Теория поведения потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 14:32, реферат

Описание работы

Как семьи решают, какую часть дохода потратить сегодня, а какую часть
отложить на будущее? Это вопрос из области микроэкономики, поскольку он относится к поведению отдельных экономических агентов. Тем не менее, ответ
на него имеет немалое значение для макроэкономики, т.к. решения о потреблении
влияют на состояние экономики в целом как в долгосрочном, так и в
краткосрочном периоде.

Работа содержит 1 файл

Теория поведения потребителя.docx

— 47.11 Кб (Скачать)

      Предположим, что индивид захочет  распределить потребление в течение  своей жизни таким образом,  чтобы иметь более или менее  равномерный поток потребления

Он предпочитает потреблять равные количества благ в  каждый период, чем потреблять много  в один период и моло в другой.

      Очевидно, данное предположение  означает, что потребление связано  не с текущим доходом (нулевым  в пенсионный период), а, скорее, с доходом, получаемым в течение  жизни.

      Потребление в течение жизни  равно доходу, получаемому в течение  жизни. Это означает, что планируемый  уровень потребления С, одинаковый  в каждый период, умноженный на  число лет жизни NL, равняется доходу, получаемому в течение жизни:

                                              C * NL = YL * WL.

Разделив обе  части на NL, получим планируемое потребление за год С, которое пропорционально трудовому доходу:

                             C = (WL/NL) * YL.

Коэффициент пропорциональности в этом уравнении равен WL/NL – доле периода работы в жизни. Соответственно уравнение утверждает, что в каждый год периода работы потребляется некоторая доля трудового дохода, причем эта доля равна доле периода работы в совокупной жизни.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Милтон Фридман  и теория постоянного  выбора

    В  книге, опублткованной в 1957 г., Милтон Фридман предложил для  объяснения поведения потребителей  теорию постоянного дохода. Теория  Фридмана дополняла теорию жизненного  цикла Модильяни: в обеих использовалась теория поведения потребителя Фишера, согласно которой потребление не должно зависеть только от текущего дохода. Однако, в отличии от теории жизненного цикла, в которой подчеркивается, что доход имеет предсказуемую динамику на протяжении всей жизни человека, теория постоянного дохода утверждает, что люди в разные годы испытывают случайные и временные изменения в уровне своего дохода. 

4.1. Теория 

    В  долгосрочном периоде отношение  объема потребления весьма стабильно,  но в краткосрочных периодах  оно колеблется. Подход с точки  зрения жизненного цикла объясняет  это тем, что люди хотят сохранить  равномерную структуру потребления  во времени, даже если временная  структура их дохода, получаемого  в течение жизни, не является  одинаковой. Таким образом, этот  подход подчеркивает роль показателя  богатства в функции потребления.  Другое обьяснение, которое отлично  в деталях, но полностью соответствует  основам теории жизненного цикла,  дается теорией постоянного дохода.

    Эта  теория, выдвинутая Милтоном Фридманом,  утверждает, что люди приводят  свое потребительское поведение  в соответствие со своими возможностями  постоянного или долгосрочного  потребления, а не с текущим  уровнем дохода.

     Пример, приведенный Фридманом, описывает  человека, который получает доход  только раз в неделю, по пятницам. Данный индивид не сосредотачивает  все свое потребление в тот  день, когда получает доход, а  потребление во все другие  дни будет равно нулю. Индивиды  предпочитают равномерный поток  потребления, а не изобилие  сегодня и скудность завтра  или вчера. Согласно этому утверждению  потребление в любой день недели  не связано с доходом этого  конкретного дня, а, скорее, определяется  средним доходом за неделю, деленным  на число дней в неделе.

     Очевидно, в этом крайнем примере решение  о потреблении принимается на  основе дохода за период более  длительный, чем один день. Подобным  образом, как утверждает Фридман,  потребление за период продолжительностью  в квартал или год не планируется  потребителем исключительно на  основе дохода, полученного в  течение этого периода, скорее, здесь важен доход, получаемый  за более длительное время.

      Представление о том, что потребительские  расходы определяются долгосрочным  средним или постоянным доходом,  правдоподобно и, в сущности, согласуется  с теорией жизненного цикла.  Оно вызывает два новых вопроса.  Первый касается точного соотношения  между текущим потреблением и  постоянным доходом. Второй вопрос  заключается в том, каким образом  сделать понятие постоянного  дохода работающим, т.е. как его  измерить. В своей простейшей  форме гипотеза теории постоянного  дохода утверждает, что потребление  пропорционально постоянному доходу: 
                                                   C = cYP,

где YP – постоянный (располагаемый) доход.

     Из  уравнения следует, что потребление  изменяется в той же пропорции,  что и постоянный доход. Пятипроцентный  рост постоянного дохода увеличивает  потребление на 5%. Так как постоянный доход должен быть связан с долгосрочным средним доходом, эта черта функции потребления, очевидно, согласуется с наблюдаемым долгосрочным постоянством отношения к доходу.

     Следующая  проблема заключается в том,  как определить и каким образом  измерить постоянный доход. Постоянный  доход – это устойчивая величина  потребления, которую индивид  мог бы сохранить на оставшуюся  жизнь при данном текущем уровне  богатства и дохода, получаемого  сегодня и в будущем.

     Чтобы  понять, как измеряется постоянный  доход, представим себе человека, пытающегося вычислить свой постоянный  доход. Индивид имеет некоторый  текущий уровень дохода и сформировал  определенное представление об  уровне потребления, который он  может поддерживать в оставшийся  период жизни. Теперь доход  возрастает. Индивид должен решить, является этот рост дохода  постоянным увеличением или это  только временное, неустойчивое  изменение. В каждом конкретном  случае индивид, возможно, знает,  является  рост дохода постоянным  временным. Государственный служащий, получивший новую должность, знает,  что увеличение дохода скорее  всего сохранится, а рабочий, имевший  особенно много сверхурочной  в какой – либо год, скорее  всего будет рассматривать   увеличившийся в тот год доход  как временный. Однако индивид  не знает определенно, какая  часть изменения дохода сохранится  и является поэтому постоянной, а какая не сохранится и  является поэтому временной. Предполагается, что временный доход не оказывает  какого – либо значительного  воздействия на потребление.

     Вопрос  о том, как определить, какая  часть роста дохода является  постоянной, обычно решают прагматически,  предполагая, что постоянный доход  связа с поведением текущих  и прошлых доходов. Например, можно  оценить постоянный доход как  доход, равный доходу прошлого  года, плюс некоторая доля изменения  дохода текущего года по сравнению  с прошлым годом:

                     YP = Y – 1 + Q(Y – Y – 1) = QY + (1 – Q)Y – 1, 0 < Q < 1,

где 0 < Q < 1, а Y – 1 – доход прошлого года. Правая часть уравнения показывает постоянный доход как взвешенную среднюю текущего и прошлого дохода, и это определение эквивалентно исходному.

    Особенности  уранения: во –первых, если Y = Y – 1, т.е. если доход этого года равен доходу прошлого года, то постоянный доход равен им обоим. Таким образом, индивид, который всегда получал один и тот же доход, ожидал бы получать этот доход и в будущем. Во – вторых, если доход возрастает в этом году по сравнению с прошлым, то постоянный доход возрастает меньше, чем теккущий доход. Причина заключается в том, что индивид не знает, является ли рост дохода в этом году постоянным. Не зная, сохранится этот рост или нет, индивид не будет тут же увеличивать показатели ожидаемого (постоянного) дохода на всю величину действительного (текущего) увеличения дохода.  

4.2. Рационадьные  ожидания и потребление 

      Гипотеза постоянного дохода  основана на модели межвременного  выбора Фишера. Она строится на  том, что потребители, прогнозирующие  ситуацию, принимают решения исходя  не только из уровня текущего  дохода, но и уровня дохода, который они предполагают получить в будущем. Таким образом, гипотеза постоянного дохода гласит, что потребление зависит от ожиданий.

      Недавние исследования потребления  объединили эти взгляды с концепцией  рациональных ожиданий. В соответствии  с концепцией, при прогнозировании  будущих событий люди оптимальным  образом используют всю доступную  информацию. Рациональные ожидания  очень сильно влияют на издержки  обуздания инфляции. Столь же  серьезные последствия связаны  с приложением этой концепции  к анализу потребления.

     Экономист  Роберт Холл первым применил  концепцию рациональных ожиданий  для анализа потребления. Он  показал, что если теория постоянного  дохода верна и если ожидания  потребителей рациональны, то  изменения в потреблении с  течением времени должны быть  непредсказуемыми. Для описания  значений переменной, изменения  которой непредсказуемы, экономисты  используют термин случайное  блуждание. По Холлу, сочетание  теории постоянного дохода и  рациональных ожиданий предполагает, что потребление следует траектории  случайного блуждания.

      Холл строил свои рассуждения  следующим образом. Согласно гипотезе  постоянного дохода, потребители  сталкиваются с колебаниеми дохода  и прилагают все усилия для  того, чтобы сделать свое потребление  на протяжении жизни более  или менее равномерным. В каждый  конкретный момент потребители  выбирают уровень потребления  на основании их текущих ожиданий  в отношении будущего дохода. Получая новую информацию, они  перестраивают свои планы и  изменяют уровень потребления.  Например, человек, получивший неожиданное  повышение по службе, увеличивает  потребление, а человек, неожиданно  пониженный по службе, сокращает  потребление. Если потребители  оптимально пользуются всей имеющейся  информацией, то пресмотр их  ожиданий в отношении будущих  доходов в течение жизни должен  быть непредсказуемым. Поэтому  изменения в их потреблении  также непредсказуемы.

      Опыт показывает, что теорема  случайного блуждания не совсем  точно описывает экономическую  реальность. Изменения совокупного  потребления в какой-то мере  поддаются прогнозированию. Однако  из-за того, что точность такого  процесса невелика, некоторые экономисты  считают теорему случайного блуждания,  а, значит, и концепцию рациональных  ожиданий хорошим приближением  к реальному положению дел.

     Подход  к потреблению с точки зрения  концепции рациональных ожиданий  имеет значение не только для  прогнозирования, но и для анализа  того, как экономическая политика  влияет на экономику. Если потребители  ведут себя как это предсказывается  гипотезой постоянного дохода  и их ожидания рациональны,  то только неожиданные изменения  политики могут оказывать влияние  на потребление, и только в  том случае, если они меняют  ожидания. Например, представим, что  Конгресс США сегодня примет  закон о повышении налогов,  вступающий в силу со

следующего года. В этом случае потребители получают новую информацию о своих доходах  в течение жизни после принятия этого закона Конгрессом (или даже раньше, если такой исход голосования  предвиделся). Эта весть заставляет потребителей пересмотреть свои ожидания и сократить потребление немедленно. В следующем же году, когда закон  вступит в силу, потребление не изменится поскольку новой информации не поступило.

     Итак, если потребители имеют рациональные  ожидания политики оказывают  влияние на экономику не только  своими действиями, но и через  формирование у населения ожиданий  таких действий. Однако непосредственно  наблюдать ожидания невозможно, поэтому сложно узнать, когда  и как изменения бюджетно-налоговой  политики повлияют на совокупный  спрос. 
 

                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Заключение 

На примере  работ Кейнса, Фишера, Модильяни  и Фридмана прослеживается развитие взглядов на поведение потребителя. Кейнс считал, что потребление  в значительной степени зависит  от текущего дохода. Позже экономисты стали полагать, что потребители  понимают, что они стоят перед  принятием решения, затрагивающим  межвременной выбор. Потребители заглядывают  вперед, прогнозируя свои будущие  ресурсы и потребности, что предполагает использование более сложной  функции потребления, чем предлагаемая Кейнсом. Кейнс предложил такую  форму функции потребления:

Информация о работе Теория поведения потребителя