Теория Франко Модильяни

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:23, реферат

Описание работы

Работа содержит 3 вопроса по "Экономической теории" с ответами на них.
Теория Франко Модильяни. Он изучал функцию потребления, основываясь на модели потребления И.Фишера. Предложенную им модель называют моделью жизненного цикла.

Работа содержит 1 файл

Тема 4 макро.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

    Тема 4. 

    Продложение вопроса 2. 

    Теория  Франко Модильяни. Он изучал функцию потребления, основываясь на модели потребления И.Фишера. Предложенную им модель называют моделью жизненного цикла. Согласно этой теории, доход колеблется на протяжении жизни человека. В первом периоде, в молодости, люди берут в долг, рассчитывая на высокие доходы в будущем. После выхода на пенсию потребление обеспечивается за счет накоплений предыдущего периода. Значительное снижение доходов происходит при выходе на пенсию. Чтобы не снизить уровень потребления, люди откладывают средства к моменту выхода на пенсию.

    Предположим, потребитель ожидает, что он проживет еще t лет и проработает до пенсионного возраста N лет. Его годовой доход Y, а богатство оценивается в W. Через N лет он ожидает получить доход в размере .  При этом мы отвлекаемся от ставки процента. Ресурсы, которыми потребитель располагает на протяжении жизни, составят: .

    Поскольку распределяются равномерно по годам, ежегодно потребляется:

          ,                           

    Эта функция означает, что потребление  зависит как от первичного размера  богатства, так и от уровня дохода.

    Совокупную  функцию потребления для экономики  страны можно представить так: ,                               

где α – предельная склонность к потреблению по накопленному

             богатству; 

    β – предельная склонность к потреблению по доходу.

    В последствии выяснилось, что поведение  пожилых людей противоречит поведению, рассмотренному в этой модели. Они не расходуют свое богатство так быстро, как того требует модель жизненного цикла. Очевидно, существуют и другие мотивы, влияющие на поведение потребителей: альтруизм, богатство ради престижа, желание оставить наследство и пр. 

    Теория  Милтона Фридмена. Он предложил для объяснения поведения потребителей гипотезу постоянного (перманентного) дохода, которая была им сформулирована в 1957 г. Суть этой гипотезы состоит в том, что уровень доходов хозяйствующих субъектов  подвержен колебаниям в результате влияния на них как постоянных (долгосрочных), так и случайных (временных) факторов.

    Свои  потребительские расходы субъекты  формируют в зависимости не от текущего, а от постоянного (перманентного) дохода, стремясь обеспечить равный уровень потребления в течение жизни.

    Перманентный  доход – это доход, ожидаемый  потребителем за длительный период времени. Это средневзвешенная величина из всех доходов, которые субъект ожидает  получить в будущем, это некий  средний доход.

    Текущий доход Y будет равен: ,                                        

где Yp постоянный (перманентный) доход;

       Yt  – временный доход.

    Постоянный  доход – часть дохода, которая, согласно ожиданиям, сохранится и в будущем, когда устранится влияние временных и преходящих факторов.

    Временный доход – часть дохода, которую экономические субъекты не предполагают сохранить в будущем. Это случайное отклонение от дохода. 

    Потребление по М. Фридмену прямо пропорционально постоянному (перманентному) доходу:  , где α – величина постоянная.  

    Подводя итог, можно сделать следующие  выводы:

    а) проблема потребления – сложная, противоречивая, по-разному проявляет  себя в краткосрочном и долгосрочном периодах;

    б) в краткосрочном периоде главным  фактором, определяющим объем потребления, выступает текущий доход. Средняя  склонность к потреблению уменьшается  по мере роста дохода, и наоборот (Дж.М. Кейнс);

    в) в долгосрочном периоде не только текущий доход, но и накопленное богатство, ожидаемый доход в будущем и т.п. определяют уровень потребления (И.Фишер, Ф.Модильяни);

    г) колебания дохода могут быть обусловлены  как постоянными, так и временными изменениями. На объем потребления  в долгосрочном периоде влияют изменения постоянного дохода (М.Фридмен).  

Вопрос  3. Инвестиции и их виды.  

    Инвестиции  являются определяющим фактором экономического роста. Понятие «инвестиции» в широком  смысле трактуется как вложения в  будущее. Инвестиции – это любые средства, призванные служить удовлетворению будущих потребностей. Инвестиции являются важным компонентом совокупного спроса и обладают разветвленной структурой.

    Прежде  всего, их разделяют на инвестиции реальные и финансовые.

    Реальные  инвестиции – это вложения в отрасли экономики и виды экономической деятельности, обеспечивающие приращение реального капитала, т.е. увеличение средств производства, материально-вещественных ценностей, интеллектуальных ресурсов.

    Финансовые  инвестиции представляют собой вложения капитала в ценные бумаги. Прямые финансовые инвестиции – это денежные вложения в уставной капитал хозяйствующего субъекта, осуществляемые как с целью получения доходов в виде дивидендов, так и прав на участие в управлении предприятием. Так же в составе финансовых инвестиций выделяют портфельные инвестиции. Лица, вкладывающие деньги в ценные бумаги, приобретают их в целях повышения доходности и снижения риска.

    В CНC выделяют три вида инвестиций:

    1) производственные инвестиции (инвестиции  фирм в основной капитал –  здания, сооружения, оборудование);

    2) инвестиции в запасы (сырье, материалы,  незавершенное производство, готовые  изделия);

    3) инвестиции в жилищное строительство. 

    Общий объем инвестиций в экономику, называют валовыми инвестициями. Они складываются из двух составляющих: амортизации и чистых инвестиций. Чистые инвестиции – это инвестиции, которые обеспечивают увеличение капитала. Они представляют собой разницу между валовыми инвестициями и амортизацией.

    Источником  инвестиций являются сбережения. В  экономике, как правило, сберегают и инвестируют  разные субъекты. Следовательно, процесс накопления может не совпадать с процессом инвестирования, объем сбережений может отклоняться от объема инвестиций. В таком случае равновесие в экономике нарушается.

    Инвестиции  непосредственно связаны со сбережениями домашних хозяйств, предприятий, государства. Для государства часть национального дохода, не расходуемая на текущее потребление, и есть основной внутренний инвестиционный источник. Предприятия используют в виде инвестиционных средств накопления из прибыли. Денежные накопления населения могут непосредственно инвестициями не являться, но они могут быть использованы на такие цели банком, в котором эти сбережения хранятся.

    Потребителями инвестиционных ресурсов выступают  государство, предприятия и домашние хозяйства. Государству инвестиции необходимы для вложения в социально-культурную сферу, науку, жилищное строительство и пр. Потребность домашних хозяйств в инвестициях ограничивается, прежде всего, вложениями в образование, товары длительного пользования, недвижимость, землю. Центральным субъектом использования инвестиций выступают предприятия, которые расширяют свое производство, закупают новое оборудование, используют новые технологии.

    Объем инвестиций является самым нестабильным из всех макроэкономических показателей, темпы их роста могут колебаться в значительном диапазоне от минусовых значений до плюсовых под воздействием множества факторов. Основные из них: изменение ставки процента; рост цен и затрат на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования; налоги на доходы и прибыль предприятий приводят, при их повышении, к снижению спроса на инвестиции; научно-технический прогресс; объемы наличного основного капитала; ожидания и прогнозы.

    Инвестиции  образуют, наряду с потребительским  спросом, вторую составляющую совокупного  спроса. При этом сбережения и инвестиции влияют на объем эффективного спроса в прямо противоположных направлениях: сбережения сокращают спрос, а инвестиции его увеличивают. 
 

Вопрос  4. Теории мультипликатора и акселератора 

      В зависимости от того, какие  факторы определяют объем спроса  на инвестиции, они имеют форму  автономных или индуцированных  инвестиций.

    Инвестиции, осуществление которых не обусловлено ростом национального дохода, называют автономными, т.е. независимыми от объема национального дохода. Примером автономных инвестиций могут быть инвестиции в новую технику и инвестиции, направленные на улучшение качества товаров и услуг. Такие инвестиции сами обуславливают рост национального дохода. На первый взгляд может показаться, что рост автономных инвестиций приведет к росту национального дохода на такую же величину, на которую были увеличены инвестиции. Однако, согласно кейнсианской модели, прирост автономных инвестиций вызывает мультипликативный эффект. Эффект мультипликатора состоит в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций.

    Теория  мультипликатора возникла в период депрессии 1929-1933 гг. Статическая модель мультипликатора была предложена в 1931 г. Р.Ф. Каном, а детально она разработана Дж.М. Кейнсом.

    Под мультипликатором понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения национального дохода от изменения инвестиций. Суть концепции мультипликатора: между изменениями инвестиций и национального дохода существует устойчивая зависимость.

    Кейнсианская  теория определения оптимальных  размеров ВВП, при котором экономика  достигает состояния равновесия, показывает, что при росте инвестиций рост ВВП будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначально дополнительные инвестиции (эффект нарастающего инвестирования).

    Мультипликатор представляет собой числовой коэффициент, который показывает превышение роста дохода над ростом инвестиций: ,                                     

где ∆Y – приращение дохода;

    ∆I – приращение инвестиций;

    m – мультипликатор инвестиций.

    Следовательно:  .                                              

    Поскольку мультипликатор находится в прямой зависимости от предельной склонности к потреблению и в обратной зависимости от предельной склонности к сбережению, то мультипликатор есть величина, обратная предельной склонности к сбережению:

                                           

    Следует отметить, что эффект мультипликатора  проявляет себя в условиях экономики  неполной занятости. Это закономерно: если все ресурсы задействованы  полностью, то откуда будут черпаться  дополнительные рабочие руки и производственные мощности?

    Дж.М. Кейнс формулирует условия появления мультипликационного эффекта: свободный доступ к ресурсам и определенный уровень ресурсообеспеченности, соответствие структуры инвестиций структуре общественного производства, достаточный уровень эффективного спроса. Дж.М. Кейнс обращает внимание на двойственность процесса мультипликации: при отрицательной динамике инвестиций происходит кратное падение производства, что подтвердила и экономическая практика Украины.  

    Кроме автономных, существуют инвестиции, производные от них – индуцированные.

    Индуцированные инвестиции – это инвестиции, которые зависят от объема национального дохода. Это означает, что при неизменном объеме национального дохода и совокупного спроса индуцированные инвестиции отсутствуют. Возникают они только со сменой объема национального дохода для удовлетворения расширенного объема спроса. Индуцированное инвестирование осуществляется только тогда, когда для удовлетворения большего объема спроса, который носит устойчивый характер, существующие технические и технологические возможности исчерпаны.

    С индуцированными инвестициями связан принцип акселерации, суть которого состоит в том, что любое ожидаемое увеличение национального дохода предусматривает соответствующее увеличение основного капитала. 

Информация о работе Теория Франко Модильяни