Теория и модели экономического роста. Проблемы роста в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Целью своей работы, считаю, рассмотрение:
- основных теоретических аспектов, связанных с экономическим ростом, его показателями и факторами;
- анализ проблем экономического роста, его развития в современной России, сравнительный анализ отставания России от наиболее развитых стран;
- перспективы экономического роста России, его стимулирование,прогнозы и перспективы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3-4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА……………..5
1.1 Понятие экономического роста, его показатели и факторы. ……...……5-11
1.2 Типы, теории и модели экономического роста ………………………...11-15
1.3 Государственное регулирование экономического роста. …..................15-17
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………….………..………...18
2.1 Экономический рост и человеческий фактор. Отставание России от наиболее развитых стран………………………………………….……..18-20
2.2 Перспективы экономического и социального развития Российской Федерации на 2011-2012 гг……….……………………...........................20-23
2.3 Экономический рост в России в период с 2008 по 2009 гг……………23-26
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ. ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ…………….……...........................................................................27
3.1 Экономический рост в современной России и его стимулирование…27-30
3.2 Перспективы развития экономического роста на 2011г……………......31-33
3.3 Прогноз экономического роста на 2011- 2013 гг……………………....33-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………35-37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 229.01 Кб (Скачать)

       Многофакторная  модель экономического роста

       Взаимодействие  ресурсов выражается кривой производственных возможностей (рис. 3)7.

       Увеличение  объема ресурсов и повышение их качества за счет НТП приведет к смещению кривой производственных возможностей из положения АВ в положение CD. Если кривая производственных возможностей АВ рассчитана с учетом нормативного использования производственных мощностей, то её можно назвать номинальной кривой. Реальная кривая будет находиться внутри кривой АВ, так как на практике не бывает полного использования ресурсов экономического роста. Такие ресурсы как предпринимательские способности, природные трудовые ресурсы, основной капитал, НТП и использование его достижений, совокупный спрос можно отнести к ресурсам непосредственного воздействия на экономический рост. Есть большое количество ресурсов, которые влияют на него косвенно. Например, использование капитала и в целом производство в огромной степени зависят от уровня предпринимательской деятельности, которая, в свою очередь, является функцией образования, таланта, смелости и других качеств менеджера.

       Все вышеизложенное указывает на существование  многофакторной модели экономического роста. 
 

1.3 Государственное регулирование экономического роста 

Сущность  государственного регулирования экономики  заключается в целенаправленной деятельности государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.

     К основным функциям государства в  современной рыночной экономике  относятся:

- создание правовой основы функционирования рыночного механизма;

- организация денежного обращения;

- поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;

- управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);

- стабилизация экономики, преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;

- обеспечение социальной защиты и социальных гарантий членам общества.

     Если  сгруппировать все функции государства  по двум группам, то можно обнаружить две основные цели, которые преследует государственное регулирование: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы. В то время как при конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и не преследоваться (например, командная экономика), укрепление экономических позиций государства на мировом рынке рассматривается всеми правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту.

     Политика  стабилизации направлена на сглаживание  циклических колебаний. В фазе кризиса  все мероприятия государства  должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема  – на ее сдерживание. В области  налогово-бюджетной политики это  означает: увеличение государственных  расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия в условиях экономического подъема.

     При всей многочисленности и сложности  возможных методов стимулирования экономического роста большинство  экономистов едины в том, что  увеличение темпов экономического роста  является весьма непростой задачей, капиталоемкость и склонность к  сбережениям нелегко поддаются  мерам регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 «Анализ проблем экономического роста и перспективы его развития в современной России»

2.1 Экономический рост  и человеческий  фактор. Отставание России от наиболее развитых стран

 
 

Проблемы  экономического роста после социализма, устойчивости этого роста, факторов, которые на него влияют, – все  это выходит сегодня на первый план. Двадцать лет назад благодаря  так называемой комплексной программе  научно-технического прогресса в  Советском Союзе действовал мощный блок научных учреждений, которые  занимались исследованием долгосрочных проблем экономического развития. Подавляющее  большинство экономических институтов давали свои прогнозы относительно того, какой будет наша страна через  двадцать лет. К реальной жизни такого рода исследования имели мало отношения, тем не менее, они позволяли организовывать обсуждения существовавшей экономической  проблематики. В то же время практически  никто не составлял прогнозы о  том, какой будет отечественная  экономика через три, через шесть  месяцев или в течение ближайшего года.

     Сейчас  ситуация во многом обратная. Существует большое число квалифицированных  публикаций, в основе содержания которых  – краткосрочный анализ и краткосрочное  прогнозирование событий в российской экономике. И очень слабо представлены исследования, связанные с долгосрочной перспективой. В условиях бурного  переходного периода такой перекос  был неизбежным, но сейчас ситуация объективно меняется. Произошла глубокая трансформация собственности. В  крупных российских компаниях составляются программы долгосрочного развития, идет работа над крупномасштабными  инвестиционными проектами. Для  того чтобы их осмысленно осуществлять, необходимо понимать, какой станет окружающая среда к тому времени, когда инвестиционный проект будет  реализован. Понимание того, что  происходящее в экономике сегодня  имеет свои корни в событиях начала 90-х годов (а от осуществляемого сейчас в огромной степени зависят перспективы роста в 2005–2010 годах), свойственно любому серьезному исследователю. Значительно труднее добиться, чтобы это понимание стало свойственным обществу и тем, кто принимает принципиальные политические решения.

     О восстановительном росте

     Нынешний  экономический рост в России носит  восстановительный характер. Восстановительный  рост – известный, но достаточно необычный, не очень хорошо изученный феномен; в каждой из стран, которые через  него проходят, его отличает своя специфика. Это отчетливо проявилось в 20-х  годах, когда восстановительный  рост был зафиксирован в России впервые, и были предприняты первые попытки  его анализа. Восстановительный  рост поначалу всегда становится приятным сюрпризом для экономико-политической элиты. А потом он превращается в  проблему: ведь темпы не удерживаются на изначальном уровне, они начинают падать. Снижение темпов экономического роста между 2000–2003 годами – существенный фактор, влияющий на формирование экономической  политики.

     Одна  важная составляющая экономической политики – высокие цены на нефть. Российское правительство четыре года в условиях высоких цен проводило достаточно консервативную и ответственную макроэкономическую политику. У нашей страны была плохая финансовая репутация, а предстояли платежи по внешнему долгу, рефинансировать их было сложно, – все это дало четыре года ответственной бюджетной политики. К сожалению, способность правительства проводить ответственную макроэкономическую политику при высоких ценах на нефть ограничена.

     Обсуждая  экономическую политику на 2010–2020 годы8. Развитие российской экономики до 2020 года предполагает рост ВВП в 2,3 раза по сравнению с уровнем 2007 года. Разработчики Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (так называемой Концепции-2020) считают, что добыча нефти к 2020 году, согласно инновационному сценарию развития страны, вырастет на 9% по сравнению с показателем 2007 года. В случае же осуществления инерционного варианта, рост нефтедобычи в России составит 1,9%.

     По  сообщению РБК, если РФ будет придерживаться инерционного варианта развития, доля экспорта нефти в общем объеме добычи может снизиться с 52,7% в 2007 году до 51% в 2020 году. Если же будет реализован инновационный вариант, доля экспорта нефти снизится до 47,7% от общего объема добычи. Глубина переработки нефти  в инерционном варианте увеличится с 71,7% в 2007 году до 81% в 2020 году, в инновационном  – до 83% в 2020 году. 
 

2.2 Перспективы экономического и социального развития Российской Федерации на 2011-2012 гг 

       В 2011-2012 гг. ожидается сохранение устойчивых темпов роста мировой экономики. В 2011 г. прогнозируется некоторое замедление роста мирового ВВП (рассчитанного  на основе паритета покупательской способности) до 3,2% с 3,8% в 2010 г., а затем небольшое  ускорение до 3,6% в 2012 г . Прогнозируется, что в странах с высоким уровнем доходов в результате землетрясения в Японии и ужесточения бюджетной политики (а также прочих факторов), экономический рост в 2011 г. снизится до 2,2% по сравнению с 2,7% в 2010 г. Однако к 2012 г. и далее предполагается стабилизация роста на уровне около 2,7%, по мере того как будут ослабевать негативные последствия снижения расходов населения, банковского сектора и государства, а также интенсифицируется восстановление разрушенных районов в Японии. По мере того как в развивающихся странах фактический выпуск будет приближаться к потенциальному, прогнозируется некоторое снижение темпов роста в этой группе стран.

       В данных условиях международной конъюнктуры  мы сохраняем наш прогноз по росту  российского ВВП в 2011 г. на уровне 4,4%, несмотря на значительно более  высокую цену на нефть. Учитывая вялый характер восстановления внутреннего спроса и кредитной активности в течение первых четырех месяцев 2001 г., представляется, что фаза пополнения товарно-материальных запасов завершится во второй половине 2011 г., и главным движущим фактором экономического роста станет частное потребление. В 2012 г., когда отрицательный разрыв выпуска будет закрыт, рост экономики, по-видимому, ограничится 4%, что в большей мере соответствует потенциальному долгосрочному темпу росту экономики в посткризисный период. В долгосрочной перспективе, для достижения устойчивого роста экономики и экспорта, а также для диверсификации экономики России крайне необходимы рост производительности, инноваций и конкуренции. При условии проведении эффективной политики по этим направлениям Россия сможет достичь еще более высоких долгосрочных темпов экономического роста и более высокого уровня жизни населения.

       В целом в 2011 г., несмотря на значительные потоки капитала и благодаря высоким ценам на нефть, ожидается стабильное состояние платежного баланса. С учетом пересмотренного прогноза цен на нефть, профицит текущего счета, платежного баланса составит в 2011 г. около 63 миллиардов долларов США (около 3,3% ВВП), а затем снизится до 10 миллиардов в 2012 г. Состояние счета капитала, по-видимому, улучшится, однако в 2011 г. дефицит по этому счету сохранится на уровне 17,4 миллиардов долларов в результате оттока капитала, который возможен на фоне сохраняющегося неблагоприятного инвестиционного климата и усугубления краткосрочных политических рисков, связанных с периодом выборов 2011-2012 гг. Однако в 2012 г. прогнозируется увеличение сальдо по счету капитала до 19 миллиардов долларов в результате возобновления недолгового притока, снижения объема погашений и улучшения возможностей заимствований банков и нефинансовых организаций.

       С учетом обновленного прогноза цен на нефть, мы прогнозируем существенное улучшение  состояния государственных финансов России и восстановление фискальных резервов 2011 и 2012 гг. Несмотря на то, что  под дополнительные нефтегазовые доходы, возникающие в результате пересмотренного  прогноза, уже планируются дополнительные расходные обязательства в области социальной политики, модернизации инфраструктуры и армии, эти доходы предположительно будут достаточно велики, чтобы обеспечить профицит бюджета и в 2011 и в 2012 гг. Общий профицит консолидированного бюджета прогнозируется в размере 0,4% ВВП в 2011 г. и 0,6% ВВП в 2012 г., включая оценку дополнительных расходов на увеличение зарплат в бюджетной сфере (здравоохранении и образовании), объявленное в начале июня 2011 г. При этом сохраняется риск для данного прогноза, связанный с высокой волатильности цен на нефть. Но, как было указано выше, несмотря на ожидаемый профицит в 2011-2012 гг., перед российским правительством остается очень сложная задача по бюджетной консолидации и эффективному контролю за расходами в среднесрочной перспективе, с тем чтобы сократить не нефтяной дефицит до устойчивого уровня.

       С учетом текущих трендов и экономической  политики, ожидается ослабление инфляционного  давления к концу 2011 г., однако маловероятно достижение официального целевого показателя инфляции, скорректированного до уровня 6,5 - 7,5%. Хотя ужесточение кредитно-денежной политики способно содействовать сдерживанию инфляции во второй половине 2011 г., Банк России объявил, что до конца года больше не планирует меры по дальнейшему ужесточению денежно- кредитных условий. Влияния роста цена на продовольствие и энергоресурсы в России и в соседних странах было существенным. Однако снижение цен на ресурсы на мировых рынка и ожидаемый хороший урожай зерновых в России, вероятно, окажут понижательное давление на инфляцию в летний период. Поэтому, мы несколько улучшили наш прогноз по инфляции до 7,5-8,0% на конец 2011 г. и, возможно, до ниже 7% в 2012 г. При этом сохраняются риски роста инфляция, в связи с непредвиденными дополнительными расходами бюджета в предвыборный период. Более того, баланс макроэкономических рисков остается смещенным в сторону инфляции.

Информация о работе Теория и модели экономического роста. Проблемы роста в России