Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:25, курсовая работа
Явная неспособность новой исторической школы с её крайним эмпиризмом и националистической ориентацией противопоставить марксизму общую теоретическую систему привела к появлению и распространению в 70-90-х годах 19 в. другого крупного направления вульгарной политэкономии – маржинализма. Его родоначальники – К. Менгер в Австрии, У.С.Джевонс в Великобритании, Л.Вальрас в Швейцарии и Франции – видели свою первоочерёдную задачу в создании концепции, в корне отличной от трудовой теории стоимости, надеясь тем самым выбить почву из-под марксистской политэкономии и одновременно заложить фундамент собственной доктрины.
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теория предельной полезности………………………………………………...3 – 4
1.1.Основоположники теории предельной полезности...............................................5 – 9 1.2.Революция в теории стоимости………………………………………………...5 – 6
1.3.Австрийская школа…………………………………………………………….6
1.3.1. Теория К. Менгера …………………………………………………….......7 – 8
1.3.2.Теория Е. Бем-Баверка …………………………………………….............8 – 9
Глава 2. Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости.10 – 11
2.1. Стоимость и маржинализм……………………………………………….10
2.2. Парадокс Смита…………………………………………………………..10 – 11
2.3. Ценность и предельная полезность………………………………………....11
2.4. Стоимость – общественное явление………………………………………....11
Глава 3. Закон убывающей предельной полезности…………………………...12 – 21
3.1. Предельная полезность……………………………………………….…...12 – 13
3.2.Кривые безразличия……………………………………………….……...16 – 19
3.3. Законы Госсена…………………………………………………………...19 – 20
3.4.Измерение величины полезности……………………………………...…...20 – 21
3.5.Аксиомы поведения потребителя……………………………………...…..21
3.6.Временной аспект в теории потребительского поведения……………………
Глава 4. Максимизация общей полезности…………………………………...22 – 24
4.1.Правило максимизации полезности………………………………………...22 – 23
4.2.Максимизация полезности и благосостояние……………………………......23
4.3.Принцип равенства предельной нормы замещения………………....…...…....23 – 24
Заключение…………………………………………………………………....25
Литература……………………………………
Принцип равенства предельной нормы замещения.
Общим является и основной метод анализа – это метод уравнивания предельных значений: если определенное количество чего-либо распределяется между несколькими конкурирующими способами применения, то среди возможных распределений существует некоторое «эффективное», когда каждая единица делимого распределена так, что выгода перемещения ее к одному из способов будет в точности равна потерям из-за отвлечения ее от другого способа. Относим ли мы это к распределению фиксированного дохода между некоторым числом потребительских благ или фиксированных выплат между некоторым числом производственных факторов, или данного количества времени между трудом и досугом, - метод везде остается одним и тем же. Кроме того, одним из условий достижения максимизации при решении проблемы распределения является действие закона убывающей отдачи (в том числе и полезности) единиц делимой величины при передаче их одному-единственному способу потребления.
В теории поведения потребителя оптимальное состояние достигается, когда потребитель распределил свой доход при покупке таким образом, чтобы уравнялись предельные полезности каждого доллара; закон убывающей предельной полезности обеспечивает существование такого оптимума. На уровне фирмы оптимальный результат достигается, когда уравнены предельные физические продукты на каждый доллар стоимостной оценки фактора производства. И закон убывающего предельного продукта играет ту же роль. Оба примера представляют собой практическое применение общего принципа, который можно назвать «принципом равенства предельной нормы замещения».
Заключение.
Отмечая методологические и теоретические изъяны теории предельной полезности, нельзя в то же время не отметить, что проблемы взаимодействия спроса и предложения в ценообразовании, вопросы взаимной связи потребительной стоимости (полезности) и стоимости, соотношения платежеспособного спроса и цен, затронутые в этой теории, являются важными для понимания функционирования товарного производства. Совершенно очевидно, что изучение и прогнозирование спроса и предложения, исследование конкретных рынков является актуальной задачей для экономической науки. С целью решения этой задачи современные буржуазные экономисты используют теорию предельной полезности, усилив внимание к изучению закономерностей потребительского спроса, анализу предложения, исследованию рынков совершенной и несовершенной конкуренции и ценообразования факторов производства на микроэкономическом уровне а современном этапе сложились объективные предпосылки для синтеза трудовой теории стоимости и относительной выделенности. Пока труд является определяющей субстанцией для увеличения общественного богатства, трудовая теория стоимости занимает главенствующее положение. Но по мере того, как эта роль переходит к интеллектуальным способностям человека, т. е. к нетрудовым факторам, на первое место выходит маржинализм, причем трудовая детерминанта остается некоторым базисным ограничителем, который дает о себе знать тогда, когда люди начинают игнорировать эти ограничения. Соответственно, и трудовая теория стоимости становится всего лишь глубинной основой, которая по мере прохождения к постиндустриальному обществу все меньше описывает конкретные экономические реалии, и тогда на первый план выходит теория предельной полезности. Как видим, теория австрийцев продолжает жить и наше время, причем находит применение не только в своем классическом виде, но и, что очень важно, в синтезе с другими теориями. Это дает возможность получить качественно новые методы анализа, изучения и прогнозирования экономических процессов и явлений, которые на современном этапе позволят наиболее полно выполнять свои функции.
Итак товары покупаются на рынке не потому, что кто-то оценил затраты труда на производство товаров как общественно необходимые, а потому, что они обладают определенным полезным эффектом для покупателя, т.е. покупатель ценит этот товар.
Цена, определяемая предельной полезностью, помогла разрешить многие загадки и парадоксы хозяйственной жизни и позволила создать те разделы экономической науки, которые сейчас называются теория потребительского выбора и меновая теория стоимости.
Подводя итог, можно сказать, что теория предельной полезности и теория потребительского выбора позволяет лучше понять, как ведет себя на рынке экономический субъект, а так же произвести более точный анализ спроса и влияние его количественного изменения на рыночное равновесие. Эти теории подчеркивают воздействие на экономическую систему импульсов, вытекающих из изменений вкусов и предпочтений потребителей.
Список использованных источников:
1. C.V. Brown & P.M. Jackson. Economics: public sector. 4th edition.
Basil Blackwell. 1990,- 587 с.
2. Р.М. Нуреев. Курс микроэкономики. Москва. 1998,- 560 с.
3. А.Г. Войтов. Экономика. Москва. 1999,- 490 с.
4. Пол А. Самуэльсон & Вильям Д. Нордхаус. Экономика. 15-ое издание. Москва. 1997,- 799 с.
5. А.В. Сидорович. Курс экономической теории. Москва. 1997.
6. Г.П. Овчинников. Микроэкономика. Макроэкономика. Санкт-Петербург. 1997.
7. Кэмпбелл Р. Макконнелл & Стэнли Л. Брю. Экономикс. Москва. 1996.
8. Койчуманов Т.Дж. Первый этап экономических реформ- Бишкек,1998
9. Национальный отчет Кыргызской Республики по человеческому развитию за 1998 год- Бишкек,1998
10. Экономический вестник№1,1999, Бишкек
11. "Слово Кыргызстана",30 сент.1998,16 окт.1997
12. Кыргызст ан в цифрах Б. 2005 г
13. Социально-экономическое развитие Кыргызской Республики 2005 -2006 гг.
23
[1] Р.М. Нуреев. Курс микроэкономики. Москва. 1998,- 560 с. с.87
[2] Р.М. Нуреев. Курс микроэкономики. Москва. 1998,.с.90
[3] Р.М. Нуреев. Курс микроэкономики. Москва. 1998,.с.99
[4] Пол А. Самуэльсон & Вильям Д. Нордхаус. Экономика. 15-ое издание. Москва. 1997,- 799 с. с.98
[5] Пол А. Самуэльсон & Вильям Д. Нордхаус. Экономика. 15-ое издание. Москва. 1997,- 799 с. с.76