Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 22:12, курсовая работа
Цель работы: раскрыть тему курсовой работы.
Задачи курсовой работы предопределяются целью и состоят в том чтобы:
дать понятие теории монетаризма и описать эволюцию развития;
изложить современный монетаризм;
рассмотреть монетарную политику государства и характерные признаки монетаризма.
Введение………………………………………………………………...............3 1. Теория монетаризма: эволюция развития……………………………4
Современный монетаризм………………………………………………14
2.1. Введение в современный монетаризм…………………...............14
2.2. Принципы, цели и инструменты денежной теории……………17
Монетарная политика государства……………………………………21
Характерные признаки монетаризма………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………….26
Представители количественной теории - от Риккардо до Фишера - объединяет подход к деньгам как средству обращения и платежа. Между тем экономисты Кембриджской школы обратили особое внимание на функцию накопления и ввели понятие кассовых остатков - сберегаемого денежного фонда, предназначаемого для инвестиций. В «Кембриджском уравнении» зависимость между денежной массой, с одной стороны, и произведением ценового индекса и реального продукта, с другой, опосредуется той частью Y. Которая сохраняется, не участвует в обращении. Выглядит данное уравнение как: M=kЧPЧQ, где Q практически тождественен Y, а k - часть индексированного валового продукта, сохраняющаяся в ликвидной форме.
Монетаристское "прозрение" охватило научный мир в 70-е гг. Но главный удар по кейнсианской концепции "накачивания спроса" был нанесен, конечно же, стагфляцией, возникшей в середине 70-х гг. Справиться с ней посредством мер государственного (бюджетного) регулирования оказалось невозможным.
Надо сказать, монетаризм может принимать разные формы: существует, например, британская версия, нашедшая свое выражение в политике М. Тэтчер. Монетаризм оказался успешным в экономической практике многих регионов мира. Сотрудничая с национальными специалистами, эксперты монетаризма разрабатывают проекты выведения страны из кризиса (например, Джеффри Сакс -- один из авторов "шоковой терапии" для Польши).
В копилке монетаризма -- преодоление депрессии и структурные преобразования в ряде развивающихся стран, денежное оздоровление Израиля, модернизация на рыночных рельсах стран Юго-Восточной Азии, Восточной Европы. В Венгрии, Чехии, Польше были созданы стартовые условия для экономического соревнования.
Монетаристская
доктрина принята на вооружение такими
международными организациями, как ОЭСР
и МВФ. Последний, осуществляет теперь
экономические сопоставления на основе
так называемых "естественных" обменных
курсов, предложенных М. Фридманом.
2.2. Принципы, цели и инструменты денежной теории.
Основные принципы денежной теории:
Фундаментальное различие между номинальным и реальным количеством денег.
Кардинальное отличие перспектив, открывающихся перед отдельным индивидуумом и обществом в целом при изменении номинального количества денег.
Эти моменты составляют ядро монетарной теории.
2.1. Другой способ выражения второго принципа состоит в различении уравнений: потока (сумма трат равна сумме получений, или объем конечных полученных услуг равен объему произведенных услуг) и запаса (сумма индивидуальных запасов наличности равна ее полному запасу в обществе).
Решающая роль стремлений отдельных субъектов, которую отражает различие понятий ex ante и ex post. В момент получения дополнительной наличности объем затрат превосходит ожидаемый объем получений (ex ante: затраты превосходят получения). Ex post: обе величины оказываются равными. Но попытки индивидуумов истратить больше, чем они получают, заранее обреченные на провал, приводят к общему росту затрат и получений.
Отличие конечного состояния от процесса перехода в это состояние демонстрирует разницу между долгосрочной статикой и краткосрочной динамикой.
Смысл понятия "реальный запас денег" и его роль в процессе перехода от одного стационарного состояния равновесия к другому.
Наш пример доказывает также важность двух, по сути своей эмпирических, выводов монетарной теории на долгосрочных временных интервалах:
Номинальное количество денег определяется в первую очередь их предложением.
Реальное
количество денег, или количество денег
в реальном выражении, определяется, прежде
всего, спросом на деньги -- функциональной
зависимостью между спросом на реальное
количество денег и другими переменными
экономической системы.
Как должна проводиться монетарная политика.
Как следует проводить монетарную политику, чтобы она действительно содействовала достижению поставленных целей в тех случаях, когда ей это под силу?
Первая рекомендация заключается в том, что финансовые органы должны следить за теми параметрами, которые они могут контролировать, а не за теми, которые им неподвластны. Если, как это часто бывает, власти принимают в качестве непосредственного критерия величину учетной ставки или уровень текущей безработицы, то они уподобляются космическому кораблю, наводимому на несуществующую, ложную звезду. Тогда уже неважно, насколько чувствительна и умна навигационная аппаратура, корабль все равно собьется с курса. То же самое и с властями. Среди различных параметров, которые они способны контролировать, наиболее привлекательны в качестве ориентиров обменный курс, уровень цен, задаваемый тем или иным индексом, и общее количество денег -- наличность плюс бессрочные депозиты, или эта сумма, увеличенная еще на величину срочных депозитов, или какой-то еще более широкий денежный агрегат.
Среди трех названных показателей уровень цен по праву является самым важным. При прочих равных условиях, он действительно представляет наилучшую альтернативу. Связь между действиями финансовых органов и уровнем цен, а она, несомненно, всегда имеет место, является более опосредованной, чем связь их политики с любым денежным агрегатом. Кроме того, следствия монетарных акций на ценах проявляются через больший промежуток времени, чем реакция на изменение количества денег, причем временной лаг и величина эффекта в обоих случаях зависят от обстоятельств. В результате невозможно достаточно точно предсказать, какой именно эффект может оказать тот или иной шаг властей на уровень цен и приведет ли он вообще к какому-либо эффекту. Попытка непосредственного контроля над ценами с помощью монетарной политики может, очевидно, превратить ее саму в источник возмущений, поскольку возможны ошибки в выборе моментов старта и остановки. Возможно, с прогрессом в нашем понимании монетарных явлений ситуация изменится, но сегодня более окольный путь к цели кажется и более надежным. Поэтому: объем денежной массы является наилучшим из доступных пока что непосредственных критериев монетарной политики, и этот вывод более важен, чем конкретный выбор того или иного из денежных агрегатов в качестве ориентира.
Вторая рекомендация -- избегать резких движений при проведении монетарной политики. В прошлом финансовые органы, доказали свою способность двигаться не в ту сторону. Чаще, однако, они выбирали правильное направление, но либо опаздывали, либо двигались слишком быстро, что и являлось их главной ошибкой. Например, в начале 1966 г. Федеральная резервная система США начала проводить правильную политику замедления денежной экспансии, хотя сделать это надо было годом раньше. А, начав двигаться в нужном направлении, она сделала это слишком быстро, совершив самый резкий скачок в темпах изменения денежной массы за весь послевоенный период. И опять-таки, зайдя в этом направлении слишком далеко, ФРС должна была сменить курс на обратный в конце 1966 г., а она снова проскочила оптимальную точку и не только не вернулась, но и превзошла прежний темп роста денежной массы. И этот эпизод не является исключением -- подобное происходило в 1919--1920, 1937--1938, 1953--1954 и в 1959--1960 гг.
Причина этих перехлестов очевидна -- разрыв во времени между действиями финансовых органов и последствиями их акций в экономике. Органы стремятся уловить эти следствия по состоянию экономики сегодня, а они проявляются только через шесть, или девять, или двенадцать, или даже через пятнадцать месяцев. Поэтому они и вынуждены реагировать на каждый скачок вверх или вниз слишком жестко.
Быстрая адаптация общества к публично объявленной и твердо проводимой политике постоянного роста денежной массы составляет главное достижение финансовых органов, если они будут следовать этому курсу неуклонно, избегая резких отклонений. Важно иметь в виду, что периоды относительно стабильного роста денежной массы были и периодами относительно стабильной экономической активности, как в Соединенных Штатах, так и в других странах. Наоборот, периоды резких скачков денежной массы были периодами сильных колебаний экономической активности.
Строго
выдерживая принятый курс, финансовые
органы делают лучшее, что они могут, для
поддержания экономической стабильности.
Если это курс на постоянный, но умеренный
рост денежной массы, то это надежная гарантия
отсутствия, как инфляции, так и дефляции
цен. Иные силы, разумеется, могут воздействовать
на экономические процессы, возмущая их
ровное течение и требуя приспособления
к меняющимся условиям, но постоянный
рост денежной массы обеспечит благоприятную
обстановку для проявления таких непреходящих
факторов, как предприимчивость, изобретательность,
упорство, поиск, бережливость, которые
являются пружиной экономического развития.
И это -- самое большее, чего можно требовать
от монетарной политики при современном
уровне наших знаний. Но это "большее",
как теперь ясно всем и что само по себе
немаловажно, вполне достижимо.
3.
Монетарная политика государства.
Как упоминалось, высшей и конечной целью монетарной политики государства является обеспечение стабильности цен, полной занятости и роста реального объема ВНП. Проводником монетарной политики является центральный банк страны. Объекты политики - предложение и спрос на денежном рынке. Прежде чем продолжить несколько определений.
Предложение денег - это общее количество денег, находящееся в обращении.
Спрос на деньги состоит из спроса на деньги как средство обращения (или деловой, операционный спрос для совершения сделок) и как средство для сохранения стоимости. Общий спрос определяется уровнем номинального ВНП. Операционный спрос не зависит от процентной ставки ЦБ. Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки.
Графически денежный рынок представляется следующим образом:
где D - спрос денег на рынке, S - предложение денег, E - равновесная ставка % или цена денег, M - деньги в обращении, % - процентная ставка.
Если
предложение выросло, то ставка процента
снижается. Люди стремятся уменьшить количество
денежных запасов путем покупки других
финансовых активов (облигаций например).
Спрос на них растет, цены увеличиваются,
процентная ставка или альтернативная
стоимость хранения не приносит прежнего
дохода. Ликвидность становится менее
дорогой. Вследствие чего население и
фирмы увеличивают количество наличности
и чековых вкладов, которые они готовы
держать на руках и восстанавливается
равновесие на денежном рынке при большем
предложении денег и меньшем проценте.
Если спрос на деньги вырос, то процентная ставка повышается. Это может быть из-за роста номинального ВНП. Т.е. население и фирмы хотят держать больше активов в виде наличных денег и чековых вкладов, продавая облигации. При неизменном предложении денег равновесие может быть установлено поднятием процентной ставки.
При проведении монетарной политики центральный банк может использовать следующие инструменты:
Монетарная политика действует в краткосрочном периоде. С точки зрения кейнсианцев основа монетарной политики - уровень процентной ставки. С точки зрения монетаристов - сам уровень предложения денег.
Развернутый перечень свойств мы находим в лекции Фридмана "Контрреволюция в денежной теории":
1) Существует "последовательная, хотя и не абсолютно точная связь" между темпом роста количества денег и темпом роста номинального дохода;