Теория потребительского выбора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 09:12, реферат

Описание работы

Одним из основных инструментов анализа в порядковой теории полезности является кривая безразличия.
Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия, которые впервые были применены английским экономистом .Эджуортом в 1881 г.

Содержание

1.Введение.
2.Кривые и карта безразличия и её свойства
3.Предельная норма замещения
4.Типы кривых безразличия
5. Бюджетная линия
6. Изменение цен и дохода потребителя
7.Теория потребительского поведения
8.Равновесие потребителя или потребительский выбор
9.Информация о графиках(практическая часть).

Работа содержит 1 файл

экономика 111.docx

— 44.62 Кб (Скачать)
 
 

Содержание:

1.Введение.

2.Кривые и  карта безразличия и её свойства 

3.Предельная  норма замещения 

4.Типы кривых  безразличия 

5. Бюджетная линия

6. Изменение цен и дохода потребителя

7.Теория потребительского  поведения

8.Равновесие  потребителя или потребительский  выбор

9.Информация  о графиках(практическая часть). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Кривые и  карта безразличия и её свойства

Одним из основных инструментов анализа в порядковой теории полезности является кривая безразличия.

Графически система  предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия, которые  впервые были применены английским экономистом  .Эджуортом в 1881 г.

Кривая  безразличия - это геометрическое место  точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой  из этих наборов выбрать. Кривая безразличия  показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие потребителю одинаковый уровень полезности .

На представленной кривой безразличия выделены четыре точки, соответствующие четырем равнополезным для потребителя комбинациям двух благ (Х и Y). Эти комбинации товаров дают потребителю одинаковое общее удовлетворение. Комбинации товаров, представляющие для потребителя большую или меньшую полезность, будут находиться выше или ниже представленной кривой безразличия.

Набор кривых безразличия для одного потребителя  одной пары товаров образует карту безразличия . Карта кривых безразличия однозначно выражает предпочтения потребителя и позволяет предсказать его отношение к любым двум сочетаниям различных благ.

Свойства кривых безразличия вытекают из тех гипотез, на которых базируется порядковая теория полезности.

  1. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Выпуклость кривых безразличия к началу координат означает, что в пределах заданного уровня благосостояния каждая следующая единица уменьшающегося блага равнозначна всё большему количеству увеличивающегося блага.Чтобы сохранить данный уровень удовлетворенности (остаться на данной кривой безразличия), каждая следующая порция блага Y должна компенсироваться все возрастающей порцией блага X.
  2. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров, т.е. кривая безразличия не имеет «толщины».
  3. Кривая безразличия, более удаленная от начала координат, представляет собой более предпочтительные для потребителя наборы товаров. Это вытекает из предположения, что большее количество благ предпочтительнее меньшего. Кривые безразличия U1 и U2 . Набор С содержит такое же количество товара Y, что и набор А. Но набор С включает большее количество товара Х. Из гипотезы о ненасыщении следует, что точка С лучше точки А. Все наборы, лежащие на кривой безразличия U1 , для потребителя равноценны, так же как и на кривой безразличия U2 . Из гипотезы транзитивности следует, что любой набор, лежащий на кривой U2 , для потребителя предпочтительнее любого набора, лежащего на кривой U1 .
  4. Кривые безразличия не пересекаются. Предположим, что две кривые безразличия пересекаются в точке А . Рассмотрим товарные наборы в точках А, В и С. Наборы А и В находятся на одной кривой безразличия (U2 ); следовательно, они эквивалентны для потребителя. То же самое можно сказать и о наборах А и С, которые также расположены на одной кривой безразличия (U1 ). Из гипотезы транзитивности следует, что набор В равноценен набору С. Но набор B соответствует большему количеству товаров Y. Следовательно, набор B предпочтительнее набора С. Поскольку потребитель не может одновременно предпочитать набор B набору C и не делать между ними различия, пересечение двух кривых безразличия означает противоречие. Следовательно, кривые безразличия не могут пересекаться.

    5.Касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия, имеет отрицательный угол наклона.

3.Предельная  норма замещения

Предельной  нормой замещения благом Х блага Y (MRSXY - marginal rate of substitution) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено при увеличении блага Х на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным:

Графическим изображением предельной нормы замещения двух благ, взятых в определенном количественном сочетании, служит тангенс угла наклона  касательной к кривой безразличия  в любой точке, представляющей это сочетание.

Предельная норма  замещения двух благ всегда отрицательна. Знак минус означает, что изменения  количества двух благ происходят в  противоположных направлениях, т.е. положительному изменению одного блага  соответствует отрицательное изменение  другого. Это служит дополнительным доказательством отрицательного угла наклона касательной, проведенной  к любой точке кривой безразличия.

При изменении  количества потребляемых товаров и  желании потребителя остаться на той же кривой безразличия прирост  полезности от добавленного количества одного товара должен быть равен потере полезности от отказа от какого-то количества другого товара. Следовательно, предельная норма замещения благом Х блага Y может рассматриваться как отношение  предельной полезности блага Х к  предельной полезности блага Y.

Если обратиться к графику , то можно увидеть, что предельная полезность блага Х уменьшается по мере замены товаром Х товара Y, а предельная полезность товара Y соответственно увеличивается, т.е. значение MRSXY уменьшается.

На графике  это уменьшение проявляется в  убывании углового коэффициента наклона  касательной по мере движения вниз вдоль кривой безразличия.

Уменьшающаяся предельная норма замещения в  порядковой теории полезности имеет  тот же смысл, что и убывающая  предельная полезность в количественной теории. 

4.Типы кривых безразличия

Предельная норма  замещения может принимать различные  значения: она может быть равна  нулю, может быть неизменной или  меняться при движении вдоль кривой безразличия. Это зависит от характера (вида) кривой безразличия.

Вогнутый характер кривых безразличия - наиболее общая  и распространенная ситуация. В этом случае MRSXY убывает по мере замещения одного блага другим, т.е. потребитель соглашается отдавать все меньшее количество замещаемого блага за одно и то же количество замещающего.

Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров кривые безразличия  представляют собой прямые линии, имеющие отрицательный наклон . Это случай, когда оба товара воспринимаются потребителем как один. Поскольку здесь присутствует равноценная замена одной единицы товара на единицу другого товара, то предельная норма замещения (MRS) является величиной постоянной (MRS = const ).

Для товаров, жестко взаимодополняющих друг друга (например, часы и браслет), кривые безразличия  имеют вид, представленный на рис. В этом случае предельная норма замещения равна нулю, так как эти товары не могут заменяться, а жестко дополняют друг друга.

Нулевая предельная норма замещения характерна и для ситуаций, когда потребитель  не поступится даже бесконечно малым  количеством одного товара в пользу другого

В отдельных  исключительных случаях возможно, что чем больше какого-то товара имеет потребитель, тем больше он хотел бы иметь его. В таких случаях кривая безразличия вогнута к началу координат и норма замещения возрастает.

Рассмотренные типы кривых безразличия могут быть характерны для каких-то товаров  отдельных потребителей. Однако следует  иметь в виду, что выпуклость кривых безразличия и убывающая норма  предельного замещения представляют наиболее общую и распространенную ситуацию.

Порядковая  теория полезности сосредоточивает  внимание на I квадранте карты безразличия, где существует проблема выбора и ее оптимальное решение. В этом квадранте гипотеза ненасыщения выполняется для обоих товаров Х и Y.

В квадранте II избыточным был бы рост потребления блага Y, в квадранте IV - блага Х. В III квадранте  потребности индивидуума в обоих  благах насыщены и увеличение их потребления приведет к перенасыщению.

Количественная  и порядковая теории полезности - это  теории, построенные на основе различных  предположений о поведении потребителей. Тем не менее в этих теориях много общего.

Так, кривые безразличия  в порядковой теории полезности можно  рассматривать как графики функции  общей полезности в количественной теории. Карта кривых безразличия  в порядковой теории полезности выполняет  ту же роль, что и таблица Менгера в количественной теории. На ее основе индивидуум формирует план потребления, максимизирующий при данном бюджете его удовлетворенность.

Предположение об уменьшающейся предельной норме  замещения имеет тот же смысл, что и предположение о снижающейся  предельной полезности. Только во втором случае полезность каждой дополнительной единицы товара оценивается в  ютилах, а в первом - объемом другого товара, от которого потребитель готов отказаться.

5. Бюджетная линия

Карта безразличия  представляет собой графическое  изображение системы предпочтений потребителя. Потребитель стремится  приобрести товарный набор, принадлежащий  наиболее удаленной от начала координат  кривой безразличия. Однако выбор потребителя  зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать  полезность, но он ограничен бюджетом.

Бюджетное ограничение  указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Не всякий товарный набор доступен потребителю. Если весь свой фиксированный доход (М) потребитель тратит на покупку товаров Х и Y в количествах QX и QY по ценам PX и PY , то бюджетное ограничение может быть записано следующим образом:

M = PX ×QX + PY ×QY .

Решив это уравнение  относительно QY , получим уравнение бюджетной линии:

Бюджетная линия - это геометрическое место  точек, представляющих доступные потребителю  при данном бюджете комбинации двух благ (товарные наборы).

Точки пересечения  бюджетной линии с осями координат  можно получить следующим образом: если потребитель весь свой доход (М) израсходует на покупку товара Х, то он сможет приобрести М/PX единиц этого товара; аналогично, для товара Y - М/ PY единиц.

Из уравнения  бюджетной линии видно, что она  имеет отрицательный наклон. Соотношение  цен товаров PX /PY определяет угол наклона бюджетной линии, а отдаленность от начала координат - величина бюджета.

Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной  линии, являются доступными для потребителя. Товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны для потребителя. Бюджетная линия  ограничивает сверху множество доступных  для потребителя товарных наборов.

Товарные наборы, расположенные ниже бюджетной линии, также доступны потребителю, но их приобретение не позволяет полностью потратить  бюджет потребителя.

Если при фиксированных  ценах на товары и неизменных предпочтениях  потребителя его бюджет увеличивается  (уменьшается), то бюджетная линия отодвигается от начала координат параллельно самой себе вверх (вниз).

Если при фиксированном  бюджете и неизменной цене товара Х цена товара Y снижается (повышается), то наклон бюджетной линии уменьшается (увеличивается), т.е. бюджетная линия  повернется относительно какой-либо точки  ее соприкосновения с осями координат.

Для определения  товарного набора, обеспечивающего  потребителю максимальное удовлетворение при заданном бюджете, необходимо совместить карту безразличия потребителя  с его бюджетной линией. Из всех доступных для потребителя товарных наборов он выберет тот, который  принадлежит наиболее удаленной  от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему  максимум удовлетворения. Такой набор  определит точка касания бюджетной  линии с наиболее отдаленной кривой безразличия .

Формальным признаком  достижения потребителем максимального  удовлетворения при заданном бюджете  является равенство абсолютного  значения предельной нормы замещения  двух благ соотношению их цен:

В точке  касания (Е) наклоны бюджетной линии  и кривой безразличия совпадают. Данное условие является условием равновесия потребителя в порядковой теории полезности.

Условие оптимума потребителя можно интерпретировать следующим образом. Соотношение, в  котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар  другим, равно соотношению, в котором  потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения. Предельная норма  замещения двух благ характеризует  субъективную оценку эквивалентности  этих благ для конкретного потребителя, а соотношение их цен - объективную (рыночную) оценку их эквивалентности. Когда обе оценки совпадают, потребитель  достигает максимальной удовлетворенности  при своем бюджете, т.е. оказывается  в состоянии равновесия.

Оптимальное решение,  называют часто внутренним, поскольку  точка касания (Е) лежит «внутри» двухмерного пространства товаров, точнее - в его I квадранте. Однако в  некоторых случаях бюджетная  линия и кривая безразличия могут  иметь разный наклон на всем их протяжении и, следовательно, точки их касания  вообще не существует. В таких случаях  оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию  и называемым угловым. Оно определяется пересечением бюджетной линии, одной  из осей координат и кривой безразличия.  Бюджетная линия KL ограничена точками К (где Х=0) и L (где Y = 0). Оптимум потребителя достигается либо в точке К, либо в точке L. В первом случае наклон кривой безразличия в точке К меньше или равен наклону бюджетной линии, во втором наклон кривой безразличия в точке L больше или равен наклону бюджетной линии.

Из всех доступных  потребителю товарных наборов набор К и набор L лежат на наиболее удаленных от начала координат кривых безразличия. Набор К не содержит товара Х, набор L - товара Y. 
 

Информация о работе Теория потребительского выбора