полезность товара и услуги для человека нет никакой возможности, прежде всего из-за субъективности оценок полезности. Стоит ли пользоваться таким понятием? Задача определить поведение потребителя заставляет использовать понятие «полезность», которое важно для потребителя (забегая вперед, можно сказать, что в экономической науке найдены такие методы анализа, при которых отпадает необходимость количественного измерения полезности).
Потребности людей обладают способностью насыщаться. Так, голодный человек может съесть много хлеба, но, когда он утолит голод, каждый дополнительный кусок хлеба будет иметь для него все меньшую ценность. Скорее всего, он предпочтет другую пищу. Таким образом, по мере увеличения количества потребляемых товаров и удовлетворения потребности, как отметилось выше, полезность каждой последующей единицы товара (добавочная полезность) уменьшается. Полезность последней (дополнительной) единицы называется предельной (или маржинальной) полезностью, и она уменьшается по мере насыщения потребности. Эту зависимость в экономической науке называют законом убывающей предельной полезности.
С увеличением количества потребляемых продуктов их общая (совокупная) полезность растет, хотя и замедляющимся темпов. Предельная полезность есть приращение полезности с каждой новой единицей, и она имеет тенденцию уменьшаться с каждой дополнительной единицей продукта.
Закон убывающей предельной полезности утверждает, что чем больше товаров и услуг потреблено в течение данного периода времени, тем ниже их предельная полезность (т. е. полезность каждой новой дополнительной единицы) при неизменности всех других факторов потребления. Этот закон определяет и полезность воды: первый глоток воды (в данный период) абсолютно необходим для сохранения жизни, и его предельная полезность велика, но по мере увеличения количества потребляемой воды она удовлетворяет все более широкие потребности, начинает применяться для полива улиц, садов и т. д. В этом случае полезность каждого нового дополнительного литра много меньше, чем первого.