Теория предельной полезности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены методологические принципы маржинализма, также большое внимание уделено теории предельной полезности, с точки зрения различных ученых

Содержание

Введение .3
Возникновение маржинализма .5
Методологические принципы маржинализма .6
Статическое равновесие .7
2.2 Отказ от категории классов .8
Австрийская школа. Английский вариант теории предельной полезности 10
3.1 Предельная полезность: понятие, функции 11
3.2 Теория предельной полезности 14
3.3 Теория предельной полезности К. Менгера 18
3.4 Субъективная и объективная стоимость Е. Бем-Баверка 20
Заключение 24
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     Опираясь  на новые методологические принципы, маржиналисты создали целостную  теоретическую систему, охватившую все разделы политэкономии. В 90-х годах она, дополненная благодаря усилиям А. Маршалла отдельными элементами рикардианства, а также снабжённая разработанным математическим аппаратом, получила название неоклассического течения и к концу столетия завоевала господствующее положение в ведущих странах.

     Более 100 лет прошло со времени зарождения маржинализма. Но в отличие от многих школ буржуазной политэкономии, бесследно растворившихся в прошлом, он не сошёл со сцены. Любая современная буржуазная концепция в позитивном или негативном плане отталкивается от маржинализма. Столь необычное долголетие обусловлено, по-видимому, принципиальной ориентацией маржинализма на внеисторический подход, которая имела два противоречивых, но взаимосвязанных следствия. С одной стороны, абстрактный анализ рыночного механизма «в чистом виде» позволил маржиналистам зафиксировать ряд закономерностей ценообразования, конкуренции, поведения потребителя и т. д., которые обладают большей общностью, чем их конкретное воплощение в экономике 19 в., и, следовательно, во многом сохраняют силу и сегодня 5. С другой стороны, та же методологическая установка, отсекающая весь исторический контекст «чисто экономической деятельности», т. е. функционирования рынка, изначально исключало саму правомерность вопроса о социальных противоречиях капитализма, что отвечает апологетическим устремлениям правящего класса.

3.Австрийская школа.

Английский  вариант теории предельной полезности

   

     Родоначальником австрийской школы был Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета, опубликовавший в 1871 г. «Основания политической экономии», а в 1887 г. – «Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности». Другой представитель австрийской школы – Фридрих Визер (1851-1926) развивал идеи Менгера в своих работах «Происхождение и основные законы хозяйственной ценности» (1884), «Естественная ценность» (1889), «Закон власти» (1926). Но наиболее видным представителем этой школы стал Евгений Бем-Баверк (1851-1919) – профессор Венского университета, президент Австрийской академии наук и министр финансов Австрии. Основные труды Бем-Баверка – «Права и отношения, рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах» (1881), «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Естественная стоимость» (1889), «Капитал и прибыль» (1889), «Позитивная теория капитала» (1891) и «Теория Карла Маркса и её критика» (1896). В названных изданиях обстоятельно излагалась теория предельной полезности, характерная для австрийской школы. Если К. Менгер формулировал основные положения этой теории, описывая индивидуальные акты обмена, то Визер уже использовал принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства, а Бем-Баверк, развивая идеи Менгера и Визера, дал более развёрнутый вариант новой теории, дополнив её субъективистской концепцией процента.

     Теория  предельной полезности непосредственно противопоставлялась марксистской трудовой теории стоимости, на которой базируется теория прибавочной стоимости. Е. Бем-Баверк, указывая на железную логику «Капитала» К. Маркса, заявил, что для опровержения марксизма в целом достаточно показать несостоятельность его учения о стоимости. 

3.1 Предельная полезность: понятие и функции 

     Потребительские предпочтения можно описать, используя  концепции полезности и предельной полезности. В экономическом анализе термин «полезность» используется для обозначения того удовольствия или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров и услуг. Можно предложить ещё одно определение. Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара или выполнения какого-либо действия. Эта категория включает и психологический компонент, потому что люди ощущают полезность, получая вещи, приносящие им удовлетворение, и, отказываясь от вещей, не доставляющих такого же удовольствия. Если от покупки книги человек более счастлив, чем от приобретения буханки хлеба, то мы говорим, что книга имеет для него большую полезность, чем буханка хлеба. В экономическом анализе полезность всё же используется чаще всего для описания предпочтений при ранжировании наборов потребительских благ и услуг.6

     Каждому набору потребительских товаров  можно установить некоторое число (количество) таким образом, что если набор А предпочтительнее набора В, то и число соответствующее  набору А, будет больше, чем для  В. В этом состоит функция полезности - упорядочивать выбираемые потребителем наборы (товары, услуги) по уровням удовлетворения потребностей. Функцию полезности удобнее применять  к анализу выбора при трёх и большем числе товаров. В этом случае выбор потребителя может быть объяснён порядковым ранжированием уровней полезности. Информацию о выборе используется для того, чтобы сделать вывод об их предпочтениях и вкусах, но не о том, чтобы сказать, насколько один набор предпочтительнее другого.

      Теперь  нужно сделать следующий шаг - найти способ описания ограничений, влияющих на множество тех возможностей, которыми располагают потребители. К их числу относятся все обстоятельства, которые не дают людям возможности потреблять всё, что они хотели бы потреблять. Такие ограничения, пределы ставятся в первую очередь ценами, а также размерами потребительского бюджета. Хотя и не исключены и пределы нерыночного характера.

      Числовые  свойства полезности оказалось удобным  использовать при принятии потребителями  решений, имеющих приростной характер. Примером такого рода может послужить решение получать ежемесячно дополнительно по 1 единице товаров и услуг. В подобных случаях принято характеризовать результаты того, что сделано в большем или меньшем объёме понятием «предельный» (маржинальный). Таким образом, предельная полезность представляет собой дополнительное, добавочное удовлетворение, получаемое потребителем от дополнительной единицы блага. Например, предельная полезность, связанная с ростом потребления от 0 до 15 единиц предметов потребления может равняться 14, от 0 до 10-9.

      По  мере роста потребления товара или  услуг процесс потребления даёт всё меньше и меньше приращения полезности. Хотя достаточно очевидно, что с  её увеличением (до некоторого предела) количества вещей данного вида, обладающих полезностью для потребителя, возрастает их общая, суммарная полезность, т.е. по мере роста потребляемых благ наблюдается приращение полезности. В то же время, отметим ещё раз, увеличение суммарной полезности с ростом количества благ подчиненно определенной закономерности, проявляющейся в уменьшении, затухании общего эффекта по мере насыщения потребления благами и определяемой как убывающая предельная полезность (или снижающая предельная полезность). Данный принцип был сформулирован как экономический закон.

      Согласно  закону убывающей предельной полезности каждая последующая единица потребляемого блага имеет предельную полезность ниже, чем предыдущая, т.е. дополнительный потребительский эффект, получаемый от увеличения благ на одну единицу ниже, чем эффект, полученный от предыдущей единицы.

      Практическое  значение закона убывающей предельной полезности состоит, прежде всего, в том, что он позволяет предсказать поведение покупателей при выборе и количества и набора приобретаемых и потребляемых благ. Принцип убывания предельной полезности можно применить в более сложной ситуации, когда перед покупателем стоит проблема выбора и потребления нескольких благ. В этом случае, когда предельная полезность, получаемая в расчёте на каждую единицу стоимости одного блага, становится равна предельной полезности, получаемой в расчёте на каждую единицу стоимости другого блага, достигается потребительское равновесие. Это можно сформулировать иначе: отношение предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Таким образом: понятие предельной полезности товара является основой при конструировании так называемой функции полезности потребления. Данная функция описывает зависимость совокупной потребительской полезности набора товаров от количества товаров, приобретаемых в течение некоторого периода времени. Это функция многих переменных. 

3.2 Теория предельной  полезности 

    При разработке теории предельной полезности * представители австрийской школы использовали различные определения стоимости полезностью вещи (потребительной стоимостью), которые развивали ещё Тюрго, Кондильяк, Германн, Сэй, и в особенности так называемые законы Гессена, сформулированные немецким профессором в середине 19 века. Согласно этим законам, в ходе «постепенного насыщения потребностей» полезность вещи якобы падает с увеличением запасов благ. Чем больше запасы, тем ниже полезность, а, следовательно, и ценность каждой следующей единицы блага. Герман Гессен (1810-1880) рассматривал полезность как субъективную категорию, потребление – как единственный объект исследований, заслуживающий внимания, и подменял экономику психофизиологией. Именно он в работе «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил общественной торговли» (1854) создал первый вариант экономико-математической теории полезности. Но у Гессена полезность последнего блага в запасе называлась не предельной, а «ценностью последнего атома».

     Говоря  о возникновении теории предельной полезности, известный английский экономист Марк Блауг отмечает, что выдвинутые объяснения о происхождении теории предельной полезности «распадаются на четыре категории:

  • автономное интеллектуальное развитие в рамках экономической теории;
  • плод философских течений;
  • результат определённых институциональных изменений в экономике;
  • протест против социализма, в особенности марксизма».7

    При этом из названных объяснений наиболее правдоподобным он считает первое, которое «указывает на банкротство  и распад классической экономической теории в 50 - 60-е годы 19 века, на фактический отказ от трудовой теории ценности в «принципах» Милля».8

    Возникновение теории предельной полезности в первую очередь связывают с кризисом трудовой теории стоимости. И действительно, именно изменения в экономических отношениях развивающегося капитализма стали первопричиной подрыва классического товарного производства и, следовательно, трудовой теории стоимости, возникновения теории предельной полезности.

    Нужно сказать, что теория предельной полезности является кульминацией развития субъективистских теорий полезности, которые имеют  давнюю историю и своими корнями восходят ещё к Аристотелю.

    «Звездный час» идеи, идущей ещё от Аристотеля, что меновая стоимость и цена товара определяется интенсивностью желаний  вступающих в обмен лиц которой, относится к периоду 70-80-х годов 19 века. Этот период вошёл в историю экономической мысли под названием «маржиналистской революции».

   Представители «австрийской школы» не только ввели  в экономическую науку понятие  субъективной полезности (ценности), но и выдвинули её в качестве основы ценообразования. Чтобы лучше понять логику их рассуждений, следует уточнить разницу между объективной и субъективной полезностью. Первая, представляет собой принципиальную способность служить для человеческого благополучия. Субъективная же полезность или ценность представляет собой значимость данной вещи для благополучия (жизненного наслаждения) данного человека. Следовательно, может иметь место ситуация, когда вещь обладает полезностью, но не обладает ценностью. Для образования ценности необходимо, чтобы с полезностью соединялась редкость - редкость не абсолютная, а лишь относительная, то есть по сравнению с размерами существующей потребности в вещах данного рода. И значит, ценностью блага, обладают в том случае, если их не хватает для удовлетворения, соответствующих потребностей, в противном случае материальные блага ценности не имеют.  

    Конкретная  потребность более важного вида блага может оказаться стоящей ниже конкретных потребностей менее важного вида. Уменьшение же ценности благ по мере увеличения их количества представители австрийской школы связывали с «глубоко укоренившимся свойством человеческой натуры, когда одного и тоже рода ощущения, повторяясь беспрерывно, начинают доставлять нам всё меньше и меньше удовольствия, и, наконец, удовольствие это превращается даже в свою противоположность - в неприятность и отвращение. Таким образом, в теории ценности австрийской школы, она может представлять и отрицательную величину.9Здесь мы видим формулировку закона убывающей предельной полезности.

    Таким образом, ценность зависит от степени полезности и степени редкости. Первая определяет высший пункт, до которого предельная полезность может подняться в крайнем случае; вторая - до какого именно пункта предельная полезность действительно поднимается в конкретном случае. Другими словами, высота предельной полезности определяется двумя факторами: субъективными (потребности) и объективными (количеством благ), которое в рамках рассуждений австрийской школы остаётся раз и навсегда данным.

Информация о работе Теория предельной полезности