Теория Мальтуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:13, реферат

Описание работы

То́мас Ро́берт Ма́льтус (англ. Thomas Robert Malthus, своё среднее имя он обычно опускал; 1766—1834) — английский священник и учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле.
Томас Мальтус родился 13 февраля 1766 года в имении Рукери («Грачевник»), Доркинг (английское графство Суррей), близ города Гилдфорд, в состоятельной дворянской семье. Отец учёного, Дэниел Мальтус, был последователем Давида Юма и Жан-Жака Руссо (с обоими он был лично знаком).

Работа содержит 1 файл

Теория Мальтуса.docx

— 17.05 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Теория  Мальтуса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

То́мас Ро́берт Ма́льтус (англ. Thomas Robert Malthus, своё среднее имя он обычно опускал; 1766—1834) — английский священник и учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле.

Томас Мальтус родился 13 февраля 1766 года в имении Рукери («Грачевник»), Доркинг (английское графство Суррей), близ города Гилдфорд, в состоятельной дворянской семье. Отец учёного, Дэниел Мальтус, был последователем Давида Юма и Жан-Жака Руссо (с обоими он был лично знаком). В 1784 году Томас поступил в Джизус-колледж Кембриджского университета, где изучал математику, риторику, латынь и греческий язык. После окончания колледжа некоторое время был в нем членом совета и адъюнкт-профессором. В 1788 году он был посвящён в духовный сан англиканской церкви, что в те времена не требовало даже формальной веры в Бога. В 1796 он стал священником в городке Олбери (Суррей), в Англии тех лет это означало всего лишь государственную должность со скромной зарплатой и не особо обременительными обязанностями. В 1804 году Мальтус женился — в этом браке родилось трое детей. Мальтус скончался 23 декабря 1834 года и был похоронен в аббатстве города Бат. На протяжении всей своей жизни Мальтус жил очень скромно, чтобы не сказать бедно, но последовательно и принципиально отказывался как от высоких государственных должностей, которые ему предлагало правительство, так и от церковной карьеры, считая главным делом своей жизни научную работу. Он был избран одновременно членом Королевского общества и членом Французской Академии (честь, которой удостаивались немногие учёные), стал основателем Клуба Политической Экономии и одним из основателей Лондонского статистического общества.

В 1798 году он опубликовал  свою книгу Essay on the Principle of Population («Опыт о законе народонаселения»). Три основных тезиса «Опыта»:

- Из-за биологической  способности человека к продолжению  рода, его физические способности  используются для увеличения  своих продовольственных ресурсов.

- Народонаселение  строго ограничено средствами  существования.

- Рост народонаселения  может быть остановлен лишь  встречными причинами, которые  сводятся к нравственному воздержанию  или несчастьям (войны, эпидемии, голод).

По его мнению, как в мире животных и растений, так и в человеческом обществе существует непреложный закон природы, который «состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, распложаться быстрее, чем это допускается  находящимся в их распоряжении количеством  пищи».

Применительно к  человеческому обществу Мальтус  утверждал, что народонаселение  растет в геометрической прогрессии (т. е. как 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256), тогда как  средства существования, по его мнению, растут в арифметической прогрессии (т. е. как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9...). Через два  столетия, утверждал он, народонаселение  относилось бы к средствам существования  как 256 к 9; через три — как 4096 к 13, а через две тысячи лет этот разрыв был бы беспредельным и  неисчислимым.

«Главная и непрерывная  причина бедности,— писал Мальтус,—  мало или вовсе не зависит от образа правления, или от неравномерного распределения  имуществ; богатые не в силах доставить  бедным работу и пропитание;— поэтому, бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них  работы и пропитания: вот какие  важные истины вытекают из закона народонаселения».

Мальтус, таким образом, предельно ясно сам раскрыл назначение своей теории народонаселения —  она направлена на то, чтобы парализовать классовую борьбу пролетариата, «доказать» беспочвенность и безрезультатность  его требований, предъявляемых буржуазии. Недаром Мальтус особо подчеркивал, что распространение его идей «между бедными» окажет «благотворное» влияние на массы, разумеется, выгодное для господствующих классов.

Прилагая все усилия к тому, чтобы лишить борьбу рабочего класса почвы, сам Мальтус, как ревностный апологет господствующих классов, открыто  и цинично выступил против жизненных  прав трудящихся, против элементарных требований человеческой справедливости. Он выдвинул положение о том, что  в своей нищете рабочий класс  виноват сам и что уменьшить свою бедность он может, только ограничив рождаемость. В качестве мер борьбы с ростом народонаселения Мальтус предлагал «нравственное обуздание» — воздержание неимущих от браков. В болезнях, изнурительном труде, голоде, эпидемии, войнах, составляющих истинное несчастье для трудящегося народа, он видел естественные средства уничтожения «лишнего» населения.

Классики марксизма  дали уничтожающую критику мальтузианского  «закона» народонаселения, раскрыли его  реакционную роль. Маркс показал, что основное содержание этого «закона» основано на подмене специфических  социально-экономических законов  капитализма несуществующими «вечными»  и «непреложными» законами природы.

В противоположность  Мальтусу Маркс доказал, что нет  закона народонаселения вообще, что  каждой общественной формации присущ свой специфический закон народонаселения. Нет и не может быть абсолютного перенаселения, есть перенаселение относительное как специфическая особенность капитализма, порожденная действием всеобщего закона капиталистического накопления. Именно действием этого закона, а не законами природы, обусловливается безработица и нищета рабочего класса, Маркс и Ленин показали несостоятельность перенесения на общество законов природы. Мальтус не прав уже по одному тому, что если растения и дикие животные только потребляют, а потому их существование в какой-то мере ограничивается наличием места и пищи, то отличительной особенностью человеческого общества является его производственная деятельность. Человеческое общество само для себя создает средства существования и в этом смысле не зависит от милостей природы. Больше того, человек подчиняет себе природу.

Основным «аргументом» Мальтуса в пользу того, что рост средств существования резко  отстает от роста народонаселения, был ненаучный «закон» убывающего плодородия почвы.

Маркс охарактеризовал  в целом работу Мальтуса «Опыт  о законе народонаселения» как «ученически-поверхностный  и поповски-напыщенный плагиат..».

Классики марксизма  дали резкую критику этого «закона», показав, что сторонники его оставляют  в стороне самое главное, игнорируют рост производительных сил общества, рост техники производства. Критикуя «закон» убывающего плодородия почвы, В. И. Ленин доказал, что существует не вообще трудность получения пищи, а трудность получения пищи только для одной части населения  — для рабочего класса, и она  всецело определяется специфическими законами капитализма, а не вечными  законами природы.

В связи с теорией  народонаселения Мальтуса следует  отметить самую характерную черту  его «творчества», которая заключается  в том, что у Мальтуса нет ни одной своей, оригинальной теории. Маркс  охарактеризовал Мальтуса как «плагиатора  по природе». Даже пошлую и циничную теорию народонаселения поп Мальтус украл у другого попа Таунсенда и со свойственным ему «научным тактом» нигде не упоминает его имени.

Несмотря  на научную несостоятельность  мальтузианского  «закона» народонаселения  и на очевидную  нечистоплотность его  автора, он имел шумный успех среди буржуазии и ее идеологов, поскольку в высшей степени удовлетворял их классовые запросы. Наиболее зловещую роль этот «закон» играет в настоящее время. Мальтузианство является одной из стержневых теорий современной буржуазной политической экономии, которую империалисты используют для идеологической подготовки войны и наступления на жизненный уровень трудящихся.

Минусы:

Мальтус использовал  некорректную миграционную статистику (не учитывает эмигрантов).

Мальтус не принимает  во внимание механизмы саморегуляции численности человечества, приводящие к демографическому переходу. Однако во времена Мальтуса это явление наблюдалось только в крупных городах, в которых проживало меньшинство населения, тогда как в настоящее время оно охватило целые континенты (в том числе все без исключения развитые страны).

Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных  ресурсов.


Информация о работе Теория Мальтуса